Виды бордюров по стандарту
Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.
Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу
По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.
Стандартные виды бордюрных камней
Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:
- Прямые:
- БР — рядовые;
- БУ — с уширением;
- БУП — с прерывистым уширением;
- БЛ — с лотком;
Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
- Въездные — БВ;
- БК — криволинейные;
- Камень-аппарель.
По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.
Условные обозначения
При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.
Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91
Пример маркировки и ее расшифровка:
- БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
- БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).
Размеры бордюров по ГОСТу
Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.
Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь
Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты
Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.
Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.
Вес бордюрного камня
Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.
Вес бордюра зависит от его размеров
Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.
Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.
Незамкнутый бордюр
Такой элемент декора размещают на выбранном участке, чтобы красиво очертить линию дивана или другой мебели. С ними комната становится гораздо интереснее и привлекательнее. Например, африканская саванна или пески пустыни привносят в атмосферу дух таинственности. Этот приём позволяет создать более расслабляющую остановку, в которой можно расположившись на диване насладиться прекрасным путешествием в места, где рождаются мечты и сказки о приключениях. А для детей есть много оригинальных вариантов:
- машинки, которые понравятся маленьким автолюбителям;
- цветные карандаши, лесная опушка или «совиная прогулка» – хорошие варианты и для мальчика, и для девочки;
- цветочный узел, элегантные плетёные розы и цветочные россыпи, которые придутся по вкусу маленьким принцессам;
- птичьи разговоры и весёлые игрушки – отличный способ зарядить атмосферу позитивом.
Технология укладки бортового камня
Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:
- прямого рядового,
- с уширением,
- лотком,
- криволинейного,
- въездного.
Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.
Виды бортовых камней
Технология укладки бордюра определяется типом изделия.
По функциональному назначению различают:
Дорожные бортовые камни.
Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.
Тротуарные изделия.
Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.
Декоративные.
Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.
Необходимые инструменты и материалы
Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:
- строительный уровень,
- рулетка,
- штыковая лопата,
- инструмент для трамбовки,
- колья и шнур для разметки,
- резиновый молоток,
- лом,
- углошлифовальная машинка («болгарка»).
Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.
Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:
- Цемент.
- Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
- Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
- Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
- Вода.
Этапы работ
Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.
Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:
- Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
- Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
- Устройство подготовительного слоя.
Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:
- Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
- Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
- Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.
Этапы монтажа бордюрных камней:
- Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
- Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
- Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
- Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.
Высота бордюра по ГОСТу
Высота бордюра по ГОСТу является одним из немаловажных факторов в конструкции дорожных и тротуарных покрытий. Установка бордюров производится для укрепления самой дороги, для разделения пешеходных зон и прежде всего для визуального определения проезжей части лицами, которые управляют транспортными средствами.
Строительством, реконструкцией и соблюдением норм возведения занимаются дорожные службы, которые относятся к Администрации населенного пункта, в котором были произведены данные работы. На основании многочисленных жалоб и обращений приняты соответствующие изменения в законодательстве РФ.
В данном документе говорится о всех видах бордюров и областях их применения. В пунктах 4.2.4. и 4.2.5. отмечено то, что высота бордюра по ГОСТу в любой его точке не может превышать 10 сантиметров. Для того чтобы вы могли измерить высоту бордюра по ГОСТу вам понадобится специальная измерительная линейка или специальный уровень. Для точности измерений лучше всего обратиться к услугам специалиста, которые предоставит более точные данные.
Под «Высотой бордюра по ГОСТу» нужно понимать расстояние, которое находится между дорожным покрытием и нижней гранью уровня. Уровень необходимо устанавливать в горизонтальном положении на верхнюю грань камня.
Последствия нарушений норм возведения бордюров
Последствия нарушений установленных параметров для возведения дорожных и тротуарных бордюров могут быть различными. Сюда можно отнести ущерб, причиненный водителю транспортного средства, который в результате парковки повредил свой автомобиль, или же население пенсионного возраста, которые в силу своего возраста и состояния здоровья не могут преодолеть высокий бордюр. Также немаловажную роль данная конструкция играет в жизни мам деток с колясками или велосипедистов. Лица, вынужденные покинуть тротуарную часть, сойдя или съехав на дорогу, автоматически создают аварийную ситуацию. Именно для того, чтобы избежать таких ситуаций, с тротуара сооружаются съезды.
Куда обращаться?
Если же вы понесли определенный ущерб или же пострадали по причине нарушенных норм возведения бордюров, вам необходимо обратиться с жалобой в муниципальный управляющий орган. Если повреждение произошло путем наезда на бордюр, в зависимости от ситуации требуется вызвать сотрудников ГИБДД. Если у вас имеется оформленный полис КАСКО, можно обратиться в страховую компанию для вызова Аварийного комиссара.
В обоих случаях будет проведена проверка и составлен соответствующий акт. Далее с полученными документами, составив жалобу с претензиями, следует обращаться в Администрацию по месту происшествия. При получении вами неудовлетворительного ответа, на законных основаниях следует обратиться в суд с исковым заявлением, на получении компенсации, основываясь на ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ, предоставив также документы, соответствующие причинению вреда. Также потребуется участие независимой экспертизы, без результатов которой может быть непринято ваше обращение. Или же это повлияет на длительность процесса. В результате будет проведены действия на указанном участке дороги, которые проверят соответствие его параметрам ГОСТу. Если же нарушение будет выявлено, организацию, отвечающую за это, обяжут исправить последствия, причиненные ненадлежащим выполнением работ. Вам будет возмещен ущерб, который вы понесли, и бордюр путем реконструкции будет приведен в норму, соответствующую закону.
Законодательство Российской Федерации регулярно вносит поправки и изменения для того, чтобы улучшить ту или иную область действия определенного закона. Но также большую роль играет бдительность граждан, которые заметив те или иные нарушения, должны сообщать о них в соответствующие органы. Только благодаря этому, сложившаяся ситуация в результате каких либо несоответствий может быть исправлена.
Для чего при мощении дорог применяют бортовой камень-бордюр ГП и ГК?
Ответ на этот вопрос зависит больше всего от планировки самой дороги, от типа дорожного мощения, а так же от функционального назначения дороги. Так при строительстве городских дорог бордюр гранитный, он же поребрик, необходим для того что бы отделить проезжую часть от пешеходной зоны. Для таких целей чаще всего используют бортовой камень гп-1. Помимо разделительных целей бортовой камень гп-1 ограничивает тело мощения. Именно такая жесткая конструкция из гранитного бордюра позволяет выполнить внутри периметра кладку из гранитной брусчатки на «сухую», то есть без применения цемента
Бортовой камень гп-1 так же часто используется при благоустройстве гравийных дорожек, или при мощении из клинкерного кирпича, и на это нужно обратить особое внимание в местах примыкания с газоном. Для благоустройства загородных трасс и дорог применяют бордюр гранитный меньшего сечения в сравнении с городским, это может быть бортовой камень гп-4 или гп-5 бордюрный камень
Так же бортовой камень гп-4 или бортовой камень гп-5 применяется для отмостки и благоустройства садовой территории. Так же для благоустройства территории загородного дома можно применить бордюр садовый. Радиусный гранитный поребрик подойдёт для благоустройства клумб и фонтанов. Радиусный гранитный бордюр отлично подойдет для оформления парковых и игровых зон, для благоустройства тематических зон и зон для барбекю.
Специалисты нашего производства изготовят и установят бордюр магистральный, радиусный, бордюр эркерный, бордюр дорожный, садовый, а так же бортовой камень гп-1, бортовой камень гп-2, бортовой камень гп-3, бортовой камень гп-4, бортовой камень гп-5.
Для повышения качества дорожно-строительных работ, а так же увеличения срока службы бордюра и дорожного полотна администрации многих крупных городов приняли решения об отказе эксплуатации и использование в строительстве бордюров из бетона.
Это решение принято в связи с тем, что большинство предприятий-изготовителей использовали ускоренную технологию изготовления бордюров – пропаривали залитую смесь, вместо того что бы дать ей застыть под воздействием воздуха. Бетон при этом терял многие свои качества, в том числе и морозоустойчивость. Срок службы таких бордюров не превышал 2-3лет, он трескался, а порой и вовсе рассыпался.
Бордюр гранитный в отличие от бетонного «сроком годности» не ограничен. Натуральный камень экологически чистый материал и эстетически привлекательный
Благоустройство с применением природных материалов не только более привлекательно, но еще и экологично , и что немало важно – долговечно!
Природный камень помимо прочности имеет еще целый ряд преимуществ: он долговечен, прост в эксплуатации, эстетически привлекателен, не нуждается в частых ремонтах, а при соблюдении простых правил ухода – вообще может служить века.
Бордюр гранитный, как показала практика, вещь очень правильная и нужная. И бетонный бордюр, который сравнительно быстро разрушается, оказывается менее экономичный и неконкурентный.
Наша компания реализует и устанавливает гранитный бортовой камень в Москве следующих марок: ГП-1 (150х300мм), ГП-2 (180х400мм), ГП-3 (200х600мм), ГП-4 (100х200мм), ГП-5 (80х200мм).
Мощение и благоустройство – одно из основных направлений нашей компании. Большой выбор природного камня и различные варианты обработки удовлетворят любую потребность и самый взыскательный вкус. Наша компания поставляет гранит Украины, гранит Казахстана, гранит Финляндии а так же граниты Урала и гранит Кареллии. Гранит России и Украины представлен у нас особенно широко. Наша компания имеет собственные производственные мощности в Украине и России.
Бордюр гранитный необходим для того, чтобы отделить пешеходную зону от проезжей части дороги, а также для оформления клумб и газонов. Мы предлагаем бордюр из гранита следующих марок: ГП-1, ГП-2, ГП-3, ГП-4, ГП-5, ГП-В в соответствии с ГОСТом, и из всех видов гранита. Буквы ГП – условное обозначение марки изделия. Буква Г говорит о том, что бордюр изготовлен из гранита, П – о том, что бортовой камень имеет прямоугольную форму. Присутствующие в маркировке цифры несут информацию о размерах бордюра.
Осваиваем перечень подготовительных работ
Для обустройства бордюрного обрамления по периметру плиточного покрытия или мощения из брусчатки нужно выполнить последовательность несложных действий.
- Выемка грунта. Глубина выемки определяется объемом уплотненной щебневой подушки. Хорошо уплотнённое прочное основание полностью исключает усадку и деформацию бордюрной конструкции в ходе эксплуатации.
- Верхний край бордюрного камня выставляется на одном уровне с плиткой или монтируется с определенным превышением. На прочность и долговечность конструкции эта разница не влияет.
- Под щебневую отсыпку желательно уложить геотекстильный разделитель. Этот компонент системы исключает перемешивание щебня с грунтом, образование внутренних пустот и деформацию конструкции в целом.
- Щебень надежно уплотняется по всей площади. Его поверхность служит основанием для слоя песка.
- Сухой песок следует увлажнить, иначе уплотнить его будет невозможно.Мелкая фракция отсыпки позволяет добиться высокой точности установки поребрика по уровню или соблюсти наклон.
На этом подготовительные работы считаются выполненными. Далее монтаж поребриков и бордюрного камня производится по стандартной схеме. Для контроля укладки бордюрного камня по горизонтали потребуется строительный уровень. В процессе монтажа стучать по поребрику кувалдой или ронять материал нежелательно. Бетон материал хрупкий, поэтому даже в армированном варианте поребрик может треснуть.
Еще один способ монтажа бордюрного обрамления предусматривает укладку поребрика на бетонный раствор. Так же бетонируются зазоры между поребриком и стенками выемки. Увеличенная площадь подошвы способствует повышению стойкости конструкции к воспринимаемым статическим и динамическим нагрузкам.
Стандартные размеры бордюров: существующие варианты
Виды бордюрного камня можно условно разделить на 3 группы, которые отличаются длиной: 100, 300 и 600 см (или 1, 3 и 6 м). Они характеризуются разной высотой. Стандартные варианты: 15 и 18 см. Такая высота может быть у метровых, трех- и шестиметровых изделий. Однако последняя из разновидностей (600 см) представлена еще одним вариантом – высотой 20 см.
Учитывая, что бортовые камни часто отличаются сложной конфигурацией, размеры даются по самым широким частям изделия. Например, если есть скос (1 или 2), ширина должна измеряться по основанию.
Размеры бордюров
Еще одна особенность бортового камня – радиус скругления при монтаже на местности. Возможные варианты: 5, 8, 12 и 15 м. Все они предусмотрены для криволинейных бордюров. Однако перечисленные виды не подходят для частных домов, т. к. они позволяют создать крупногабаритную конструкцию. По этой причине производители стали выпускать небольшие бордюры, например, БР 50.20.80. Самостоятельной установке способствует сравнительно небольшой вес – не более 20 кг.
Предназначение и установка дорожных бордюров
Ни одна площади или улица не обходится без бордюра – узкой полоски по краю дороги. Во время строительства его устанавливают первоначально с целью обозначения границ, а затем выполняют укладку покрытия дороги. Дорожный бордюр обеспечивает четкое разделение проезжей части и тротуара. Также он укрепляет и защищает тротуарную плитку от воздействия атмосферных осадков (дождя, снега, града) и механических повреждений.
Бордюры, изготовленные методом «вибропрессования», считаются оптимальными для использования на отечественных дорогах. Им характерна устойчивость к внешним повреждениям и перепадам температур, эстетичность и долговечность. Бордюры этого вида гармонично впишутся в архитектурный интерьер любого стиля. Такие характеристики не свойственны бордюру, произведенному на основе обычного литого бетона.
Основное предназначения дорожного и тротуарного бордюра:
- Разграничение зон для пешеходов от проезжей части. Бордюр предотвращает выезд транспортных средств на пешеходные дорожки.
- Наличие бордюра сохраняет целостность и привлекательность городского тротуара. Он эффективно удерживает плитку на пешеходных дорожках, не допуская ее расползания.
- Бордюр играет роль не только стройматериала, но и является декоративным украшением местности.
Устанавливают бордюры ниже уровня подстилающего слоя, за счет этого они поддерживают тротуарную плитку. Если основание не железобетонное, то подстилающие слои делают из распространенных сыпучих материалов – щебня и песка. В этом случае нет четкой привязки к местности и возможны сдвиги отмостки.
Если плитку кладут не на цементный раствор, а на песок, тогда она тоже не привязана к конкретной местности. Из-за постоянного передвижения транспорта и людей возникает механическая вертикальная и горизонтальная нагрузка на плитку и подстилающие слои.
Бордюрный камень устанавливается ниже основания мощения на 10-20 см, образуя прочный и надежный барьер. Он эффективно защищает подстилающие слои дорожного полотна и элементы мощения от возможного сдвига
Это важно при мощении любых наклонных поверхностей
Разновидности камней для бордюров
Бордюры делают из бетона, железобетона, песчаника, кирпича и гранита. В зависимости от назначения выделяют несколько разновидностей камней для ограждений:
- Магистральный, или дорожный. Выполняется из качественного мелкозернистого бетона, обладает хорошей стойкостью к химическим веществам, воздействию снега, дождя, морозов. Поребрик из бордюрного камня имеет высокую стойкость к вибрации и физическим нагрузкам. Весит один блок 94 кг, а его размеры (длина, ширина, высота) составляют 100/300/150 мм. Самым распространенным его цветом является серый, реже встречается черный и красный.
- Тротуарный борт тоже делают из бетона. Его вес — 36 кг, а размеры — 1000/200/80. Бордюры выпускают в богатой цветовой гамме, чтобы они красиво сочетались с тротуарной плиткой (есть оранжевые, красные, оливковые и коричневые блоки разных оттенков).
- Садовый и газонный бортовой камень используется в ландшафтном дизайне, поэтому производители делают акцент на его внешнем виде, а не на высокой прочности. Такие бордюры не только изготавливают из окрашенного в разные цвета бетона, но и используют в качестве материалов для них гранит, песчаник, выпускают элементы разной формы. Бортовые блоки для клумб и газонов обладают небольшими размерами: 400/200/50.
При изготовлении дорожных бортов бетон часто армируют с целью укрепления, а для садовых бордюров применяют натуральный камень или кирпич, который стоит дешевле.
Бордюрный камень для приусадебного участка и дачи
Дачный и приусадебный ландшафт тоже оформляется с использованием бордюров. Его функции те же, что и в городской черте – защита и определение границ. На территории дачного участка не используется массивный дорожный или магистральный камень.
Он недешев, а масса и габариты затрудняют самостоятельный монтаж без применения тяжелой техники.
Дорожки, клумбы, грядки на приусадебном участке разделяют тонким тротуарным бордюром. При использовании тротуарной плитки, одновременно с ее элементами заказывают и бордюры подходящего дизайна и цвета.
Размеры и характеристики
- БР100.30.15 – отделяет тротуар от проезжей части. Его маркировка содержит основные характеристики: БР – бордюрный камень; 100 – длина 1 метр; высота и ширина, соответственно, 30 и 15 сантиметров. Вес одного элемента зависит от использованных при производстве материалов, он составляет 95-150 кг.
- БР100.22.15 – низкий дорожный бордюр тоже востребован при оформлении дорог. Из маркировки видно, что при длине в 1 метр, ширине 15 сантиметров, он имеет высоту 22 сантиметра.
- БР100.45.18 – высокий магистральный бордюр. Этот вид используется при оформлении шоссе, городских магистралей и трасс. Он защищает тротуар и продлевает срок использования дорожного полотна. Способен выдерживать значительные механические нагрузки. Размеры: длина – 1 метр, ширина – 18 сантиметров, высота – 45 сантиметров. Масса одного элемента – 180 кг.
- БР100.20.8 – садовый тротуарный бордюр. Компактное изделие с небольшой фаской. Вес одного камня – около 40 кг, длина – 1 метр, ширина – 8 сантиметров, высота – 20 сантиметров.
Являясь элементом, обеспечивающим безопасность и эстетику на проезжей части, бордюрный камень изготавливается согласно ГОСТу.
На фото – пример оригинального применения садового бордюрного камня
- БР100.30.15 – отделяет проезжую часть и внутриквартальные проезды от тротуара.
- БР100.30.18 – отделяет проезжую часть от тротуаров, газонов, территории остановок и полотна трамвайных путей.
- БР300.45.18 – предназначен для отделения дорог от тротуаров, съездов с насыпью высотой не более 2 м.
- БР300.60.20 – отделяет проезжую часть от тротуаров в тоннелях и на съездах с насыпью высотой более 2 м.
- БР100.20.8 – отделяет тротуары от газонов.
- БУ300.30.29 – отделяет проезжую часть внутриквартальных проездов от газонов и тротуаров.
- БУ300.30.32 – отделяет проезжую часть дороги от газонов и тротуаров.
- БЛ300.32.68 – используется для устройства полос безопасности.
- БВ100.30.18 – для оформления въездов используется вместе с рядовым камнем соответствующего размера.
- БК100.30.18.5-БК100.30.18.15 – применяются при оформлении криволинейных участков.
Свойства, подлежащие контролю: трещиностойкость, прочность на сжатие, растяжение при изгибе, морозостойкость, водопоглощение, геометрическая правильность.
Изготовление бордюрного камня
Свойства бордюрного камня обусловлены правильным соотношением рекомендованных материалов и соблюдением технологии производства.
Материалы: бетонная смесь с добавками, обеспечивающими пластичность, заполнителями – щебнем, гравием, доменным шлаком.
Для экономии цемента, в бетонную смесь допустимо добавление шлака, золы, золошлаковой смеси.
Использование вибрации позволяет удалить из смеси воздух и равномерно распределить все компоненты.
Этапы производства
Дозированные компоненты поступают в бетоносмеситель. Готовая смесь направляется в формообразующую оснастку (вибропресс, вибростол с формами), где формуется и уплотняется. Следующий этап сушка. На некоторых предприятиях ее заменяет пропарка в камерах с высокой влажностью и температурой, позволяющая сократить время изготовления.
Специальные формы позволяют производить небольшие партии на вибростоле.
Разные виды бордюра служат для разделения, эстетического, геометрически правильного и безопасного оформления улиц, дорог, садовых дорожек (об изготовлении садовых дорожек написано ), приусадебных участков.
Обновлено: 24.01.2018
103583
Бордюры из камня
Натуральный камень тоже является прекрасным материалом для создания садовых бордюров. Если есть финансовая возможность для покупки обработанного гранита, кварцита или других твердых пород, используемых в ландшафтном дизайне – отлично. Но вполне можно обойтись любыми валунами, крупной галькой, песчаником или базальтом.
Сложность создания таких бордюров связана с неправильной формой камней, но она же придает им индивидуальность. Выкладывать их можно и на раствор, и сухим способом – это зависит от рельефа участка, размеров и формы элементов. «Всухую» обычно укладывают плоский плитный камень, а галька, валуны и бесформенные глыбы требуют прочной связки.
В любом случае под основание бордюра желательно выкопать траншею и заполнить её песком, если он идет вдоль дорожки. Клумбу можно просто обложить, вдавливая камни в грунт.