Электрическая схема
Знание назначения главных частей не даст 100% положительного результата при ремонте. Необходимо также разобраться и понять, как устроена электрическая схема болгарки и как работает электродвигатель. В схеме задействовано две обмотки, которые последовательно подключаются через силовой провод к сети с напряжением 220 В и не связаны между собой в электрической цепи. Механически установленный выключатель связывается с кнопкой включения и отключения шлифмашинки. Каждая из обмоток соединяется через контакты с графитовыми щетками. Через щетки обмотки соединяются с коллектором ротора.
Очень важно и то, что якорь имеет много обмоток, однако с графитовыми щетками соединяется только две обмотки, а выход из строя чаще всего происходит по причине разрыва электрической цепи. Диагностика электроцепи устройства производится специальным прибором — тестером
Портативное измерительное устройство используют не только в ремонте болгарки, но и для проверки других электрических инструментов и приборов.
Правильная проверка должна производиться от входного силового кабеля с переходом к последовательно подключенным элементам. При проверке проводимости переключатель мультиметра выставляется на минимальное напряжение.
Неисправности электроцепи коллекторного мотора
Чаще всего поломки в электрической цепи болгарки происходят по таким причинам:
- Износ коллектора;
- Поломка кнопки запуска;
- Износ угольных или графитовых щеток;
- Перегрев и замыкание в обмотке статора;
- Перегрев и обгорание обмотки ротора;
- Повреждение силового провода.
Такие неисправности являются наиболее частыми, но существуют и другие поломки, связанные с разрывом электрической цепи.
Болгарка с 2-мя дисками – режет, как по маслу, и почти никаких искр
Весьма интересное видео Владимира Попова, достаточно известного отечественного изобретателя, появилось в Сети много лет назад. В основном Попов создавал различные изделия из суперкерамики, но конкретно это видео запомнилось пользователями больше всего: в ролике демонстрировалось испытание, необычной болгарки, разработанной еще в девяностых. Необычной она была потому, что имела не один, а два диска, которые вращались навстречу друг другу. Инструмент значительно превосходил аналоги как по качеству реза, так и по безопасности, скорости работы.
Двухдисковая болгарка
Электрический двигатель на постоянных магнитах; система его торможения на случай, если произойдет закусывание диска; зубцы из вставок карбида вольфрама, без проблем справляющиеся с любым материалом. Звучит очень даже неплохо!
Какой выход из проблемы предлагается специалистами и любителями + (Видео)
- Устанавливать под гайку прокладку из газеты;
- Установить под гайку прокладку из пластиковой бутылки;
- Заменить гайку гайкой другой конструкции.
Что собой представляет прокладка из газеты. Это бумажная шайба по размерам гайки. Она надевается на установленный диск, а сверху накручивается гайка. Эта бумажка была точкой преткновения, потому что инспекция по технике безопасности всегда вещала о вредности такого решения.
Таким же образом относятся представители органов техники безопасности и к установке прокладок из любых других материалов:
- Картона;
- Паронита;
- Прокладки из различных пластиков;
- Прокладок из резины различной толщины.
Но есть решение, которое не противоречит и требованиям техники безопасности, и позволяет нормально устанавливать и снимать диск. Это специальная гайка, которая состоит из двух элементов – гайки и прижимной шайбы. Применение такой гайки не требует никаких подкладок, потому что с ней диск не заклинивает.
Если нет под рукой специального ключа, то умельцы предлагают обойтись без ключа. Это не значит, что можно обойтись совсем без ключа, а воспользоваться «газовым ключом» или другим приспособлением. Для этого надо зажать фиксатор, зажать гайку газовым ключом и открутить ее. Так можно заменить заклинивший диск, но это очень неудобная операция для одного человека.
Есть и предложения зажать диск рукой и так открутить. Может быть, но вряд ли так удастся менять поломанные диски. Лучше пользоваться ключами, которые предназначены для снятия и установки дисков.
Некоторые зарубежные фирмы производители электроинструмента, такие как Bosh, выпускают болгарки с легкосъемными гайками. Они надежно фиксируют диск на валу инструмента, легко и быстро снимаются для замены диска.
https://youtube.com/watch?v=ZTAeJoKDc7w
Причины почему искрят щетки
Очень часто можно заметить, как искрят щетки на болгарке. Обнаруживаются признаки искрения через вентиляционные отверстия в корпусе электроинструмента. Мастера интересуются, почему искрят щетки на болгарке, даже после их непосредственной замены. Причин для этого множество, и чтобы разобраться в этом, необходимо иметь представление об устройстве электроинструмента. Если знать, как устроена углошлифовальная машинка внутри, то понять, почему сильно искрят щетки, не составит большого труда.
Причинами сильного искрения щеток на болгарках являются следующие факторы:
- Неисправности обмотки якоря. Если возникает нарушение изоляции обмотки якоря, то в итоге это способствует развитию межвиткового замыкания, а также замыканию на сердечник. Кроме того, может произойти обрыв обмотки, что в итоге станет причиной повышения нагрузки. Характерным признаком неисправности обмотки якоря является снижение оборотов, увеличение шума и падение мощности
- Щетки плохо прижимаются к коллектору. За прижим основной части отвечает пружинка, которая со временем эксплуатации теряет свои изначальные пружинящие свойства
- Обмотка ротора оборвалась от медной пластины коллектора — такое явление встречается крайне редко, однако при перегрузке электроинструмента, вполне может возникнуть
- Нарушается центрирование якоря электромотора, что в итоге способствует сильному искрению щетки на болгарке
- Нарушена форма коллектора. Коллектор, состоящий из медных ламелей, имеет цилиндрическую форму, которая может быть нарушена при перемотке ротора. При малейшей деформации формы коллектора, будет возникать искрение щеток
- Нарушение изоляции между ламелями коллектора. Каждая пластина коллектора изолирована между собой, а при нарушении миканитового изоляционного слоя, происходит возникновение искрения. Изоляция между пластинами может быть нарушена также по причине оседания графитового слоя в пазах
- При износе подшипников якоря. Если подшипники неисправны, то возникает биение вращающегося якоря, и как следствие, возникают признаки искрения
- Искривление вала ротора. Согнуть его трудно, но если это происходит, то двигатель начинает работать с нагрузкой. Чтобы инструмент не вышел из строя, рекомендуется заменить ротор
- При неправильном припаивании концов обмоток якоря к медным пластинам коллектора. Такие ошибки не допускаются на заводе, однако их может допустить обмотчик, который перематывает якорь электроинструмента
- Не подходящий состав графитовых щеток. Рассматриваемые детали изготавливают из угля и графита, добавляя при этом разные виды примесей. Делается это неспроста, а для того, чтобы использовать щетки в зависимости от напряжения и частоты вращения вала. Графит бывает мягким и жестким. Чем ниже напряжение питания, тем мягче выбирается марка графита. Для высоковольтных электроинструментов необходимо брать жесткие щетки, которые в составе не имеют меди
- Деформация ламелей по причине их нагрева. Если болгарка испытывает чрезмерные нагрузки, то может произойти деформация одной или нескольких ламелей коллектора. Пластины приподнимаются относительно остальных, в результате чего нарушается контакт. Такая неисправность вызывает сильное искрение щеток при работе электроинструмента
- Плохой контакт в месте подключения щетки. Если клемма неплотно соединяется с устройством, то итог такого нарушения контакта может проявляться в виде чрезмерного искрения
- Наличие нагара на медных пластинах — периодически или регулярно рекомендуется выполнять очистку поверхности медных ламелей от нагара. Нагар обычно проявляется по причине износа щеток, поэтому при обнаружении почернений на поверхности коллектора, его следует протереть спиртом
Часто мастера после того, как поменяют щетки на болгарке, наблюдают явление чрезмерного искрения. Опираясь на вышеописанные факторы, можно выявить причину, и устранить ее до того, как инструмент выйдет из строя. Рассматриваемые элементы стоят недорого, однако по причине их неправильного выбора и применения, может сломаться электроинструмент. Чтобы узнать, какая неисправность является причиной сильного искрения, понадобится разобрать электроинструмент, и произвести его осмотр, а также .
https://youtube.com/watch?v=JhnK8Mi2syY%3F
Основные неисправности болгарки и их причины
По статистике, большинство случаев выхода из строя УШМ связаны с электрической частью аппарата. Некоторые поломки могут быть незначительными, что позволяет провести ремонт болгарки своими руками. Но, например, при перегорании обмоток двигателя ремонт угловой шлифовальной машины может произвести только специалист.
Болгарка не включается
Причины того, что УШМ не включается, могут быть следующие:
- неисправна электрическая вилка;
- неисправен электрический кабель;
- сломалась кнопка запуска;
- нарушен контакт между кабелем питания и кнопкой;
- обрыв контактного провода электрощетки;
- сильный износ электрощеток;
- выход из строя обмоток ротора или статора.
УШМ не развивает обороты
Причины того, что угловая шлифмашина не набирает обороты, могут быть разные.
- Поломка блока регулировки оборотов. Для проверки этой версии необходимо подключить двигатель аппарата напрямую, минуя регулятор, и проверить работу устройства.
- Неисправность электрического кабеля вследствие постоянных перегибов или механического повреждения. Из-за этого поврежденный провод начинает греться под нагрузкой, а обороты двигателя падать.
- Загрязнение коллектора пылью. Необходимо удалить загрязнения спиртом.
- Проблемы с щетками. Они могут износиться или иметь короткий контактный провод, как показано на следующем фото.
Щетка хотя наполовину и стерлась, но является вполне работоспособной. При этом короткий контактный провод не дает пружине прижать электрод к коллектору. Данная ситуация также может быть причиной того, почему УШМ перестала работать в нормальном режиме.
Электродвигатель греется
Причины того, что греется болгарка, могут быть следующие.
- Неправильный режим работы аппарата. В результате перегрузок электродвигатель может сильно нагреваться, что часто ведет к перегоранию обмоток.
- Разрушение подшипников, расположенных на якоре. В результате ротор цепляется за статор, работа двигателя затрудняется, и обмотки перегреваются. Проблема решается заменой подшипников.
- Засорение вентиляционных каналов, через которые поступает воздух для охлаждения двигателя. Необходимо очистить вентиляционные отверстия от пыли.
- Поломка крыльчатки, служащей для охлаждения двигателя. Установлена она на роторе, на противоположной по отношению к коллектору стороне. Если крыльчатка сломана, ее необходимо заменить на новую.
- Межвитковые замыкания обмоток статора и ротора. Потребуется перемотка катушек или замена данных деталей на новые.
Болгарка искрит
Если вы заметили сильное искрение при включении углошлифовальной машины в том месте, где находится коллектор, то причины данной неприятности могут быть следующие.
- Повреждение обмотки якоря: обрыв одной или нескольких секций обмотки, межвитковое замыкание. При таких поломках появляется повышенный шум, падают обороты двигателя и горят щетки.
- Нарушился контакт между коллекторными пластинами и обмоткой.
- Слабый прижим щеток. При длительных режимах болгарки пружины перегреваются и могут “отжигаться”, теряя при этом упругость.
- Разбалансировка ротора двигателя.
- Нарушение цилиндрической поверхности коллектора. Это иногда происходит после перемотки, если якорь не протачивается на токарном станке, а сразу устанавливается в аппарат. В таком случае можно также наблюдать, что чрезмерно искрят щетки.
- Между ламелями коллектора нарушена изоляция. Также может быть засорение пазов продорожки графитом или пробой между ламелями.
- Износ подшипников, вызывающий биение ротора, также приводит к тому, что сильно искрят щетки.
- Нарушение геометрии вала якоря. Обычно это случается при неаккуратной разборке электродвигателя, когда вал гнется.
- Установлены графитовые щетки не той марки. Щетки подбираются, исходя из ожидаемых оборотов и напряжения.
- Поднятие одной или нескольких ламелей приводит к тому, что быстро сгорают щетки. Случается это по причине перегрева двигателя при длительной работе. В результате стекломасса, служащая основой коллектора, размягчается, и ламели начинают подниматься. Из-за того, что ламели подняты, щетки стираются очень быстро.
Основные правила безопасной работы при резке металла болгаркой
Схема расположения наиболее опасных секторов при работе болгаркой, с учетом отскока и разрушения диска.
Самое необходимое условие при резке – неукоснительное выполнение правил безопасной работы.
Производители болгарок постоянно пытаются свести к минимуму риски получения травм и ранений, придумывая и совершенствуя различные системы защиты. Но никто не позаботится о работнике, как он сам.
Главные опасности, которые возникают при резке металла, – вылет осколков разломавшегося диска, поток искр и мельчайших абразивных частиц, невозможность удержать в руках инструмент.
Если диск сломается или его заклинит, болгарка может вырваться из рук в самый неподходящий момент и с большой силой, поэтому еще до начала работы следует предусмотреть направление ее возможного движения.
Правилами безопасности нельзя пренебрегать даже при выполнении мелких работ.
До начала работы следует:
- Защитить лицо, глаза, руки, по возможности и все части тела.
- Убрать все горючие материалы и предметы, которые находятся в направлении вылета искр.
- Закрепить обрабатываемую болгаркой деталь по возможности в тисках. Запрещается удерживать обрабатываемое изделие свободной рукой или прижимать ногами.
- Если устанавливается новый диск, нужно «прокрутить» его болгаркой на максимальных оборотах, расположив ее подальше: диск может оказаться бракованным и разлететься на куски.
- Установить, отрегулировать и зафиксировать защитный кожух.
Лучше всего при работе с болгаркой защищать лицо специальным щитком.
Во время работы следует:
- При замене дисков во время отдыха необходимо отключить болгарку от сети.
- Для защиты глаз и лица использовать очки или защитный щиток – профессионалы во время продолжительной работы используют и то, и другое.
- Крепко держать болгарку во время всей работы.
- Для замены диска нужно дождаться, пока он полностью остановится.
- Работать в защитных рукавицах. Хлопчатобумажные рукавицы использовать нежелательно, они не обеспечивают достаточную защиту, могут воспламениться, а нитки намотаться на шпиндель болгарки или диск.
- Во время работы нужно расположиться так, чтобы лицо, а по возможности и все части тела не находились в плоскости вращения диска.
По окончании работы следует:
- дождаться полной остановки вращения диска и только после этого положить инструмент на пол диском вверх, чтобы его не повредить;
- отключить болгарку от сети;
- убедиться, что нет дыма или других признаков возгорания.
Типичная ошибка, которую допускают при резке металла: если диаметр нового круга больше размеров защитного кожуха, его снимают. Кожух – это защита на случай, если в процессе резания металла диск разломается и разлетится на части.
Вместо диска многие ставят фрезы, пилы или другие подручные материалы. Делать это категорически запрещено.
Как правильно резать металл болгаркой. Практические советы и рекомендации
Если длинные трубы лежат на опорах, нужно резать их свисающий край. Если резать их по середине, то за счет собственного веса метал прогнется и зажмет диск.
Если нет навыков обращения с болгаркой, то до начала работы следует поучиться резать на ненужных деталях.
Отрезной круг воспринимает только радиальные усилия. Попытка изменить плоскость резания, когда диск находится внутри металлической детали, приведет к его поломке.
Эффективнее режет металл пятка диска (ближняя нижняя часть круга).
Чтобы болгарка и диски служили долго, через каждые 5-7 минут работы нужно делать перерыв на 20-30 минут
Особенно важно это правило для маломощных болгарок, которые боятся перегрева
Чтобы увеличить срок службы дисков, особенно дорогих, и остудить металл, место разреза нужно поливать водой. Работу желательно проводить вдвоем.
Алюминий – очень вязкий металл. При резке детали большой толщины в шов нужно капать керосин, соблюдая правила пожарной безопасности.
Для молдинга, распила жести, фигурной резьбы следует использовать выработанные диски – «огрызки», поэтому не стоит их сразу выбрасывать.
Уголок правильно резать не за один прием, а по отдельности обе полки.
Если достаточно длинные трубы, уголки, арматура лежат на опорах, правильно резать свисающий край. Если резать между опорами, деталь за счет собственного веса прогнется и заклинит диск.
Детали большой толщины режутся только прямолинейно. Если нужно вырезать фигурную деталь, сначала делаются прямолинейные разрезы, затем удаляются оставшиеся ненужные части.
Давить на болгарку не следует. Это приведет к заклиниванию или поломке диска и перегреву болгарки. Если процесс резки идет медленно, следует заменить диск.
Полученный срез обрабатывать боковой стороной диска не стоит. Для этого используется другой тип дисков.
Расплавленные частицы металла и абразива, попадая на пластмассовые изделия, стекла и фары автомобиля, влипают в них, а удалить потом их практически невозможно. Поэтому до начала работ их нужно убрать или защитить.
Диагностика электрической части УШМ
Как было сказано выше, чаще всего УШМ отказывается работать по причине поломок электрической части агрегата. Для правильной диагностики электрических цепей инструмента мастера по ремонту электрооборудования пользуются специальным прибором — тестером.
Если вы нажали на кнопку запуска агрегата, и он не работает, то в 90% случаев причина поломки не настолько серьезная, чтобы вы не смогли отремонтировать болгарку своими руками.
Первым делом потребуется проверка электрического кабеля и вилки на его конце. Если она разборная, то раскрутите ее и проверьте надежность контактов. В противном случае, придется разобрать болгарку (снять кожух аппарата) и “прозвонить” кабель тестером, а также убедиться, что ток подходит к контактам кнопки “Пуск”. Если прибор покажет обрыв, то кабель следует заменить на новый.
Ситуация, когда ток поступает на кнопку, но дальше не проходит (при включенном положении), говорит о неисправности переключателя. Кнопку починить не получится. Ее необходимо заменить на новую, но прежде промаркируйте снимаемые контакты, чтобы в дальнейшем подсоединить их правильно. При неправильном подсоединении контактов может сгореть обмотка двигателя.
Если при проверке оказалось, что и кабель, и кнопка пуска исправны, но на щетки не поступает ток, то необходимо произвести зачистку контактных пластин щеткодержателей. В случае неэффективности данной процедуры рекомендуется замена щеток. Далее, если со щетками все нормально, и ток на них поступает, следует проверить ротор и статор на наличие замыканий и обрывов.
Проверка якоря электродвигателя
Ротор электромотора может иметь следующие неисправности: межвитковое замыкание и обрыв проводников на контактах ламелей. Проверить якорь болгарки можно мультиметром: прибор переводится в режим изменения сопротивления, выставляется значение 200 Ом, и с помощью щупов замеряется сопротивление между двумя соседними ламелями. Таким образом требуется проверить все пары ламелей. Если показатели сопротивления одинаковые, то обмотка ротора не имеет повреждений. Обнаружение во время “прозвона” других значений сопротивления, а также выявление обрыва цепи говорит о неисправности в этой катушке. В таком случае потребуется ремонт якоря болгарки.
Если у вас нет измерительного прибора, то проверить ротор можно, использовав для этих целей лампочку на 12 В и аккумулятор. Мощность должна быть в пределах 30-40 Вт. Проверка делается следующим образом: подайте напряжение 12 В от аккумулятора на вилку угловой шлифмашины, в разрыв одного провода подключите лампочку, начинайте вращать шпиндель УШМ. При исправной обмотке лампочка будет гореть ровно, без миганий. При межвитковом замыкании степень накала спирали лампочки будет меняться. В таком случае ремонт якоря болгарки своими руками будет затруднителен, поскольку схема намотки якоря достаточно сложная, да и сам процесс требует специального оборудования и знаний. Поэтому данную операцию рекомендуется доверить специалистам. Но лучшим выходом из ситуации будет замена якоря на болгарке новым.
Если лампочка не загорается при тестировании ротора, это свидетельствует о наличии обрыва в статоре или замыкания в его обмотках, а также о проблемах с электрощетками.
Проверка статора электродвигателя
Чтобы проверить статор болгарки, используют, как и в предыдущем случае, мультиметр. Значения нужно выставить на 20-200 Ом и сделать следующее. Прикоснитесь одним щупом к контакту обмотки статора, а вторым – к корпусу детали. Если прибор показывает сопротивление, это значит, что произошел пробой на корпус. Прикоснитесь щупами к контактам одной обмотки, а затем к контактам другой. Если сопротивление одинаковое, значит катушки исправны. Если на одной обмотке прибор показывает обрыв цепи, значит, потребуется перемотка статора или замена детали на новую.
Перемотать статор в домашних условиях, не имея специальных знаний, навыков и оборудования, будет проблематично. Лучше обратиться к специалистам, профессионально занимающимся перемотками двигателей.
Почему на УШМ сгорают щетки
Кроме искрения, часто владельцы электроинструмента сталкиваются с тем, что горят щетки на болгарке. Отличается это явление от искрения тем, что происходит быстрый износ основной части элемента. Сразу после установки новых элементов, происходит их износ уже сразу при первом применении электроинструмента. Предстоит разобраться, почему же горят щетки на болгарке.
Главная причина скрывается не в самих щетках, а в коллекторе. Если на коллекторы выпадают или истираются ламели, то это приводит к увеличению нагрузки. Эту нагрузку испытывают графитовые элементы, которые при включении болгарки, начинают быстро изнашиваться — этот процесс ускоренного износа называется сгорание. Элементы в прямом смысле горят по причине прохождения большого тока. Многие называют этот процесс истиранием, но в действительности щетки быстро стереться от механического воздействия не могут. Причиной сгорания является сильное искрение, в результате чего графит в прямом смысле попросту сгорает.
Причины, почему горят щетки на болгарке, следующие:
Выпадение или износ медных ламелей коллектора. Как выглядит износ ламелей коллектора, показано на видео. В материале также показано, как можно попытаться устранить такую неисправность
- Межвитковое замыкание между ламелями или обмоткой ротора — способствует увеличению тока, от которого нагреваются щетки, и начинают гореть. Чтобы выявить причину, понадобится прозвонить якорь
- При сильной перегрузке электроинструмента — если эксплуатировать болгарку длительное время без перерывов, то итог такого применения будет проявляться в виде сгорания щеток за 5-10 секунд
Есть также такое понятие, как круговой огонь. Возникает это явление при больших толчках тока якоря, например, при перегрузках, коротких замыканиях, а также при снижении напряжения сети. Круговой огонь проявляется при повторных зажиганиях дуги. Повышение нагрузки и даже короткого замыкания возникает при использовании болгарки для пиления древесины. При обработке древесины происходит зажим режущего диска, тем самым возрастает ток в 15-25 раз от номинала. Чаще всего причинами сгорания элементов является коллектор, поэтому если за месяц пришлось сменить 2-3 пары щеток, значит, пора провести диагностику электроинструмента.
https://youtube.com/watch?v=wgklou5abVk%3F