Как спустить воздух из старых батарей
Такие модели – гармошки – стоят в домах, построенных очень давно. В них одна точка слива на весь стояк, и ее иногда сложно найти. Отыщите ее и приступайте к процессу:
Если слив предусмотрен на последнем этаже, на батарее в одной из квартир должен стоять кран. В таких теплосистемах он простой, с «барашком» или «бабочкой» на штоке. Его надо просто открыть и слить теплоноситель. Используйте термостойкую емкость, поскольку в старых однотрубных системах и их более позднем аналоге – ленинградках температура жидкости очень высокая.
Если барашка на штоке нет, воспользуйтесь разводным ключом или грейферным захватом. Как правило, после нескольких оборотов начинает выходить пузырящаяся вода.
На многих старых батареях нет сливных устройств. Придется откручивать ключом заглушку, расположенную сбоку на корпусе. Перед этим нужно размочить растворителем присохшие к ней слои краски. После развоздушивания и слива воды поменяйте паклю под заглушкой и все прикрутите обратно.
Убрать воздушную пробку можно и из подвала, но придется долго разбираться в хитросплетении труб, искать свой стояк и откручивать на нем вентили. Лучше обратиться к специалистам, чтобы не оставить без тепла весь дом. В старых домах с прямоточной системой воздух надо стравливать из расширительного бачка, находящегося на чердаке или последнем этаже. Это тоже лучше доверить сотрудникам ЖЭКа.
Как бороться с воздушными пробками
Выше мы разобрали основные причины, почему воздушит систему отопления при централизованной или автономной подаче теплоносителя. Теперь рассмотрим, как избежать возникновения воздушных пробок и как бороться с последствиями этой проблемы.
Как спустить воздух в многоэтажном доме
Ключом или отверткой откручивают клапан до тех пор, пока не послышится характерное шипениеИсточник build.ru
В современных системах отопления на радиаторы устанавливают краны (клапаны) Маевского, которые позволяют стравить воздух с батареи. Если такая запорная арматура есть в вашем доме или квартире, то воспользуйтесь данным устройством. Для этого подставьте под край радиатора в зоне крана миску или глубокую тарелку, после чего начинайте откручивать клапан до тех пор, пока не услышите характерное шипение. Теперь остается только ждать. Когда потечет вода, не спешите завинчивать кран обратно, но спустите хотя бы полведра воды, чтобы убедиться в отсутствии газа в жидкости. Такую операцию проделайте со всеми батареями, где неравномерно нагреваются секции.
При завоздушивании водяной системы отопления в многоэтажном доме клапан Маевского может выручить далеко не всегда – здесь нужны более радикальные меры. В старых домах хрущевской и даже брежневской постройки сантехники иногда на верхнем этаже в основной лежак подачи теплоносителя вертикально врезали полдюймовую трубу с краном для спуска воздуха. Если такая труба есть в вашем подъезде, то ликвидировать пробку не составит никакого труда – только подставляй ведра и сливай воду в унитаз ближайшей квартиры до тех пор, пока кран не перестанет «чихать». Это будет указывать на то, что газ из теплоносителя ликвидирован.
Таким краном на верхнем этаже можно спустить воздух во всем стояке многоэтажного домаИсточник yandex.ru
Но как быть тем, жителям городских квартир, где нет такого приспособления, которое позволяет стравить воздух из подъезда? Да, конечно, положение может спасти шаровый кран, который вместо заглушки устанавливают на радиаторе в самой верхней квартире. Сливая воду при помощи такой запорной арматуры до тех пор, пока кран не перестанет «чихать», вы сможете развоздушить часть системы. Конечно, это не совсем удобно для жильцов той квартиры, ведь придется спустить от пяти до двадцати ведер (зависит от количества этажей в доме), но, это единственный оптимальный выход из создавшейся ситуации.
Удаление воздуха в системе отопления таким путем не означает, что будут горячими все радиаторы в квартире или во всем подъезде – это касается только того стояка, куда подключена батарея с запорной арматурой. То есть, комнаты в квартире многоэтажного здания обогреваются от разных стояков, что вы сами можете увидеть, посмотрев, в какую сторону отходят трубы контура. Например, радиатор, установленный под окном балконного блока, как правило, подключен вместе с отопительным прибором соседа, находящегося за стенкой и не имеет ничего общего с обогревателями из других комнат.
Придется открутить гайку, которая соединяет трубу горячего водоснабжения с полотенцесушителемИсточник stroy-podskazka.ru
Теперь рассмотрим проблему завоздушивания системы в стояке, где установлен полотенцесушитель. Это вообще отдельная труба, к которой не подключаются квартирные радиаторы, если, конечно, кто-то не сделал этого самостоятельно. Когда сушилки по всему стояку горячие, но ваша при этом холодная, то проблема именно в вашем отопительном приборе, но если холодный весь стояк, значит, нужно спускать воду в ванной на самом верхнем этаже здания. Если при монтаже сантехники предусмотрели кран для стравливания воздуха, то можно его попросту открыть, и действовать так, как это описано выше по тексту. Но когда такая запорная арматура отсутствует, то можно открутить сушилку с одной стороны от трубы отопления (только не полностью) и собирать стекающую воду в ведро, пока не ликвидируете пробку.
Если все сушилки на стояке подключены на напрямую, а через байпас (врезаны сбоку в трубу отопления), но ваш полотенцесушитель холодный, а труба горячая, значит, именно в вашем обогревательном приборе скопились газы. Это говорит о том, что, ликвидировать воздушную пробку можно только из вашей ванной комнаты. Но старые сушилки, сделанные из стальных труб, просто вварены в стояк без какой-либо запорной арматуры, и спустить воздух здесь невозможно. В таком случае, вам придется какое-то время выжидать, пока теплоноситель не ликвидирует воздушную пробку собственным напором.
Для справки: в многоэтажных домах с централизованным отоплением номинальное давление теплоносителя (в зависимости от высоты здания) бывает от 4 до 12 бар, а при опрессовке во время запуска системы осенью, может достигать 14 бар.
Профилактика
Чтобы не было проблем с воздушными пробками, необходимо установить воздухоотводчики у каждой группы отопительных элементов. Так, например, для удаления воздуха из котла автоматический клапан для вывода газов монтируется прямо на нём. Так же им оснащаются все коллекторы. На радиаторах с торца устанавливаются краны Маевского.
Если после выпуска воздуха, радиаторы всё равно плохо нагреваются, следует полностью слить теплоноситель. Так как возможно, что в сети слишком много грязи, а она значительно снижает циркуляцию жидкости в батареях.
Сценарий 1: многоквартирный дом, нижний розлив
Схема с нижним розливом — наиболее типичное для домов современной постройки решение. И обратный, и подающий трубопровод находятся в подвале. Подключенные к розливам стояки соединяются попарно (подача с обраткой) перемычкой на верхнем этаже или на чердаке.
Нижний розлив: подача и обратка отопления проложены по подвалу.
Решение 1: запуск элеватора на сброс
Удаление воздуха из системы отопления проводится работниками ЖКХ еще на стадии запуска полностью или частично сброшенного контура.
Для этого он перепускается на сброс:
- Одна из домовых задвижек открывается, вторая остается закрытой;
- Перед закрытой задвижкой со стороны отопительного контура открывается соединенный с канализацией сбросник.
О выходе большей части воздуха свидетельствует равномерный, без воздушных пузырей, поток воды в сбросе.
Решение 2: воздушники
В верхней точке каждой пары стояков (в радиаторной пробке или на выведенной под потолок перемычке) в системах нижнего розлива всегда монтируется воздушник. Это не обязательно предназначенный специально для стравливания воздуха кран Маевского: его может успешно заменить шаровый кран, винтовой вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх.
Воздушник вполне может выглядеть вот так.
Сброс воздуха из стояка выглядит так:
- Приоткройте кран (не более чем на один оборот). Вы должны услышать шипение выходящего воздуха;
- Подставьте под него любую широкую посуду. Таз или ведро избавят вас от необходимости вытирать лужу на полу;
- Дождитесь, пока воздух не сменится водой;
- Закройте кран. Стояк должен нагреться в течение 5-10 минут. Если этого не произошло, стравите воздух повторно: возможно, что начавшаяся было циркуляция выгнала в верхнюю точку участка контура новые пузыри воздуха.
Таинство стравливания воздуха.
Несколько важных моментов:
- Никогда не выкручивайте винт в кране Маевского полностью. При давлении в 5-6 атмосфер и хлещущем из отверстия кипятке вкрутить ее обратно у вас нет ни малейших шансов. Последствием необдуманных действий станет затопление вашей квартиры и квартир под вами по стояку горячей и грязной водой;
- Не выкручивайте сам воздушник под давлением. Даже на половину оборота: вы не знаете, в каком состоянии его резьба. Если спускной клапан на отопление неисправен, перед его ремонтом или заменой необходимо перекрыть оба парных стояка и убедиться в том, что вентиля на них держат воду;
Выкручивать воздушник можно только при сброшенных стояках.
Если вы живете на верхнем этаже, еще до начала отопительного сезона убедитесь, что вам есть чем открыть воздушник. Современные краны Маевского открываются своими руками или с помощью отвертки, а вот в домах старой постройки может понадобиться особый ключ;
Латунный воздушник образца 70-80 годов.
Решение 3: перепускание стояка на сброс
Основная проблема воздушников на нижнем розливе именно в том, что они расположены в квартире верхнего этажа. Что делать, если ее жильцов хронически нет дома?
Парные стояки можно попытаться перепустить из подвала.
Для этого:
- Обследуем стояки. После вентилей на них могут быть установлены сбросники или заглушки. В первом случае никаких трат не предстоит, во втором — нужно приобрести шаровый кран с резьбами «папа-мама» того же размера, что и у заглушек;
Идеально. Оба парных стояка укомплектованы сбросниками.
- Перекрываем вентиля на обоих стояках;
- Откручиваем заглушку на одном из них;
- Вкручиваем вместо заглушки шаровый кран, предварительно подмотав резьбу;
- Полностью открываем установленный сбросник;
- Открываем вентиль на втором стояке. После того, как напор воды выгонит весь воздух, закрываем сбросник и открываем второй стояк.
Тонкости есть и здесь:
Если все радиаторы расположены на подающем стояке, а обратный стояк холостой (без отопительных приборов) — ставьте сбросник именно на обратку. В этом случае весь воздух выйдет гарантированно. При наличии батарей на обоих парных стояках образовавшуюся воздушную пробку удается выгнать далеко не всегда;
Разводка с холостым стояком обратки.
- Если вам не удалось перепустить стояки в одном направлении — переставьте сбросник на второй стояк и перегоните воду противоположную сторону;
- Если на стояках установлены винтовые вентиля, избегайте тока воды через них в направлении, противоположном указанному стрелкой на корпусе. Попытка открыть вентиль с прижатым давлением к седлу клапаном чревата отрывом клапана от штока. Для устранения проблемы нередко приходится сбрасывать всю систему отопления дома.
Применение крана Маевского
Выпускать воздух можно при помощи специальных съемных ручек. Они надеты на внутреннюю часть клапана, которая выполняется из металла. Если такая ручка отсутствует, она должна быть заменена насечкой для отвертки.
Кран Маевского – удобное приспособление
Как правильно удалить воздух из системы обогрева?
- Подставить под кран тару (объем – 500—1000 мл).
- Открутить кран. Дождаться выхода воздуха. Потом появится характерное шипение, свидетельствующее о вытекании воздуха, смешанном с водой.
- Дождаться выхода чистой воды.
- Закрыть кран.
Если нет рукоятки, то нужно будет использовать отвертку или ключ. Можно воспользоваться газовым или разводным ключом
Если кран закручен очень туго, действовать нужно осторожно. Иначе можно его сорвать, последствия чего могут быть катастрофическими
Инструкция такова:
- Обернуть поверхность радиатора. Используется тряпка или ветошь. Подставить тару для вытекания жидкости.
- Открутить кран, дождаться появления шипения.
- Дождаться вытекания воды.
- Слить воду (до 2000 мл).
- Закрутить кран.
- Выждать 10—12 минут.
- Открутить кран, убедиться в том, что воздух вышел полностью.
- Если этого не произошло, нужно повторить процедуру.
Заглушка на батарее
Если кран отсутствует, а вместо него стоит заглушка советского образца, действовать нужно так:
- Обмотать нужный участок плотной тканью. Можно использовать тряпки. Это позволит исключить риск появления большого напора.
- «Вооружиться» преобразователем (можно заменить растворителем).
- Аккуратно повернуть заглушку. Доставать полностью не нужно, иначе в квартире будет «наводнение».
- Дождаться выхода воздушных масс. Поток можно почувствовать, подставив к месту заглушки руку.
- Подождать, пока вытечет вода (3000—5000 мл).
- «Вооружиться» фум-лентой, обмотать заглушку. Нужное направление – против резьбы. Это обеспечивает необходимую герметичность.
- Как можно плотнее закрутить заглушку.
При индивидуальном отоплении можно воспользоваться расширительным бачком
Если дома находится индивидуальное отопление, избавляться от проблемы можно при помощи расширительного бачка. Они могут быть открытыми и закрытыми.
В первом случае речь может идти о снижении уровня теплоносителя или воды. Их следует добавить в систему. Желательно при этом использовать нижний вентиль. Радиатор может быть абсолютно любым. Если это невозможно, необходимо будет воспользоваться бачком.
После удаления воздушной пробки необходимо произвести запуск системы. Она должна хорошо поработать. Если пробка осталась, ее спуск осуществляется при помощи радиатора.
Если тип бачка – закрытый, то сначала надо проверить его работоспособность.
Причины появления воздушных пробок
Воздух характеризуется относительно невысокой теплопроводностью, и сам по себе он редко используется в качестве охладительного агента (исключение – обдув радиатора, но причины здесь прозаические – полное отсутствие энергетических затрат). Но его опасность при смешивании с техническими жидкостями заключается не столько в снижении теплоёмкости, сколько в образовании воздушных пробок, которые, скапливаясь в самых высоких точках магистрали, препятствуют свободному течению охлаждающей жидкости.
В каких случаях происходит проникновение воздуха в герметичную систему охлаждения двигателя? Причин может быть несколько:
- разгерметизация системы – нарушение целостности соединений патрубков, трубок, шлангов в месте их крепления к штуцерам, что и приводит к такому явлению, как подсос наружного воздуха. Произойти такое может в результате перегрева, случайного механического воздействия, неумелых действий водителя, из-за естественного износа. Отдельно стоит упомянуть о случаях, когда потеря герметичности происходит по причине длительного воздействия пониженного давления в системе, наблюдающегося у поверхности стенок трубопроводов во время движения ОЖ;
- многие водители даже не догадываются, что при замене или доливании антифриза, если делать это быстро, образуется обширная воронка, которая не позволяет воздуху выйти наружу. В результате в систему попадает ощутимое количество воздуха, что грозит образование пробок со всеми вытекающими последствиями. Поэтому рекомендация заливать тосол тонкой струёй, не считаясь со временем, остаётся актуальной для значительной части автовладельцев;
- проблемы в функционировании воздушного клапана. Для циркуляции ОЖ в системе используется помпа, но создаваемое давление не статичное: из-за нагрева жидкости на определённых участках магистрали давление повышается, в районе радиатора – уменьшается. Это, в принципе, нормально. Но в некоторых случаях область повышенного давления достигает расширительного бачка, воздух в котором сжимается, и клапан в крышке бачка стравливает его наружу. При пониженном давлении происходит обратный процесс – засасывание воздуха. Но если клапан заело, то он работает только в одном направлении. Это чревато накоплением воздушной массы, которая просто вынуждена идти дальше через трубопроводы, смешиваясь с охлаждающей жидкостью;
- воздух может проникать в СО и через прохудившийся сальник помпы, а также через фибру, если она имеет сквозные механические дефекты;
- течи антифриза через соединения шлангов, патрубков и обоих радиаторов могут и не приводить к попаданию через них воздуха внутрь системы, но в таких случаях объем ОЖ уменьшается, что автоматически приводит к увеличению объёма воздуха (через расширительный бачок). В случае засорения радиатора двигатель начинает перегреваться, и в совокупности это приводит к образованию пробок;
- нарушение целостности прокладки ГБЦ – ещё одна распространённая причина возникновения течи антифриза, проникающего в цилиндры, в результате чего объём охлаждающей жидкости понижается, а последствия этого явления вы уже знаете.
Кстати, когда тосол попадает из цилиндров в картер и там накапливается, проверка уровня масла щупом может показать его увеличение. Если же ОЖ попадает в выхлопную систему, обнаружить это можно по изменению цвета выхлопа из прозрачного на белый.
Не следует относиться к этой проблеме, как второстепенной. Неприятности в случае неустранения завоздушенности и причин его возникновения могут оказаться слишком серьёзными. Изменение нормальной циркуляции тосола по магистрали – только первый звоночек, но именно с него начинаются проблемы с отводом тепла от силового агрегата.
Поскольку из-за воздушных пробок ОЖ не попадает в радиатор, она не охлаждается и следует в двигатель ещё горячей. Последний начинает перегреваться, ухудшая свои динамические показатели.
Вторичное проявление завоздушенности СО – ухудшение работы салонного отопителя, поскольку антифриз до него не добирается, а работа вентилятора положения не улучшает – в салон продолжает поступать холодный воздух
Чаще всего водители обращают внимание на наличие пробок не из-за перегрева мотора, а потому, что им холодно
В тёплое время года и эта причина становится неочевидной. Между тем ненормальный температурный режим работы двигателя рано или поздно завершится тепловым ударом – худшим, что может с ним случиться вообще. И тогда больших трат на восстановление мотора не избежать, причём вам придётся обходиться без средства передвижения довольно долго – такие неисправности за день-два не чинят.
Система отопления без воздушных пробок
Чтобы в индивидуальной отопительной системе воздух не скапливался на проблемных участках, а выходил наружу, необходимо:
- правильно спроектировать и смонтировать трубопровод, грамотно установить радиаторы;
- использовать автоматические и ручные воздухоотводчики.
Рассмотрим, как выгнать воздух из системы отопления с естественной циркуляцией и верхней разводкой
При обустройстве трубопровода важно соблюсти такой угол наклона, при котором воздушные пузырьки свободно перемещаются вверх, в самую высокую точку контура, не скапливаясь на поворотах и пологих участках. В самой верхней точке такой системы должен быть установлен расширительный бак открытого типа, через который пузыри воздуха попадают в атмосферу. Стравливание воздуха из отопительной системы с помощью автоматического воздухоотводчика
Стравливание воздуха из отопительной системы с помощью автоматического воздухоотводчика
Чтобы стравливать воздух из системы с принудительным движением теплоносителя или гравитационной системы с нижней разводкой, используется иной принцип. Под уклоном монтируются обратные трубопроводы (это упрощает слив жидкости из системы), а в верхней точке всех отдельных контуров ставят автоматические клапаны, через которые воздух сбрасывается по мере накопления.
Помимо автоматических воздухоотводчиков в системе задействуются и ручные краны Маевского. Такие воздухоотводчики монтируются на радиаторы отопления – на верхний патрубок с противоположной стороны от трубы, подающей нагретый теплоноситель. Чтобы воздух попадал в клапан, а не скапливался в верхнем коллекторе радиатора, прибор отопления рекомендуется устанавливать под небольшим углом. Сброс воздуха выполняется вручную по мере необходимости.
Как найти воздушную пробку?
В идеале система самостоятельно справляется с завоздушиванием благодаря автоматическим клапанам, через которые стравливается воздух. Обнаружив, что отдельный прибор отопления или часть контура не работают должным образом, необходимо найти место, где образовалось скопление воздуха.
Потрогайте радиатор — если его верхняя часть холоднее нижней, значит, туда не поступает теплоноситель. Чтобы выпустить воздух, откройте кран Маевского, установленный на стальном, алюминиевом или биметаллическом радиаторе, либо вентильный кран, который монтируют на чугунные батареи.
Как определить воздушную пробку в батарее
Определить место завоздушивания можно и по звуку — в нормальных условиях теплоноситель движется практически бесшумно, постороннее бульканье и звуки перелива возникают из-за препятствия в потоке .
Металлические трубы и приборы отопления простукивают легкими ударами — в местах скопления воздуха звук заметно звонче.
Избавляемся от воздушной пробки
При наличии ручных воздухоотводчиков на радиаторах, проблем с тем, как убрать воздух из батарей, не возникает. При помощи отвертки или штатного ключа немного вывинчивается шток крана Маевского, при этом под сливное отверстие подставляется подходящая емкость (достаточно полулитровой стеклянной банки). Спуск воздуха из системы отопления с помощью ручного воздухоотводчика сопровождается шипением и свистом, затем появляются брызги, после чего теплоноситель начинает течь тоненькой струйкой. На этом этапе кран Маевского следует закрыть.
Обратите внимание! Если батарея продолжает плохо греть после развоздушивания, проблема может крыться в засоре. В этом случае прибор отопления демонтируют и промывают. После установки радиатора на место заново, проверьте систему на наличие воздушных пробок
После установки радиатора на место заново, проверьте систему на наличие воздушных пробок.
Чтобы удалить воздушную пробку из системы отопления, если она скопилась в стороне от воздухоотводчика (ручного или автоматического), поступают следующим образом :
- Открывают ближайший к воздушному пузырю воздушный кран или клапан.
- Начинают понемногу подпитывать систему теплоносителем, чтобы жидкость за счет увеличения объема вытеснила воздушный пузырь в сторону открытого воздухоотводчика.
Автоматический воздухоотводный клапан с угловым подключением
Что делать в сложных случаях, когда пробку не убирает добавление объема теплоносителя? В такой ситуации помимо увеличения количества теплоносителя требуется добавить давления, нагрев жидкость до критических температур. Следует действовать предельно аккуратно, чтобы не ошпариться брызгами, сопровождающими сброс воздуха через автоматический клапан.
Важно! Если пробка систематически формируется на одном и том же участке трубопровода, врежьте в этом месте тройник и установите автоматический клапан
Как предотвратить образование воздуха в системе отопления
Необходимо четко следовать правилам во время заполнения системы водой:
Если до этого всё содержимое бака сливалось целиком из системы, то заполнять его вновь нужно с самым маленьким напором.
Также важно дождаться точного момента, когда уровень воды внутри ровно накроет радиаторы и затем несколько раз включить/выключить циркуляционный насос всего лишь на пять-десять секунд. Таким образом, теплоноситель получает ограниченное передвижение по сосуду и устраняет собой мелкие воздушные карманы, которые скапливаются в вершинах труб.
У системы закрытого типа на самом верху обязательно присутствует кран, которым можно спустить воздух.. В случае если любой из элементов системы, будь то гидрострелка или насос, были демонтированы на время без полноценного слива жидкости теплоносителя, то придётся устанавливать их обратно вместе с локальной заправкой
Во время процесса самый верхний патрубок не сможет сразу герметизировать, поэтому в противоположной, в самой нижней точке, открывается кран, все внутренности устройства заполняются жидкостью, а в верхнем соединении происходит выход воздуха, так как оно на данный момент не герметично
В случае если любой из элементов системы, будь то гидрострелка или насос, были демонтированы на время без полноценного слива жидкости теплоносителя, то придётся устанавливать их обратно вместе с локальной заправкой. Во время процесса самый верхний патрубок не сможет сразу герметизировать, поэтому в противоположной, в самой нижней точке, открывается кран, все внутренности устройства заполняются жидкостью, а в верхнем соединении происходит выход воздуха, так как оно на данный момент не герметично.
Как предотвратить образование воздуха в системе отопления
Сценарий 1: многоквартирный дом, нижний розлив
Схема с нижним розливом — наиболее типичное для домов современной постройки решение. И обратный, и подающий трубопровод находятся в подвале. Подключенные к розливам стояки соединяются попарно (подача с обраткой) перемычкой на верхнем этаже или на чердаке.
Нижний розлив: подача и обратка отопления проложены по подвалу.
Решение 1: запуск элеватора на сброс
Удаление воздуха из системы отопления проводится работниками ЖКХ еще на стадии запуска полностью или частично сброшенного контура.
Для этого он перепускается на сброс:
- Одна из домовых задвижек открывается, вторая остается закрытой;
- Перед закрытой задвижкой со стороны отопительного контура открывается соединенный с канализацией сбросник.
О выходе большей части воздуха свидетельствует равномерный, без воздушных пузырей, поток воды в сбросе.
Решение 2: воздушники
В верхней точке каждой пары стояков (в радиаторной пробке или на выведенной под потолок перемычке) в системах нижнего розлива всегда монтируется воздушник. Это не обязательно предназначенный специально для стравливания воздуха кран Маевского: его может успешно заменить шаровый кран, винтовой вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх.
Воздушник вполне может выглядеть вот так.
Сброс воздуха из стояка выглядит так:
- Приоткройте кран (не более чем на один оборот). Вы должны услышать шипение выходящего воздуха;
- Подставьте под него любую широкую посуду. Таз или ведро избавят вас от необходимости вытирать лужу на полу;
- Дождитесь, пока воздух не сменится водой;
- Закройте кран. Стояк должен нагреться в течение 5-10 минут. Если этого не произошло, стравите воздух повторно: возможно, что начавшаяся было циркуляция выгнала в верхнюю точку участка контура новые пузыри воздуха.
Таинство стравливания воздуха.
Несколько важных моментов:
- Никогда не выкручивайте винт в кране Маевского полностью. При давлении в 5-6 атмосфер и хлещущем из отверстия кипятке вкрутить ее обратно у вас нет ни малейших шансов. Последствием необдуманных действий станет затопление вашей квартиры и квартир под вами по стояку горячей и грязной водой;
- Не выкручивайте сам воздушник под давлением. Даже на половину оборота: вы не знаете, в каком состоянии его резьба. Если спускной клапан на отопление неисправен, перед его ремонтом или заменой необходимо перекрыть оба парных стояка и убедиться в том, что вентиля на них держат воду;
Выкручивать воздушник можно только при сброшенных стояках.
Если вы живете на верхнем этаже, еще до начала отопительного сезона убедитесь, что вам есть чем открыть воздушник. Современные краны Маевского открываются своими руками или с помощью отвертки, а вот в домах старой постройки может понадобиться особый ключ;
Латунный воздушник образца 70-80 годов.
Решение 3: перепускание стояка на сброс
Основная проблема воздушников на нижнем розливе именно в том, что они расположены в квартире верхнего этажа. Что делать, если ее жильцов хронически нет дома?
Парные стояки можно попытаться перепустить из подвала.
Для этого:
- Обследуем стояки. После вентилей на них могут быть установлены сбросники или заглушки. В первом случае никаких трат не предстоит, во втором — нужно приобрести шаровый кран с резьбами «папа-мама» того же размера, что и у заглушек;
Идеально. Оба парных стояка укомплектованы сбросниками.
- Перекрываем вентиля на обоих стояках;
- Откручиваем заглушку на одном из них;
- Вкручиваем вместо заглушки шаровый кран, предварительно подмотав резьбу;
- Полностью открываем установленный сбросник;
- Открываем вентиль на втором стояке. После того, как напор воды выгонит весь воздух, закрываем сбросник и открываем второй стояк.
Тонкости есть и здесь:
Если все радиаторы расположены на подающем стояке, а обратный стояк холостой (без отопительных приборов) — ставьте сбросник именно на обратку. В этом случае весь воздух выйдет гарантированно. При наличии батарей на обоих парных стояках образовавшуюся воздушную пробку удается выгнать далеко не всегда;
Разводка с холостым стояком обратки.
- Если вам не удалось перепустить стояки в одном направлении — переставьте сбросник на второй стояк и перегоните воду противоположную сторону;
- Если на стояках установлены винтовые вентиля, избегайте тока воды через них в направлении, противоположном указанному стрелкой на корпусе. Попытка открыть вентиль с прижатым давлением к седлу клапаном чревата отрывом клапана от штока. Для устранения проблемы нередко приходится сбрасывать всю систему отопления дома.
Причины появления завоздушенности
Пробки из воздуха образуются в отопительных системах по ряду причин:
- В результате замены радиаторов в квартире. Ее чаще всего производят летом накануне нового отопительного сезона. После завершения опрессовки стояки наполняют водой, а на осень переносят спуск воздуха из системы отопления.
- После проведения на стояках ревизии запорной арматуры, которая нужна для осушения контура.
- В результате проверки запорной арматуры в элеваторном узле. Контур следует сбросить полностью.
- От протечек теплоносителя через межсекционные соединения батарей, резьбовые соединения, свищи образовавшиеся в трубах и т.д. Если задвижки в элеваторе находятся в исправном состоянии и закрыты, в контуре постепенно начинает падать давление. В данном случае нужно приоткрыть кран Маевского или находящийся на верхнем этаже промывочник. В результате возникшее вверху контура разрежение засасывает воздух.