Электростанции
Недостроенные Крымская АЭС и Гарьковская АСТПоразительно сейчас осознавать, насколько много внимания и значения советское правительство уделяло вопросу атомной энергетики. Во времена Брежневского застоя были заложены чуть ли не десятки АЭС, АТЭЦ (атомная теплоэлектроцентраль) и АСТ (атомная станция теплоснабжения). И многие из них действительно были успешно завершены и успешно работают и сегодня. А вот другим повезло намного меньше: проекты строительства таких объектов, как Крымская, Ростовкая, Татарская АЭС, Воронежская и Горьковская АСТ, а также Одесская и Харьковская АТЭЦ оказались сначала замороженными, а потом и вовсе закрытыми. В большинстве случаев причиной остановки возведения стала крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества — аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года: под давлением общественности советское правительство вынуждено было отказаться от продолжения атомной программы.
Трансполярная магистраль
Впервые идея строительства Трансполярной магистрали высказывалась
еще до революции. Работы начались в 1949 году — после одобрения Сталиным. К
грандиозной стройке привлекли более 80 тысяч человек, в основном заключенных.
Главная цель строительства — соединение Мурманска и
Архангельска с побережьем Охотского моря железной дорогой. Фактически,
советский север должен был получить собственный аналог Транссибирской
магистрали протяженностью несколько тысяч километров, что в дальнейшем
облегчило бы освоение территорий.
Стройка велась в условиях вечной мерзлоты, без
предварительных геологических изысканий, которые приходилось делать на месте.
За пять лет было проложено несколько действующих веток, но после смерти
советского вождя строительство Трансполярной магистрали прекратили.
Несколько участков приняли в эксплуатацию и соединили с
железнодорожной сетью страны через Печорскую железную дорогу. Траты СССР на заброшенный
в итоге проект оценили в 42 миллиарда советских рублей. Сейчас обсуждается
частичное восстановление магистрали в рамках проекта «Северный широтный ход».
Тоннель для машин под Красной площадью
К середине ХХ столетия в Москве стало очень много автомобилей, и трафик на главных улицах города значительно уплотнился. Советские граждане приобретали новые автомобили, но им приходилось стоять в длинных пробках. Правительство города приняло решение создавать тоннели, которые снизят нагрузку на центральные дороги Москвы. В 1959 году начал работать подземный путь под площадью Садового кольца, а в начале 60-х было открыто еще 3 тоннеля – Октябрьский, Маяковский и Новоарбатский.
Следующим на очереди был тоннель под Красной площадью, и для его создания было разработано несколько вариантов. Под самой площадью хотели прорыть большой тоннель, а недалеко от Исторического музея планировалась эстакада. Однако ни то, ни другое, так и не было начато по разным причинам, в числе которых и отставка Никиты Хрущева.
№ 2 — Главный Туркменский канал
Сейчас читают
Канал Туркменский
Еще один проект, который позволил бы спасти засушливые районы, но в Туркмении. Его реализация дала бы возможность увеличить площади посевов хлопка, а также организовать судоходство между Амударьей и Волгой. Длина запланированного канала — 1,2 км, глубина — 7 м, ширина — 100 м. Заодно создали бы и ирригационные каналы (около 10 тысяч км протяженностью в целом), 2000 единиц водоемов и сразу три ГЭС. Примерно 25% стока Амударьи хотели провести по высохшему руслу бывшей реки Узбоя.
Стройка началась в 1950 году. В ней участвовали и местные жители, и заключенные. Количество строителей в 1953 году достигло почти 7300 рабочих и 10 тысяч заключенных. Количество работающей на проекте техники измерялось тысячами единиц: например, самосвалов было около 5000. Огромное количество грузов, необходимых для реализации Туркменского канала, направлялось сюда со всего СССР.
К сожалению, строительство канала было остановлено после смерти Сталина. Инициатор прекращения работ — Берия. Затем определенные расчеты показали, что проект нерентабельный, и его вовсе закрыли. На момент полного окончания работ на строительство Туркменского канала уже было потрачено более 21 млрд рублей, в переводе на современные рубли — 2,73 трлн.
Туркменский канал на почтовой марке
«Бумажная» архитектура
В 80-х годах, когда официальная архитектура советского периода погружается в кризис, появляется этот необычный феномен. Молодые зодчие в то время не могли рассчитывать не только на реализацию своих идей, но даже на их признание. Поэтому они создавали проекты в бумаге, нередко отправляли их на разные зарубежные конкурсы и выигрывали призы. В этой области складывается целое поколение хороших архитекторов. Основоположниками движения являются А. Бродский, И. Уткин, М. Белов, Ю. Аввакумов, М. Харитонов. Архитекторы выработали собственный стиль подачи идеи. Так как они были уверены, что проекты не будут реализованы, они сосредоточивались на визуальной подаче концепции. В основном эти архитекторы вдохновлялись идеями античности, хотя и создавали часто футуристические проекты.
Ледяная регата
Самую чудную идею предложил, пожалуй, обычный житель Латвийской ССР Евгений Пасторс. В 1966 году он направил в Госплан воистину шизофренический проект. Суть была проста: колоть лед на огромные куски, прицепить их к мощным кораблям, и просто вывезти его в теплые южные моря. Всего за полгода (со скоростью 5 см/сек) он хотел расчистить прямоугольник 200×3000 километров, чего бы хватило для нормальной навигации торговых судов без привлечения ледоколов.
Но самым безумным было даже не это. Пасторс предлагал установить на отколотых льдинах грандиозные брезентовые паруса – в общей сложности не меньше миллиона квадратных километров. Все это, согласно его плану, экономило бы массу времени и денег. Кстати, объем последних автор определил всего в 50 миллионов рублей.
Завершался проект Пасторса словами: «…полученных экономических выгод было бы достаточно, чтобы немедленно ввести в нашей стране коммунистический строй».
№ 6 — Терра-3
«Терра-3» в СССР
В советское время много думали и о безопасности страны. В 60-е годы планировалось построить «Терра-3» — стрельбово-лазерный комплекс. Это проект системы противокосмической и противоракетной обороны, который имел бы поражающий элемент на лучевой основе.
Работы по строительству «Терра-3» велись с 60-х на Балхашском полигоне. Но в 70-е ученые выяснили, что мощности имеющихся лазеров просто не хватит, чтобы сбивать ракеты, и реализация проекта сошла на нет. Успели смонтировать систему наведения. Полностью все работы были прекращены после распада Союза, а в конце 90-х часть объектов была уничтожена. То, что осталось, перешло на баланс органов туризма, частично было разворовано, а руины посещают туристы.
То, что осталось от «Терра-3»
Советская архитектура 1920- 1930 года
В начале 20-х годов ХХ века в Советском Союзе началась масштабная застройка. Строили заводы, электростанции, проектировали новые города и застраивали их жилыми домами. В архитектуре того времени прослеживаются веяния конструктивизма и рационализма, которые соединились воедино и легли в основу советского стиля в архитектуре. Именно в 20-е годы был построен Мавзолей Ленина в Москве, московский телеграф, дворец культуры им. Горького.
Важно помнить, что в 20-е годы в СССР еще существовала рыночная экономика – это было время НЭПа. Многие здания также строили на частной инициативе либо же по заказу партийных работников
В 30-е годы свобода закончилась, и началась индустриализация с широко известными пятилетками. В это время в города активно привозили крестьян для работы на новых промышленных объектах. Типичные жилые дома, а точнее бараки, были деревянными. В регионах с повышенной влажностью бараки строили из кирпича и шлакоблока – выглядели они такими же квадратными и убогими.
Бараки
Строительство свернули после кончины Сталина и амнистирования многих заключенных
«Мучения» продолжались на протяжении трех лет, а в 1953-м пришло трагическое известие о гибели Сталина. Это многое изменило, ведь сосланные на Сахалин по политическим мотивам заключенные были амнистированы и вернулись домой. А они составляли основную часть рабочих рук, занятых в строительстве тоннеля. В итоге удалось возвести сто двадцать километров железнодорожного полотна в материковой части страны, а вот на Сахалине работы так и не сдвинулись с места. Так что подземный тоннель так и остался нереализованной мечтой.
Работы были свернуты, а напоминанием о них стала одна-единственная шахта в земле, которой так и не суждено было соединить Сахалин с материком. На самом деле, в Советском Союзе планировали реализовать множество амбициозных проектов, но многие из них так и не были воплощены в реальность. В части из них советское руководство просто переоценило свои возможности, другие же были свернуты потому, что СССР канул в лету, а в России не стали довершать грандиозные стройки.
«Автомобиль 2000»
Не менее печальной оказалась судьба вполне себе мирной транспортной разработки – автомобиля «Истра», известного также под именем «двухтысячник».
Создавать «самую передовую машину Союза» начали в 1985-м в Управлении конструкторских и экспериментальных работ. Программа получила название «Автомобиль 2000».
Стараниями конструкторов и дизайнеров получился действительно перспективный, опережающий свое время автомобиль с прогрессивным дизайном.
Машину оснастили легким дюралюминиевым кузовом с двумя дверями, открывающимися вверх, 3-цилиндровым турбодизелем ELKO 3.82.92 Т мощностью 68 лошадиных сил. Максимальная скорость авто должна была составлять 185 км/ч с разгоном до 100 км за 12 с.
На самом прогрессивном автомобиле СССР предполагалась управляемая компьютером пневмоподвеска, АБС, подушки безопасности, проекционная система, позволяющая выводить на лобовое стекло показания приборов, сканер переднего обзора для вождения в темное время суток, а также система бортовой самодиагностики, показывающая неисправности и возможные способы их устранения.
Увы, выйти на рынок футуристичному советскому седану так и не удалось. В ходе подготовки к запуску, как это и бывает, всплыли мелкие проблемы, связанные с доработкой и серийным выпуском двигателей. При этом если технические вопросы были вполне решаемы, то финансовые неурядицы, свалившиеся на головы авторов проекта уже в 1991 году, оказались критичны. После распада Союза денег на реализацию не нашлось, в итоге проект пришлось закрыть. Единственный образец «двухтысячника» хранится сегодня в Москве в музее ретро-автомобилей.
Секретные проекты
Сегодня в бункере для правительства можно найти только водуПредставители советского правительства были приверженцами строительства бункеров для себя, к тому же, условия Холодной войны к этому только располагали. Поэтому нет ничего удивительного, что и у верхушки Казахской ССР появился такой же проект. В период перестройки бункер начали активно и масштабно перестраивать, однако развал СССР лишил огромное сооружение всякого смысла, поэтому сегодня данный объект полностью заброшен и интересен разве что сталкерам и любителям острых ощущений.Большой адронный коллайдер могли запустить в СССРМало кто знает, что в Советском Союзе хотели построить собственный адронный коллайдер. Общая протяженность ускорительно-накопительного комплекса — 21 километр. Объект должен был стать огромным толчком к развитию науки второй половины 20 века, однако история решила иначе. Советский коллайдер не успели достроить до развала СССР, в Европе в этот момент развернули строительство большего по размерам ставшего уже легендарным БАКа, чья длина равна 27 километрам.Недостроенный бункер для Черноморского флота СССР«Объект 221», или «Высота 495» представляет собой заброшенный бункер огромных размеров, который должен был стать запасным пунктом управления Черноморским Флотом. Общая протяженность тоннелей бункера составляет около десяти километров. Бункер расположился в горе южного берега Крыма. Деньги, затраченные на строительство объекта 221 были колоссальными, к тому же, максимальный уровень секретности предполагал лишь увеличение общего бюджета. Однако ни к чему эти затраты не привели: бункер так и не был построен, а после развала СССР и вовсе потерял целесообразность своего существования — сегодня это просто огромная заброшенная территория.
Когда воду превратили в электричество
С началом эпохи индустриализации и первых пятилеток в СССР усиленно занялись вопросом по обеспечению электроэнергией больших населенных территорий. Все это входило в план электрификации Советского Союза, принятый на вооружение еще в 1920-ом году. Для его реализации было решено построить гидроэлектростанции на украинской части Днепра.
Постройка ГЭС на Днепре
После долгих споров и дискуссий, на которых также решалось, строить станцию самим или поручить работы иностранным специалистам был выбран компромиссный вариант — строим, в общем, сами, но и помощи со стороны чураться не будем. Торжественная закладка грандиозной постройки произошла 8-го ноября 1927-го года. В отличие от Беломорканала, на строительстве Днепрогэса не использовали заключенных, приоритет отдавали высококвалифицированным рабочим. Было много крестьян-сезонников, которые отрабатывали несколько месяцев и в начале августа возвращались на сбор урожая. Быт был ужасающим — не хватало еды, чистой посуды, одежды, жилья, в бараках больно кусались клопы, а единственным развлечением было распитие водки да танцульки в клубах неподалеку. Но постепенно жилищные условия улучшились, и на конец строительства, в 31-32-ых годах городки, в которых обитали рабочие, не стеснялись показывать иностранной прессе.
Последние работы по сооружению Днепровской ГЭС завершились в 32-ом году. Семнадцатого сентября состоялось торжественное открытие, на котором всем руководителей стройки и наиболее высокопоставленных иностранных специалистов наградили орденами Трудового Красного Знамени.
В дальнейшем Днепрогэс взрывали во время советско-немецкой войны, потом восстанавливали после ее окончания. Сейчас, по наличию финансирования, на станции проводят масштабные работы по модернизации оборудования.
«Днепрогес» в наше время
Следующая масштабная стройка гидроэлектростанции была начата практически через три десятилетия после закладки Днепрогэса — в 1952-ом году. Назвали ее Сталинградской, а потом переименовали в Волжскую. Решение о ее строительстве приняли на два года раньше, в августе 1950-го. Во время строительства было введено ряд инноваций, которых до того не знала мировая история. Всего на сооружение сего масштабного проекта ушло 9-ть лет, в эксплуатацию объект приняли осенью 61-го. Тогда же было решено переименовать ее в Волжскую ГЭС. В течение нескольких последующих лет она считалась самой большой станцией на воде как в Европе, так и в мире. Пока в работу не была введена другая аналогичная постройка, во все том же СССР.
Ей была Братская ГЭС, которая своей мощностью в итоге обеспечивали электроэнергией чуть ли не всю Сибирь! Работы по ее возведению начались в 1954-ом году, событие массово освещали в газетах и на радио. Как принято, всех желающих и заинтересованных в строительстве “великого будущего великой страны” созывали внести свою лепту в это самое “будущее”.
«Братская» ГЭС
Последний, так сказать, кирпичик был заложен спустя 13-ть лет, в 67-ом. На тот момент она была самой большой ГЭС в мире. Правда свое гордое звание хранила недолго — до 71-го. Вырабатывает электроэнергию ударными темпами и сейчас.
Нереализованные проекты товарища Сталина
Заметки
11-дек, 2014
Code
21 972
Ошибка
Здание наркомата тяжелой промышленности.
Это здание хотели построить на Красной площади на месте Верхних торговых рядов. В 1934 и 1936 годах проводились конкурсы на проект этого сооружения
Здание Аэрофлота
Дом книги
Образцом традиционного для начала 30-х годов монументального здания мог стать Дом книги по проекту И.А. Голосова, работающего в стиле конструктивизма и символического романтизма. По проекту здание должно было устремляться ввысь, иметь классические формы и скульптурные украшения. В объекте культурного значения должны были располагаться ОГИЗ, музыкальные издательства, художественные мастерские, музей книги, залы экспозиций и докладов, а также огромный книжный магазин. Но Дом книги построен не был.
Дворец Советов
Работа над грандиозным архитектурным проектом велась в 1930-е и в 1950-е годы. Дворец Советов планировали сделать центральной девятой и главной сталинской высоткой. С 1937 года началось строительство, но по окончании войны все силы были брошены на восстановление страны, и проект был заморожен. Сейчас на этом месте находится «новый» Храм Христа Спасителя, который визуально повторяет стан «старого» храма, разрушенного специально для постройки Дворца Советов в 1931 году.
«Арка Героев». Монумент героическим защитникам Москвы
В октябре 1942 года был объявлен конкурс на проект памятника героям ВОВ, т.к. именно в тот момент был разгар военных действий в центральной России.
Высотное здание в Зарядье.
8-ой «сталинской» высоткой должно было стать административное здание в Зарядье. 32-этажный небоскреб, заложенный в день восьмисотлетия Москвы, не был завершен: во-первых, из-за того, что известное постановление 1955 года осудило «излишества и украшательства в архитектуре, а, во-вторых, помешала смерть Сталина. Все возведенные конструкции были демонтированы, и в 1964-1967 годах на оставшемся фундаменте была построена гостиница «Россия» по проекту Д. Чечулина.
Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС)
Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР 10 июля 1925 года было создано Телеграфное агентство Советского Союза, которое обладало исключительным правом на распространение информации о событиях за пределами СССР. Спроектировал здание ТАСС Голосов в 20 этажей. Но и этот амбициозный проект не воплотили в жизнь. Советское начальство по неизвестной причине запретило строить высокое здание. А то, что получилось, сейчас можно наблюдать в конце Тверского бульвара.
Дворец техники.
В 1933 году был объявлен конкурс на лучший проект Дворца техники. Самым ярким и интересным стал проект архитекторов А. Самойлова и Б. Ефимовича, которые ровнялись не на ушедший в прошлое конструктивизм, а на «технократический» характер объекта проектирования. Их проект – это комплекс научно-технических учреждений, лабораторий, испытательных комплексов, который планировалось возвести на берегу Москвы-реки как символ технического прогресса и индустриализма. По неопределенным причинам проект реализован не был.
Прочие, без подписи
Терра-3
Конструкция представляла собой экспериментальный комплекс противоракетной и противокосмической обороны, базировавшийся на лазерном оружии. Проект получил развитие с 1965 года и показал противоречивые результаты.
Терра-3 могла находить и уточнять координаты космических спутников, а также поражать их светочувствительную аппаратуру. Однако для уничтожения вражеских боеголовок мощности луча не хватало. В 1992 году разработки в этом направлении были прекращены.
Впрочем, как заявил руководитель проекта Николай Басов, отрицательный результат – это тоже результат. Отечественные инженеры выяснили, что использовать лазер в качестве ПРО не смогут ни они, ни кто либо другой: технология и так опережала своё время.
Лунная база «Звезда»
Жилая база для 9 космонавтов, состоящая из командного пункта, научной лаборатории, склада, мастерской, спортзала с медпунктом, кухней со столовой и трёх жилых отсеков.
Проект был подготовлен к 1971 году. Предполагалось, энергию для базы должен был производить ядерный реактор. Воду советские учёные планировали производить на месте: кислород извлекать из местного грунта, а лёгкий водород везти с собой.
Помимо всего прочего, «Звезда» предусматривала наличие буровой установки и тягача, который бы позволил перемещать станцию с места на место. Стоимость проекта была оценена в 50 миллиардов рублей или более 80 миллиардов долларов. Таких денег страна найти не смогла, и программу закрыли.
«Стройка №506» – Сахалинский тоннель
Далеко не все строительные проекты сталинской эпохи носили имиджевый характер. Некоторые запускались ради практической составляющей, что, впрочем, не делало их менее грандиозными и впечатляющими. Яркий пример – колоссальная стройка на Сахалине, стартовавшая в 1950-м. Идея проекта заключалась в соединении подземным 10-километровым тоннелем острова с материком. На всю работу партия отвела 5 лет.
Как водится, работа по возведению тоннеля легла на плечи ГУЛага.
Стройка замерла в 1953-м почти сразу же после смерти Сталина.
За три года работы успели построить железнодорожные ветки к тоннелю (около 120 км железнодорожного полотна в Хабаровском крае), которые впоследствии стали использовать для вывоза древесины, прорыли ствол шахты, а также создали искусственный остров на мысе Лазарев. Вот он.
Сегодня о некогда масштабной стройке напоминают лишь разбросанные по берегу инфраструктурные детали и техническая шахта, наполовину заваленная мусором и грунтом.
Место пользуется популярностью у туристов – любителей заброшенных мест с историей.
Поворот сибирских рек
Поворот сибирских рек впервые стали обсуждать в середине XIX
века. Автором идеи был инженер Яков Демченко, в 1868 году подавший соответствующее
предложение в Императорское русское географическое общество. Однако идею на тот
момент посчитали безумной.
Академик Владимир Обручев занимался этой проблемой в
послевоенные годы и даже представил предварительный проект Иосифу Сталину в
1948 году. Но реальное одобрение идея получила только в 1976 году — на XXV
Съезде КПСС.
Ключевая цель проекта — перераспределение речного стока
Иртыша, Оби, Тобола и других рек в Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и
Туркмению. Переброска из бассейнов сибирских рек подразумевала изъятие порядка 75-100
кубических километров воды ежегодно.
Благодаря проекту в 2000 году планировалось расширить
площади орошаемых земель в среднеазиатских республиках ССРСР до 30 миллионов
гектаров. Но после смерти Черненко проект сначала заморозили из-за дороговизны
и опасений экологов, а 14 августа 1986 года полностью отменили.
Токийская Вавилонская башня
Для начала нужно представить всю высоту горы Эверест (8848 метров). Затем попробовать вообразить, что какой-то сумасшедший построил на Эвересте дубайский небоскреб “Бурдж-Халифа”. Даже вместе взятые они будут на пару сотен метров ниже Токийской Вавилонской башни. Проект сумасшедшего здания появился в Японии в 1991 году. По предварительным подсчетам возведение здания высотой 10 000 метров заняло бы около 150 лет. При этом обошлась бы подобная башня, а которой бы смогли бы жить 30 миллионов человек, в $ 306 трлн. Для основания башни потребовалась бы территория в 4100 квадратных километров, что в два раза больше территории Люксембурга . Но, к тому времени, когда архитекторы доделали свой проект, начался экономический кризис.
Всемирная выставка в Теплом Стане
В 1960 году тогдашний генсек центрального комитета партии Никита Хрущев захотел, чтобы следующая Всемирная выставка была проведена в Москве. Он отправил заявку в Международный выставочный комитет, и началась подготовка к мероприятию. Хрущев считал, что совмещение празднования 50-летия Октябрьской Революции и показа всему миру, каких достижений добилась советские власть и народ за полвека, будет отличной идеей. Он хотел, чтобы грядущая выставка была похожа на ВДНХ.
В этого же года Москва опередила Монреаль в голосовании, и советские граждане узнали, что с 20 мая по 20 ноября 1967 года в московском районе Теплый Стан будет проведена следующая Всемирная Выставка. Планировалось, что это мероприятие станет самым масштабным за всю историю проведения – территория выставки будет превышать 500 гектаров, а заявленное количество посетителей перевалило за фантастические 50 миллионов человек.
Ответственным за стройку был объявлен Николай Дудоров – бывший министр внутренних дел СССР. План работ был назначен грандиозный. Для начала работ надо было выделить участок площадью в 500 гектаров, благоустроить его, проложить к месту проведения автодороги и метро, построить рестораны, отели, магазины и гостиницы. Эксперты рассчитали примерную стоимость работы и заявили, что на проведение Всемирной выставки советской власти придется выделить не менее 1 миллиарда рублей! Партия не смогла придумать, что делать со всеми постройками после выставки, ведь ежегодно принимать 50 миллионов интуристов они не могут, а внутренний туризм не смог бы покрыть всех расходов даже за 15 лет.
По итогу Москва решила отказаться от права проводить Выставку в СССР, что стало первым отказом за всю историю выставочного комитета. Выставка была проведена в Канаде, что принесло Монреалю и стране около 210 миллионов долларов прибылью.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и на Дзен канал.
Башня Никитина — Травуша
Один из самых высоких из когда-либо спроектированных небоскрёбов с расчетной высотой 4000 метров. Работа над программой началась в 1966 году под руководством советских ученых Николая Никитина и Владимира Травуша.
Небоскрёб проектировался для Японии и должен был стать жилым зданием для 500 тысяч человек. Проект учитывал сложности возведения инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения. В расчёт также брались повышенная сейсмоактивность японских островов и частота ураганных ветров.
Однако в 1969 году проект закрыли ввиду слишком высокой стоимости. Чертежи легли в основу других планируемых зданий, однако их так никто и не построил: слишком дорогое удовольствие.
Шаропоезд
Проект, предложенный Николаем Ярмольчуком в 1929 году. Представлял собой монорельс на шарообразных колесах со встроенными электродвигателями внутри. Передвигаться чудо инженерной мысли должно было по бетонному полукруглому желобу. Предполагалось, машина будет развивать скорость до 300 км/ч.
К несчастью для Ярмольчука, в 1933 году экспертная комиссия обнаружила серьезные недостатки модели. Зимой бетонный желоб покрывался наледью и движение на предельной скорости становилось опасным.
Вдобавок прокладка нового пути и налаживание производства двигателей для поезда требовали огромных денежных средств. Проект получил оценку «экономически невыгодный» и был закрыт.
Вне закона: общественная жизнь Средневековья
Повседневные мелкие насильственные акты были куда интереснее и изобретательнее, чем обычные городские стычки с мордобоем и поножовщиной. Речь пойдет скорее о действиях хулиганского характера. Торговцы часто обвешивали своих покупателей, крестьяне занимались браконьерством в угодьях своего сеньора, рубили лес и меняли границы земельного надела.
За такими хитрыми молодчиками следили специальные люди в имении господина. «Лесные сержанты» отлавливали разбойников и провинившихся крестьян и сурово наказывали деньгами или топором в зависимости от степени тяжести преступления.
«Воровская дорожка» имела более-менее нейтральные последствия для злоумышленников. На коллективный грабеж и разбой люди шли крайне редко: наказанием за подобное преступление была смертная казнь. А вот уличные кражи происходили постоянно, как это водится, в оживлённых местах.
Предумышленные убийства — достаточно редкое явление в Средневековье. Тем более христианская церковь открыто и жестоко осуждала подобные акты. Самые распространенные мотивы (банальная зависть, семейные дрязги и борьба за наследство) сдерживались юридическими документами той эпохи, договорами, основанными на финансовых соглашениях, и самым жестоким проявлением — кровной местью.
Для простолюдина применение силы с помощью оружия для защиты своих интересов, с точки зрения церкви, являлось противоправным. Только знатный человек имел право заносить меч над головой в любой подходящий момент. Это и ремесло, и признак статуса в сословном социуме. В осуществлении неправомерного насилия благородные люди не отставали от обычных мирян.
Это могли быть набеги небольшой группы всадников на близлежащие поместья соседей, которые заканчивались грабежом или расправой над хозяевами. Мотивы были вполне предсказуемыми: от желания позабавиться и раздобыть немного золотых до похищения дамы и мести за оскорбление чести.
В маршрутный лист такого предприятия входили налеты на деревенские дома и городские здания. Как водится, после подобного набега устраивались пирушки с обильным количеством пищи и выпивки. Зачастую не для того, чтобы отметить успех, а скорее для замирения с противником. Такие насильственные акции средневековой знати часто становились привычным и систематическим явлением.
Появление «Раубриттеров», или рыцарей-разбойников, на рубеже XIV-XV вв. в данном случае видится неслучайным. Проделки этих благородных налётчиков заставляли местные органы власти реагировать незамедлительно. Они брали в плен купцов, грабили крестьян, облагали своеобразной данью городские объединения, досаждали крупным аристократическим фамилиям. Образ «благородного разбойника» со временем был окрашен в радужные тона и хорошо подошёл нескольким историческим фигурам на волне неоромантизма.
№ 1 — Поворот рек в Сибири
Поворот сибирских рек мог бы облегчить сельское хозяйство в засушливых районах
На самом деле, вопреки мнению многих, никто по-настоящему реки поворачивать вспять не собирался. Проект предполагал «перенос» двух рек (Оби и Иртыша), расположенных на сибирской территории, в районы, имеющие засушливый климат. Это позволило бы оказать большую помощь сельскому хозяйству. В разработке этой идеи принимали участие около 160 организаций СССР на протяжении 20 лет. Проект был признан самым грандиозным в ХХ веке среди многих других.
Для реализации сначала планировалось построить канал длиной 2,5 км, глубиной 15 м и 300 м шириной. Это первый этап. На втором этапе собирались менять течение Иртыша в обратную сторону, на 180 градусов. Это планировалось сделать за счет насосных установок, водохранилищ и гидроузлов.
Но здравый смысл восторжествовал: академики СССР, понимавшие, чем грозит природе реализация этого проекта, умудрились убедить власть страны отказаться от идеи повернуть реки вспять.
Реки, где планировалось вести работы