Большой скачок
К началу шестидесятых Китай был огромной, но бедной сельскохозяйственной страной. Великий кормчий Мао решил одним махом превратить страну в лидера мировой экономики. Отвергнув здравые соображения и тысячелетний сельскохозяйственный опыт, компартия выдавала предписания, что, где и как сеять и сажать. Воробьёв предлагалось уничтожать (чтобы не портили посевы), а кастрюли и гантели переплавлять на нужды металлургической промышленности. Итогами стали Большой голод, гибель десятков миллионов человек, Люшаньская конференция и новая экономика Ден Сяопина. Впрочем, впоследствии Китай все-таки скакнул вперед. Просто потому, что перестал изобретать велосипед и купил учебник «Экономика для чайников». Если взглянуть на современный Китай, то учебник, без сомнения, полезный.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
Небоскрёб «Иллинойс» (Чикаго, США)
Это могло бы стать самое высокое здание США. /Фото: popmeсh.ru
В первой половине ХХ столетия начался просто бум на строительство небоскрёбов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый новый проект предполагал возведение всё более грандиозного и высокого сооружения. Однако в пятидесятых годах прошлого века появился своеобразный рекордсмен среди концептов. Речь идёт о проекте небоскрёба «Иллинойс» архитектора Фрэнка Ллойд Райта.
Компьютерная модель и эскиз нереализованного небоскрёба. /Фото: pinterest.com
Суть его задумки состояла в том, чтобы преодолеть потолок высоты застройки и возвести сооружение высотой, как минимум, в милю – 1,609 метров. Проект предполагалось воплотить в жизнь в Чикаго, что на момент 1957 года сделало бы его обладателем самого высокого здания на планете. Кроме того, были проработаны и подъемники – «атомные лифты», движущиеся со скоростью 100 км/ч, а также паркинг для 20 тысяч автомобилей и 180 вертолетов. Однако проект оказался слишком амбициозным, потому и остался на бумаге.
Музей нарративного искусства Джорджа Лукаса (Чикаго, США)
Первоначальный вид концепции музея Лукаса. /Фото: interior.ru
Этот футуристичный проект был максимально близко к воплощению в жизнь, однако ему, всё-таки, не повезло. Задумка создания такого сооружение принадлежит легендарному автору «Звёздных войн» и Индианы Джонса Джорджу Лукасу. Согласно первоначальному концепту, музей нарративного искусства должен был появиться в Чикаго. Вот только против оказалась городская общественность: их не устроил уж слишком выделяющийся и футуристичный вид грандиозного сооружения.
Так выглядит новый проект музея Джодда Лукаса. /Фото: elle.ru
Казалось бы, идея навсегда останется на бумаге, однако Джордж Лукас сдаваться не собирался. Он попросту заказал два аналогичных проекта, но на этот раз потенциальными местами возведения были два других города – Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Первый оказался предпочтительнее, и, возможно, в скором времени, там действительно построят музей нарративного искусства. Правда, проект пришлось основательно переделать, поэтому, даже если его и возведут, от первоначального концепта там практически ничего не осталось – его реализовать оказалось просто невозможно.
Каким будет город-небоскреб Mirror Line
В первую очередь стоит сказать, что город-небоскреб теперь называется Mirror Line. Новое название дает понять, что сооружение будет сделано в виде длиннющей линии, а также будет полностью покрыто зеркалами с внешней стороны. Второе новшество заключается в том, что конструкция будет короче ожидаемого — протяженность здания (и города) составит 120 метров. Несмотря на сокращение площади, внутри него смогут жить целых 5 миллионов человек. Как они там уместятся совершенно не ясно, однако можно предположить, что строители просто сократят количество магазинов и других заведений.
Внутри двух параллельных линий смогут жить люди, и вид из окон явно будет потрясающий
Помимо магазинов, кафе и салонов красоты, на высоте 300 метров будет расположен стадион для спортивных соревнований. Сообщается, что каждый житель сможет дойти до жизненно необходимых мест всего за пять минут. Внутри небоскреба будут целые городские районы, перемещаться между которыми можно будет на подземном транспорте, который работает на возобновляемой энергии. Поездка из одного района в другой будет занимать не более 20 минут. Недалеко от небоскреба окажутся берега Красного моря — это отличный повод для постройки пристани для яхт, чем и займутся строители.
В небоскребе Mirror Line найдется место спортивному стадиону
Если вам показалось, что 500 миллиардов долларов для строительства небоскреба это очень много, для вас есть шокирующая новость. Так как план проекта немного изменился и стал более сложным, ему выделили еще столько же денег — теперь стоимость строительства Mirror Line составляет 1 триллион долларов.
2Хрустальный дворец на лондонской Всемирной выставке (1851)
Первый набросок Хрустального дворца, сделанный Джозефом Пэкстоном 11 июня 1850 года Victoria and Albert MuseumФасад Хрустального дворца. 1852 год. Smithsonian LibrariesЮжный фасад Хрустального дворца. 1851 год. The Hearsum CollectionИнтерьер Хрустального дворца. 1851 год. The British LibraryИнтерьер Хрустального дворца. 1851 год. The British Library
Хрустальный дворец, наверное, самое знаменитое в мире строение из стекла. Чернышевский описал его в «Четвертом сне Веры Павловны», Достоевский раскритиковал в «Записках из подполья», знаменитый критик Стасов превознес в самых восторженных выражениях, а британский писатель и художник Джон Рескин увидел в нем лишь «самую большую из оранжерей, когда-либо построенных в мире»*.
*Цит. по: Д. Е. Аркин. Рождение и гибель Хрустального дворца // Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.
Это легендарное здание было главным павильоном первой в истории Всемирной выставки, открывшейся в 1851 году в Лондоне. Ее задача была весьма амбициозна: презентация идеи прогресса, демонстрация индустриальных достижений человечества, машин и продукции будущего. Триумфу новых технологий должна была соответствовать и архитектура выставочного павильона. В конкурсе проектов победил Джозеф Пакстон, английский садовод и специалист по оранжерейной архитектуре, прославившийся к тому времени возведением самых грандиозных оранжерей в Англии.
Новые технологии строительства и конструктивные приемы, опробованные в оранжерейной практике, Пакстон использовал в Хрустальном дворце. Главные из них — идея монтажа стандартных частей и применение листового стекла, что позволяло остеклить значительно большие поверхности, чем прежде. Это было изобретением Роберта Лукаса Ченса, чье имя в истории стеклоделия сравнимо с именем Веджвуда в истории фарфора.
В основу конструкции павильона был положен максимально возможный размер стеклянного листа — 122 × 25 см. Три таких листа заключались в железные рамы, которыми заполнялся каркас. Длина рамы соответствовала расстоянию между несущими столбами: таким образом все пропорции дворца были рассчитаны исходя из размера стеклянного листа.
Масштабы Хрустального дворца, возведенного на территории Гайд-парка меньше чем за восемь месяцев, поражали воображение современников. Это было самое большое здание в мире: его длина равнялась 564 метрам, ширина — 139 метрам, высота — 20,31 метра. Компания Chance Brothers, основанная Ченсом, изготовила для павильона 300 тысяч стеклянных панелей общей площадью 88 тысяч квадратных метров. Хотя композиция пятинефного павильона с широким центральным нефом* и трансептом**, возвышающимся над всем зданием, очевидно восходила к готическим соборам, образ пространства был иным. «Если бы мы могли представить себе, что воздух можно отливать, как жидкое тело, тогда нам показалось бы, что свободный воздух здесь затвердел, после чего форму, в которой он был отлит, убрали прочь», — писали современники***.
*Неф (от франц. nef и лат. navis «корабль») — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
**Трансепт (от латинского transeptum: trans — «за», septum — «ограда») — поперечный неф в базиликальных и крестообразных в плане соборах, пересекающий под прямым углом основной продольный неф.
***Д. Е. Аркин. Рождение и гибель Хрустального дворца // Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.
Кенотафий Ньютона (Париж, Франция)
Пожалуй, самый грандиозный памятник учёному. /Фото: wdl.org
Архитектор-неоклассицист Этьен-Луи Булле вошёл в историю как автор множества удивительных и настолько грандиозных сооружений, что в его время их воплотить в жизнь просто не представлялось возможным. Однако, пожалуй, наиболее спорным являлся проект кенотафа (или кенотафия), который должен был прославлять память великого английского ученого и математика Исаака Ньютона.
Ночью был бы день, а днём была бы ночь. /Фото: thecharnelhouse.org
Сооружение Булле представляло собой грандиозную сферу, которая поддерживалась бы двумя барьерами, а вокруг были бы высажены три уровня кипарисов, чтобы монструозное здание имело хоть толику изящества. А чтобы отметить деятельность Ньютона как физика, архитектор придумал уникальную систему освещения, которая работала бы следующим образом: в течение дня внутри кенотафа должна быть создана иллюзия звездной ночи, а ночью огромный фонарь освещал бы пространства как днём. Само собой, что в XVIII столетии такое здание было невозможно построить, поэтому оно так и осталось на бумаге.
Mirror Line — самое экологичное здание в мире?
Но сами авторы проекта уверены в том, что их проект принесет только пользу. Мало того, что небоскреб Mirror Line обещает быть одним из самых красивых и крупных сооружений, так еще и станет домом для миллионов людей. Внутри сооружения будет открыто множество заведений, благодаря чему станут доступны до 380 тысяч новых рабочих мест. Также город сможет положительно повлиять на экологию, потому что в нем не будет обычного транспорта, тем более с двигателями внутреннего сгорания. Транспортная система будет располагаться под землей и работать за счет энергии, вырабатываемой солнечными и ветряными электростанциями.
Видео о будущем архитектурном чуде Саудовской Аравии
А теперь самое главное — когда будет построен город-небоскреб Mirror Line? Сначала предполагалось, что первые жители появятся в нем уже в 2030-х годах. Но новый план настолько сложен, что на строительство может уйти пятьдесят лет — возможно, его увидят только наши дети и внуки.
Ультима-тауэр (Сан-Франциско, США)
Самая высокая нереализованная высотка. /Фото: blogspot.com
При попытке найти самый грандиозный проект небоскрёба, то трудно найти более масштабное сооружение, чем концепт башни под названием Ультима-Тайэр, которая должны была появиться в Сан-Франциско еще в конце прошлого столетия. Причём причина разработки такого сооружения была чисто практической – попытка преодолеть проблему перенаселения. Правда, вот уже тридцать лет это здание остаётся лишь на бумаге.
Сравнение Ультима-тауэр с существующими небоскрёбами. /Фото: wikipedia.org
Автором этого мегапроекта стал архитектор Юджин Тсуя, который представил его ещё в 1991 году. Сооружение представляло собой здание диаметром в 1 828,8 метров и внутренней площадью 140 миллионов квадратных метров. Таким образом, в одной башне можно было бы поселить сразу один миллион человек. Более того, использование атмосферного перепада давлений между основанием и вершиной позволило бы генерировать электричество по всей высоте сооружения. Стоимость проекта была просто колоссальной – 150 миллиардов долларов.
Третье чудо из 7 чудес: Всесильный Зевс спустился молнией с небес
В 435 году до н. э. в Олимпии был построен храм в честь повелителя богов — Зевса. Внутри храма поместили огромную 12,5-метровую статую бога-олимпийца, сделанную греческим скульптором Фидием.
Каким видели образ Зевса современники
Зевс в Олимпии. Статуя Фидия из золота и слоновой кости в главном храме Олимпии. Версия французского археолога и искусствоведа Кватремера де Куинси (1815 г.)
Статуя представляла собой скульптуру из золота и слоновой кости на деревянном каркасе. Географ и путешественник II века н. э. Павсаний оставил подробное описание: Зевс восседал на кедровом троне, украшенном расписными фигурами, коваными изображениями, золотом, драгоценными камнями и чёрным деревом.
В левой руке он держал скипетр с орлом, а в правой — статую богини победы Ники. Голову венчал скульптурный оливковый венок. Позолоченные одежды были выполнены из стекла с выгравированными лилиями и животными. Ноги в золотых сандалиях опирались на подставку, украшенную рельефом Амазономахии.
Пол перед изваянием был вымощен чёрной плиткой и окружён приподнятым мраморным ободком. Этот своеобразный бассейн заполняли оливковым маслом для визуального эффекта отражения.
По словам Павсания, скульптор после завершения работы молился богу, чтобы тот показал знаком, нравится ли ему образ. Легенда гласит, что сразу после молитвы в пол храма ударила молния. Это место отметили бронзовым знаком.
Статуя была разрушена в V веке нашей эры. Есть несколько версий уничтожения этого чуда: пожары или вандализм римских императоров.
7 чудо света – Александрийский маяк
Последним, седьмым чудом света является Александрийский маяк, построенный в 3 веке до н.э. По-другому его еще называют Фаросский маяк.
Идея создания этого маяка была вполне практическая
Дело в том, что недалеко от Александрии располагался остров Фарос с важной бухтой. Она в то время имела большое значение для проходящих мимо торговых судов
Вероятно Сострат Книдский (главный архитектор маяка) мечтал о том, что его детище войдет в семь чудес света и прославит в веках его имя.
Реализован проект был во время правления египетского Птолемея II. На строительство отводилось 20 лет, но Сострат выполнил работу всего за 5.
Интересен факт, что когда от Сострата потребовали запечатлеть на Александрийском маяке имя Птолемея, он поступил очень хитро. Сначала он высек на камне свое имя, а сверху из штукатурки выложил имя правителя.
Через несколько десятилетий штукатурка разрушилась, и жителям предстало имя подлинного мастера и автора седьмого чуда света.
Состоял Александрийский маяк из трех башен.
Самая нижняя часть представляла собой технический этаж, где жили рабочие и солдаты, а также хранился весь инвентарь по уходу за маяком.
Вторая часть имела вид восьмиугольной башни, вокруг которой располагался пандус. По нему подавали топливо для огня.
Самый верхняя, ключевая башня маяка, была оборудована сложнейшей системой зеркал, благодаря которым свет от огня был виден так далеко.
Общая высота Фаросского маяка была около 140 метров. На самой макушке была установлена статуя бога морей – Посейдона.
Следует упомянуть об отзывах современников, видевших Александрийский маяк лично. Так некоторые путешественники рассказывали об удивительных статуях, которые располагались на маяке.
Первая из них поднимала руку с восходом солнца, указывала на него на протяжении всего дня, а после захода рука опускалась.
Вторая – 24 раза в сутки издавал звук с последней секундой каждого прошедшего часа.
Третья указывала направление ветра.
Александрийский маяк в ночное время суток освещал водную гладь на расстояние свыше 60 км. Днем же от него поднимался столб дыма, что также служило важным указателем для кораблей.
В 796 г., простояв почти 1000 лет, седьмое чудо света – Фаросский маяк, почти полностью разрушился от землетрясения. В 15 веке султан Кайт-бей, обосновал на его фундаменте крепость, которая существует до сих пор.
Интересен факт, что в 2015 году властями Египта был одобрен проект по строительству маяка заново.
Ну что же, вот и все семь чудес света. Конечно, этот список в разное время оспаривался теми или иными деятелями, однако он считается классическим до сих пор.
Подписывайтесь на InFAK.ru. Развивайтесь с нами!
Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:
Абсолютное безумие Германа Финштерлина
Герман Финштерлин не похож на других архитекторов. Его работы высоко оценивались многими критиками, но сам Финштерлин так и не увидел хотя бы одного спроектированного им здания построенным. Объяснить это легко: конструкции Германа были абсолютно сумасшедшими.
Это не значит, что они были неординарными, слишком высокими или чересчур дорогими для реализации. Дело в другом: проекты создавались человеком, наплевавшим на хотя бы элементарную рациональность много лет назад. Герман хотел, чтобы будущие обитатели его зданий чувствовали себя находящимися внутри живого существа. Финштерлин черпал вдохновение, рассматривая конечности млекопитающих, исследуя грудную клетку или пищеварительный тракт человека изнутри и т. д. В своей книге он писал, что хотел, чтобы каждый человек чувствовал комнаты его зданий как отдельные органы. С фантазией же у господина Финштерлина проблем не было. Например, один из его проектов выглядит, как эрегированный мужской половой орган громадных размеров.
Трёхмерные модели архитектора выглядели не менее абсурдно. Одна из них сегодня хранится в Нью-Йоркском музее современного искусства. Честно говоря, глядя на эту модель, можно подумать, что её слепил из пластилина пятилетний ребёнок.
В то же время не приходится сомневаться, что если бы Герману Финштерлину разрешили реализовать все его задумки, жить в нашем мире стало намного интересней.
Упомянутых в этой статье архитекторов кто-то назовёт чудаками или безумцами, а кто-то – непризнанными гениями. Но до того как составить своё мнение, вспомните о том, что многие великие идеи изначально воспринимались обществом критически. Тот же Леонардо да Винчи сделал сотни открытий, ценность которых люди смогли по достоинству оценить лишь через несколько столетий. Великий учёный просто намного опередил своё время. Вполне возможно, что в будущем наши потомки всё же воплотят проекты, кажущиеся нам абсолютно сумасшедшими.
5 чудо света – Мавзолей в Галикарнасе
Галикарнасский мавзолей, попавший в список 7 чудес света, появился в 351 г. до н.э. Автором идеи является царь Карии по имени Мавсол вместе со своей женой – царицей Артемисией.
Таким образом, они решили увековечить свое имя по примеру египетских фараонов. Надо сказать, что его затея оказалась успешной, так как пятое чудо света до сих пор связано с его именем.
Здание мавзолея было трёхъярусным.
Первый ярус представлял собой массивный цоколь, опоясанный по периметру статуями древнегреческих героев. Внутри, после смерти Мавсола и его жены, должны были быть помещены их гробницы.
Второй этаж использовался в качестве храма для служения языческим культам. На нем располагалось 36 колонн, которые держали верхнюю, главную часть Галикарнасского мавзолея.
Третий ярус имел вид пирамиды, состоящей из 24 ступеней. На самом верху была установлена основная ценность мавзолея: величественная статуя, представлявшая собой колесницу с царем Мавсолом и его супругой Артемисией.
Это кажется невероятным, но в музее Британии можно увидеть неплохо сохранившиеся до наших дней статуи обоих царственных супругов.
Мавзолей в Галикарнасе, ставший одним из семи чудес света, был разрушен в 13 веке вследствие масштабного землетрясения.
В турецком курортном городе Бодрум можно найти место, где когда-то стоял Галикарнасский мавзолей.
Панамский канал
В 1869 году весь мир рукоплескал Фердинанду Лессепсу на открытии Суэцкого канала. Тот, недолго думая, затеял следующую великую стройку – канал Панамский, полностью проигнорировав бьющих в колокола медиков (Панама – зона желтой лихорадки) и инженеров (чертежи Фердинанда вызвали у них ужас).
Через двадцать лет Лессепса проклянут инвесторы, посадят в тюрьму и предадут анафеме. Двадцать тысяч рабочих вернутся на родину в гробах (а большинство не вернется даже в них), а слово «Панама» станет синонимом афёры и надувательства. Потому что нужно слушать профессионалов, а не авантюристов.
7 чудес света современности
В 2007 году появился список новых 7 чудес света. Каждый памятник истории в нём по-своему красив и уникален.
- Великая китайская стена. Её построили китайские императоры для защиты от постоянных нападений с севера.
- Колизей. Во времена Древнего Рима в нем проводились бои гладиаторов, спортивные состязания и другие развлечения для публики.
- Мачу-Пикчу — город Инков в Перу, построенный высоко в горах императором Пачакутеком в качестве его резиденции.
- Петра — античный город на территории Иордании, вырезанный в цельной каменной породе.
- Тадж-Махал — Прекраснейшая мечеть в Индии.
- Статуя Христа-Искупителя в Бразилии (Рио-де-Жанейро).
- Чичен-Ица — древний город майя в Мексике.
Колизей — знаменитый амфитеатр Древнего Рима — одна из главных достопримечательностей Италии.
Фото: flickr.com/FrankHamm
Все они разбросаны по разным уголкам мира и до сих пор стоят в полной или частичной сохранности. Одни были построены сравнительно недавно, другие созданы даже раньше, чем монументы древности.
Другие списки 7 чудес света
Выбор числа связан с древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве. В Древней Греции семёрка считалась священным числом бога Аполлона.
Собственно, в Древней Греции список и был составлен и поэтому включил в себя объекты, находящиеся в непосредственной близости к ней.
By Kandi — Own work, CC BY-SA 3.0, Список Семь чудес света включал в себя архитектурные памятники, находившиеся недалеко от Древней Греции
На самом деле, чудес света не 7, а больше. Дело в том, что списков чудес света было несколько.
Из чудес Антипатра единственным, который сохранился до наших дней, является Великая пирамида Гизы. Его блестящая белая каменная облицовка сохранилась нетронутой примерно до 1300 года нашей эры, когда местные общины убрали большую часть каменной кладки для строительных материалов.
Существование Висячих садов не было доказано, хотя теорий предостаточно. Записи и археология подтверждают существование других пяти чудес. Храм Артемиды и статуя Зевса были уничтожены пожаром, в то время как маяк Александрии, Колосс и могила Мавзола были разрушены землетрясениями.
Среди сохранившихся артефактов — скульптуры из могилы Мавзола и Храма Артемиды, которые в настоящее время хранятся в Британском музее в Лондоне.
Список семи самых чудесных архитектурных и художественных человеческих достижений продолжался от древнегреческих времен до Римской империи, средневековья, эпохи Возрождения и современности. В VI веке список из 7 чудес света был составлен Св. Григорием Турским: список включал Храм Соломона, Фарос Александрийский и Ноев ковчег. Отражая рост влияния христианства и фактор времени, природы и рук человека, в списке начали фигурировать римские и христианские места, включая Колизей, Ноев ковчег и Храм Соломона.
Лейбл «Семь чудес» породил бесчисленные версии среди международных организаций, публикаций и частных лиц на основе различных тем – произведений природы, инженерных шедевров, сооружений средневековья и т. д. Его цель также изменилась от простого путеводителя или сборника любопытных мест к списку мест для защиты или сохранения.
Отель «Аттракцион» (Нью-Йорк, США)
Пожалуй, это могло быть самое грандиозное сооружение Гауди. /Фото: twitter.com
О таланте знаменитого архитектора Антонио Гауди известно всякому, кто хотя бы раз посетил Барселону. Однако, не все грани его гения можно сегодня увидеть воочию, ведь, как и у любого творческого человека, есть такие концепты, которые не были воплощены в жизнь. Однако на этот раз проект остался на бумаге…по решению самого автора. Речь идет о грандиозном отеле «Аттракцион».
На момент создания проекта отель мог стать одним из самых высоких зданий на планете. /Фото: architime.ru
Разработка этого проекта была начата в 1908 году, а концепт предполагал создание грандиозного сооружения в присущем Гауди дизайне, причём местом размещения должен был стать Нью-Йорк. Отель «Аттракцион», мог бы поразить воображение необычным силуэтом, звездной сферой на шпиле и общим масштабом. Это кажется удивительным, но, по сути, у этого проекта были все шансы стать реальным, ведь даже нашлись инвесторы, которые были согласны профинансировать строительство, но архитектор отказался от своей задумки, поэтому до нас дошли только макеты и концепт-арты грандиозного сооружения.
Хрустальный остров (Москва, Россия)
Нереализованный проект московского центра. /Фото: archi.ru
О том, что во времена Советского Союза было огромное количество грандиозных архитектурных проектов, которые не были воплощены в жизнь – самый известный, это, пожалуй, Дворец Советов – знают очень многие. А вот об аналогичных российских концептах известно не всякому. Ярчайшим примером такого нереализованного проекта оказался столичный Хрустальный остров.
Проект Хрустального острова, вид сверху. /Фото: rbk.ru
Концепт представлял собой создание масштабного культурно-делового центра, который разработал Норман Фостер и подразумевал строительство небоскрёба высотой в 450 метров и площадью более 2,5 млн квадратных метров, а также застройку окружающей площади Нагатинской поймы. Тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков проект одобрил, и центр должен был принять первых посетителей в 2014 году, однако после отставки столичного главы от реализации проекта отказались, признав его чуждым архитектуре Москвы.
Тарифы на ночлежку в приюте
1. Услуги за 1 пенс
За 1 пенс человека кормили небольшим ломтиком хлеба и чаем, а также позволяли посидеть в теплом помещении / Фото: pikabu.ru
За 1 пенс человека кормили небольшим ломтиком хлеба и чаем, а также позволяли посидеть в теплом помещении. Однако спать на скамейке или в любом другом месте запрещалось. Служащие приюта строго отслеживали провинившихся, тотчас же будили их и выгоняли. В переводе на современные деньги 1 пенс равняется 60 центам или 44 рублям.
2. «Веревочные кровати» за 2 пенса
За 2 пенса бездомным разрешали отдохнуть на специальном подвесе / Фото: pikabu.ru
За 2 пенса бездомным разрешали отдохнуть на специальном подвесе. Людей усаживали на длинную скамью, а перед ними натягивали крепкую веревку, чтобы повисать на ней и спать. Трудно судить, получалось ли выспаться на таком подвесе, но других вариантов не было. Кто-то старался приспособить сложенную куртку или пальто как подушку, однако зачастую бездомные спали стоя или сидя, перегнувшись через столь сомнительную «опору». В 5 утра в комнату входил служащий приюта, который будил людей и выгонял их на улицу.
Кстати, существует ложное предположение, что английское слово hangover, то есть похмелье, образовано от выражения hang over в значении нависать. Якобы именно от «веревочных кроватей» произошло до боли знакомое многим англичанам слово. Но это оказался фейк, поскольку у hangover совсем другая история.
3. «Гробы» за 4 пенса
Приют называли «четырехпенсовым гробом», поскольку в спальнях располагались кровати, напоминающие продолговатые ящики / Фото: pikabu.ru
В народе приют называли «четырехпенсовым гробом», поскольку в спальнях располагались кровати, напоминающие продолговатые ящики для умерших. За эту плату бездомных кормили, давали «гробы» и брезент, чтобы укрыться. Спать в таких условиях было жестко и холодно, плюс в ящиках кишели клопы. Однако по сравнению с «подвесными кроватями» за 2 пенса, это был роскошный вариант. По крайней мере, здесь можно было лечь ровно и поспать хотя бы немного без страха околеть, промокнуть или упасть.
4. Приюты для «богачей»
Счастливчики, которым удалось собрать 7 пенсов, могли провести ночь на настоящей кровати / Фото: pikabu.ru
Счастливчики, которым удалось собрать 7 пенсов, могли провести ночь на настоящей кровати. Узковатой, с невероятно жестким матрасом и тонкой накидкой вместо одеяла, но кровати. А за шиллинг (12 пенсов, равных 7 долларам или 500 рублей) в приютах выдавали «люкс»-ночлежку — отгороженное спальное место, а также возможность искупаться в ванной.
Подобные приюты просуществовали практически 100 лет, поскольку лишь в середине XX века Великобритания начала заботиться о бездомных и предоставляла им бесплатный кров. А ночлежки прекратили свое существование.
7 чудо света: Александрийский маяк на о. Фарос
После завоевания Египта в 332 г. до н.э. Александр Македонский основал в дельте Нила город, названный его именем – Александрия. В царствование Птолемея I город достиг богатства и процветания, а Александрийская гавань превратилась в оживленный центр морской торговли.
В 270 году до н.э. на острове Фарос при входе в порт Александрии воздвигли огромную башню высотой 120 метров, чтобы облегчить плавание судов в плохую погоду и тёмное время суток. Свет маяка был виден за 60 км. Поэтому иногда его называют Фаросским маяком. Современное слово «фара» произошло из этого названия.
Кто построил Александрийский маяк
Античный путешественник и учёный Страбон посетил Александрию в конце первого века до нашей эры. В своей энциклопедической рукописи Geographica он указал, что греческий архитектор Сострат Книдский посвятил своё творение «Богам-спасителям», о чём сделал надпись на стене здания.
Александрийский поэт Посидипп (ок. 270 г. до н.э.) воспел это удивительное сооружение:
Как выглядел Фаросский маяк
Согласно Страбону, маяк был построен из местного известняка и облицован белым мрамором. Декоративные фризы и орнаменты изготовлены из мрамора и бронзы, колонны – из гранита и мрамора. Маяк стоял в центре просторного участка, обнесенного мощной оградой с угловыми бастионами. В них, как и по всей стене, были прорезаны многочисленные бойницы.
Сам маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане (30,5×30,5 м), ориентированный по сторонам света и облицованный квадрами белого мрамора, имел высоту 60 м. По углам его были установлены монументальные статуи, изображающие тритонов. Внутри первого яруса располагались на разных уровнях помещения для рабочих и охраны. Там же находились кладовые, где хранилось топливо и продукты.
В подземной части маяка находилось хранилище питьевой воды для военного гарнизона, располагавшегося на острове: и при Птолемеях, и при римлянах маяк одновременно служил крепостью, препятствующей входу вражеских кораблей в главный порт Александрии.
Восьмиугольный средний ярус меньшего размера также был облицован мраморными плитами. Наверху по периметру стояли многочисленные бронзовые статуи; некоторые из них могли служить флюгерами, указывающими направление ветра. Сохранилось предание, что одна из фигур протянутой рукой следовала за движением солнца и опускала руку только после его захода.
Верхний ярус имел форму цилиндра и выполнял функции фонаря. Он был окружен восемью полированными гранитными колоннами и увенчан конусообразным куполом с 7-метровой бронзовой статуей Исиды-Фарии, попечительницы мореплавателей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что там находилась статуя морского бога Посейдона.
Световая сигнализация производилась с помощью огненного светильника в фокусе вогнутых металлических зеркал. Предполагают, что топливо на вершину доставляли установленные внутри башни подъемные механизмы — в середине маяка имелась шахта, ведущая от нижних помещений вверх к осветительной системе. По другой версии, топливо привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами.
Разрушение Алесандрийского маяка – 7 чуда античной архитектуры
Считается, что верхняя часть маяка (цилиндрическая, с куполом и статуей) рухнула во II в. во время землетрясения, но еще в 641 г. маяк действовал. В XIV в. землетрясение окончательно уничтожило этот шедевр древнего зодчества и строительной техники. Спустя сто лет египетский султан Кайт-бей распорядился построить на остатках фундамента маяка форт, названный именем своего создателя.
Маяк на монетах, отчеканенных в Александрии во II веке нашей эры. 1: реверс монеты римского императора Антонина Пия; 2: реверс монеты римского императора Коммода. CC BY-SA 3.0</a>, <a href=»https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=931764″>Link</a></p>
Судить о внешнем облике маяка мы можем сегодня лишь по его изображениям на монетах римского времени и немногочисленным обломкам гранитных и мраморных колонн.
7 чудо света — Александрийский маяк
Последним, седьмым чудом света является Александрийский маяк, построенный в 3 веке до н.э. По-другому его еще называют Фаросский маяк.
Идея создания этого маяка была вполне практическая
Дело в том, что недалеко от Александрии располагался остров Фарос с важной бухтой. Она в то время имела большое значение для проходящих мимо торговых судов. Вероятно Сострат Книдский (главный архитектор маяка) мечтал о том, что его детище войдет в семь чудес света и прославит в веках его имя
Вероятно Сострат Книдский (главный архитектор маяка) мечтал о том, что его детище войдет в семь чудес света и прославит в веках его имя.
Реализован проект был во время правления египетского Птолемея II. На строительство отводилось 20 лет, но Сострат выполнил работу всего за 5.
Интересен факт, что когда от Сострата потребовали запечатлеть на Александрийском маяке имя Птолемея, он поступил очень хитро. Сначала он высек на камне свое имя, а сверху из штукатурки выложил имя правителя.
Через несколько десятилетий штукатурка разрушилась, и жителям предстало имя подлинного мастера и автора седьмого чуда света.
Состоял Александрийский маяк из трех башен.
Самая нижняя часть представляла собой технический этаж, где жили рабочие и солдаты, а также хранился весь инвентарь по уходу за маяком.
Вторая часть имела вид восьмиугольной башни, вокруг которой располагался пандус. По нему подавали топливо для огня.
Самый верхняя, ключевая башня маяка, была оборудована сложнейшей системой зеркал, благодаря которым свет от огня был виден так далеко.
Общая высота Фаросского маяка была около 140 метров. На самой макушке была установлена статуя бога морей – Посейдона.
Следует упомянуть об отзывах современников, видевших Александрийский маяк лично. Так некоторые путешественники рассказывали об удивительных статуях, которые располагались на маяке.
Первая из них поднимала руку с восходом солнца, указывала на него на протяжении всего дня, а после захода рука опускалась.
Вторая – 24 раза в сутки издавал звук с последней секундой каждого прошедшего часа.
Третья указывала направление ветра.
Александрийский маяк в ночное время суток освещал водную гладь на расстояние свыше 60 км. Днем же от него поднимался столб дыма, что также служило важным указателем для кораблей.
В 796 г., простояв почти 1000 лет, седьмое чудо света – Фаросский маяк, почти полностью разрушился от землетрясения. В 15 веке султан Кайт-бей, обосновал на его фундаменте крепость, которая существует до сих пор.
Интересен факт, что в 2015 году властями Египта был одобрен проект по строительству маяка заново.
Ну что же, вот и все семь чудес света. Конечно, этот список в разное время оспаривался теми или иными деятелями, однако он считается классическим до сих пор.
Подписывайтесь на InFAK.ru. Развивайтесь с нами!
Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми: