Последовательность строительных работ при устройстве подвала
По размерам предварительного чертежа нужно вырыть котлован и тщательно утрамбовать грунт. Размеры стандартного погреба под гараж – 2.5 м (ширина) на 2 метра (глубина).
Важно. Стены подвала не должны быть расположены ближе, чем на полметра от стены гаража
Это необходимо для качественной гидроизоляции.
Устройство фундамента
После того, как котлован вырыт, а пол тщательно утрамбован, приступаем к устройству заглубленного фундамента:
- по грунту засыпается слой щебня средней фракции, минимальная толщина 3 см;
- по гравию или щебенке заливают черновую бетонную стяжку, толщина от 7 до 10 см, зависит от прочности грунта на участке;
- после застывания бетонной стяжки монтируют слой рубероида, в качестве гидроизоляции. Надо уложить материал в два слоя, склеив листы между собой жидкой смолой. Кроме рубероида можно использовать гидроизоляцию под бетонные полы или битумную мастику, она стоит дороже, но гарантирует качество и сокращает время строительства;
- слой рубероида нужно заводить на стены котлована, высота нахлеста на стену — не менее 15 см.
Важно. Обязательно по периметру надо установить дренажную систему для отвода грунтовых и сезонных вод
По слою гидроизоляции устанавливают армированную бетонную стяжку из цемента с водоотталкивающими присадками («Дегидрол люкс» 10-2) или заливать готовым бетоном – марка W20. Толщина бетонной стяжки пола погреба – не менее 20 см.
Если планируется обустройство погреба с глиняным полом, то надо насыпать глину в несколько слоев и тщательно утрамбовывать каждый. Первый слой глины — толщина 15 — 25 см, второй слой — до 1 м, утрамбовывается с увлажнением по листам рубероида.
Возведение стен подвала
Обязательное условие — стены подвала или погреба в гараже должны быть выполнены только из армированного бетона или красного кирпича. Силикатный кирпич и пеноблоки не выдерживают высокой влажности даже при качественной гидроизоляции.
Проще стены в погребе гаража выложить бетонными блоками – это сократит сроки строительства, но требует затрат на аренду спецтехники. Если подвал строиться в готовом гараже, то надо бетонировать стены погреба или выполнять кладку из кирпича.
Бетонирование стен подвала, цемент марки не ниже М400:
- выставляем деревянную опалубку. Обязательно установите распорки, чтобы предотвратить осыпание грунта;
- крепим прочную армирующую сетку. Жесткое армирование стенок делать нельзя, сетку из арматуры необходимо только вязать проволокой. Это предотвратит разрыв стяжки при сезонном пучении грунта;
- бетонируем стенки послойно. Высота первого слоя бетона – 40 см;
- высота каждого последующего слоя – не больше 30 см.
Застывание бетона должно происходить естественным образом – среднее время полного застывания 28 – 30 дней, в зависимости от погодных условий.
Важно. При бетонировании стенок подвала обязательно простукивайте резиновым молотком каждый залитый слой, чтобы избежать пустот и каверн в стенах
Кирпичная кладка стен подвала в гараже выполняется в один ряд со смещением в полкирпича. Обязательно проверяйте вертикаль уровнем или отвесом через каждые два ряда кладки. Атирку швов надо проводить обязательно.
Потолок погреба – плита перекрытия
Пол гаража будет потолком подвала, поэтому основное внимание надо уделить тепло- и гидроизоляции плиты перекрытия:
- плиту перекрытия с двух сторон нужно гидроизолировать битумом или битумной мастикой в два слоя;
- утепление пола гаража снизу (потолка подвала) выполняют пенопластом – это самый бюджетный вариант. Но нужно помнить, что мыши и крысы могут испортить отделку. Поэтому толщина пенопласта для утепления потолка должна быть не более 5 см;
- обязательно слой утепления надо оштукатурить по сетке. Это защитит утеплитель от сырости и грызунов.
Можно утеплять плиту перекрытия и сверху по бетонной стяжке перекрытия:
- по плите укладывается слой гидроизоляции (рубероид, битумная мастика);
- слой утеплителя (пенопласт, керамзит) монтируют по маякам, толщина слоя утепления 10 – 15 см;
- после заливают армированную бетонную стяжку.
Люк для входа в подвал также надо утеплить пенопластом или минеральной ватой, чтобы не создавать мостики холода в погребе и не провоцировать появление сырости в подвале.
Подготовка перед бетонированием
Бетонный пол подвала гаража следует укладывать на подготовленную поверхность.В подвале, гараже или нижнем этаже дома пол бетонировать лучше всего по грунту. Это не только поможет снизить расходы на материалы, но и сэкономить за счет самостоятельного проведения необходимых подготовительных работ, так как сделать это можно, не владея какими-либо специальными навыками.
1 этап Для начала нужно нивелировать основу для бетонного пола, 2 этап После этого утрамбовывают грунтовку. Для того, чтобы в дальнейшем залитый пол был прочным и на нем не появилось трещин, то основание необходимо сделать как можно более твердой. Для этого обычно используется щебень или другой не очень крупный камень. 3 этап Поверх грунта укладывается своеобразная подушка из песка, которая имеет толщины в диапазоне 0.5-1 м
Это очень важно соблюсти, так как в дальнейшем ее толщина уменьшится в четверть. 4 этап После разравнивания и увлажнения песок трамбуют
В больших производственных помещениях это делается при помощи специальных машин.
Заливать новый бетонный пол можно и поверх старого. В этом случае необходимо его зачистить, осмотреть и если необходимо, то отремонтировать. Это также делается несколько этапов:
Для начала необходимо тщательно зачистить поверхность. Это поможет выявить изъяны старого пола. Возможные сколы и трещины необходимо расширить, а после этого заделать их специальной полимерной смесью или цементным раствором. Те участки, которые отремонтировать не представляется возможным (см. Ремонт погреба в гараже: что надо учесть), необходимо демонтировать. Также лучше убрать возможные перепады старого пола. В этом отлично поможет фрезерная машина
Важно убрать всю пыль, которая образуется после этих работ, так как в противном случае сцепка между бетоном и старым полом будет недостаточной. В случае невозможности выровнять старое покрытие необходимо использовать для этого специальное покрытие под бетон
Как правильно побелить стены и потолки
Побелка – традиционный способ избавиться от повышенной влажности стен, уничтожить плесень и споры грибков. Гашеная известь – хороший антисептик и антипирен, она недорога, проста в применении.
Для побелки используют мел – он создает декоративное покрытие без антисептических свойств. Его чаще применяют для отделки надземных помещений.
Известь лучше, чем мел, справляется с дезинфекцией в погребе, поэтому стоит побелить стены и потолок известковым составом. Раствор наносят на поверхности кистью-макловицей в 1-2 приема, дают просохнуть. Покрытие достаточно прочное, плохо смывается водой. Можно добавить синьку или пигмент для декоративности.
Гидроизоляция погреба – избавляемся от лишней воды
От того, насколько правильно спроектирован и построен подвал в гараже, напрямую зависят такие важные факторы, как долговечность, прочность, условия хранения продуктов и многие другие.
На этапе строительства подвала, когда котлован под него только роется, в случае обнаружения грунтовых вод их необходимо покрыть толстым слоем глины, не менее 50 сантиметров.
Глиной следует заделать образовывающееся между почвой и стенами подвала пустое пространство, причем толщина слоя – минимум 15 сантиметров.
Кирпичная облицовка выкладывается в один уровень с перекрытием потолка подвала в гараже
Далее верхняя часть погреба закрывается слоем железобетона с люком.
Если с грунтом на месте строительства подвала все в порядке, и грунтовые воды отсутствуют, то для обработки наружных стен достаточно тонкого слоя расплавленного битума.
Если же почва достаточно влажная, то для гидроизоляции необходимо использовать рубероидом на основе битумной мастики.
Если уровень грунтовых вод находится выше пола подвала, то нужно будет сделать гидроизоляцию под полом, для чего используется несколько слоев рубероида.
Нелишним будет усилить пол жирной глиной или пропитанной битумом щебенкой.
С целью предотвращения появления плесени и сырости в помещении важно сделать качественную вентиляцию.
Для этого в цокольных стенах делают специальные отверстия. Для сохранения средней температуры по всей площади перекрытия нужно уложить рубероид, глину, пленку либо другой подобный материал.
Перед размещением в погребе закаток, овощей либо каких-либо других продуктов необходимо предварительно просушить помещение, и избавиться от избытков влаги. Для этого на стены необходимо нанести слой извести, после чего сжечь в нем 10-15 таблеток сухого топлива. Помимо просушки такие действия помогут предотвратить появление бактерий гнили.
Обустройство погреба для хранения овощей
После того, как котлован будет вырыт и уплотнен, необходимо приступить к внутреннему обустройству подвала и обшивке наружных стен и крыши.
Обустройство погреба включает обшивку наружных и внутренних стен для теплоизоляции и защиты от влаги. Для наружного утепления можно использовать обычный пенопласт или рубероид, но сверху такой утеплитель нужно обязательно обшивать фанерой или листами ДВП.
Кроме того, гидроизоляцию и утепление нужно сделать и внутри помещения. Также необходимо предусмотреть стеллажи для хранения заготовкой, ящики, контейнеры и отсеки для свежих овощей.
Чем обшить
Внутри стены погреба нужно обязательно утеплить, чтобы внутри поддерживалась оптимальная температура. Как уже говорилось выше, наружное утепление можно сделать пенопластом или минеральной ватой. Однако следует учитывать, что пенопласт легко повреждается грызунами, поэтому материал нужно обязательно обработать специальными пропитками и прикрыть снаружи листами фанера или ДВП (рисунок 3).
Рисунок 3. Способы наружной и внутренней обшивки
Кроме того, наружное и внутреннее утепление стен проводится только по предварительно подготовленной поверхности. Для этого нужно выровнять их поверхность, зашпаклевать и побелить стены гашеной известью для защиты от грибка.
В некоторых случаях утепления стен недостаточно для поддержания оптимальной температуры. В данном случае нужно дополнительно утеплить пол: сделать бетонную стяжку, уложить поверх нее плотную полиэтиленовую пленку, установить лаги, а в пространство между ними выложить утеплитель. Сверху пол зашивают досками и покрывают их масляной пропиткой и краской.
Контейнеры и ящики для хранения овощей
Для хранения овощей можно купить готовые ящики, но, если у вас есть доски и брусья, вы сможете сделать их своими руками (рисунок 4).
Примечание: Желательно делать контейнеры и ящики из планок, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Это обеспечит необходимую циркуляцию воздуха и не допустит преждевременного гниения продуктов.
Размещение ящиков и контейнеров в подвале нужно заранее спланировать, чтобы можно было точно рассчитать их размеры и расположение.
Если вы планируете размещать контейнеры друг над другом, старайтесь, чтобы нижняя полка находилась на расстоянии 10 и более сантиметров от пола. Так вы сможете легко убирать в помещении, не передвигая ящики.
Рисунок 4. Виды ящиков для хранения овощей
Располагая ящики друг над другом, укладывайте между ними деревянные брусья, которые будут создавать свободное пространство для циркуляции воздуха. При напольном хранении овощей делают разделительные перегородки из досок. Это условие особенно актуально, если в одном погребе будут храниться и фрукты, и овощи. Разделительная перегородка не даст запахам разных овощей смешиваться, а продукты будут медленнее портиться.
Желательно обустроить отдельные подвалы для овощей и фруктов, но, если это невозможно, их можно разместить в одном хранилище, но на максимально возможном расстоянии друг от друга.
Автор видео расскажет больше полезной информации о внутреннем обустройстве погреба для хранения овощей.
Строительство подвала в гараже
Смотровая яма в гараже
Следовательно, на этапе проектирования следует уделить особое внимание следующим вопросам:
- Архитектура совмещения подвала и гаража. Расположение входа (люк или проход через смотровую яму).
- Конструкция подвала, погреба или смотровой ямы. Прослеживание зависимости между весом автомобиля, размерами гаража, местностью, глубиной промерзания почвы, уровнем залегания грунтовых вод, типом грунта и конструктивными решениями.
- Изоляция. Выбор специального материала.
- Система вентиляции для обеспечения циркуляции воздуха.
- Электроснабжение.
Преимущества строения:
- незаменимое место хранения предметов, которым в доме просто нет места, и, которые в любой момент могут понадобиться;
- можно использовать как «место зимовки» припасов;
- если размеры подвала позволяют – возможность переоборудования под мастерскую для отдельных работ;
- гаражный бокс с подвалом и смотровой ямой всегда будет в цене.
Строительные работы
Прежде чем выкопать в земле подвал, надо пошагово ознакомиться с тем, как его самостоятельно построить.
Сооружение пола
Рекомендуется тщательно продумать, как сооружать пол, чтобы в будущем он был теплым и сухим.
На этапе выкапывания котлована на его дне создается специальная дренажная подушка. Для этого поверхность трамбуют, выравнивают и засыпают песком. Высота песочного слоя должна составлять 200-250 миллиметров. Однако прежде чем вырыть котлован, весь песок заранее вымачивают 1-2 часа в воде, чтобы он лучше утрамбовывался. Также в состав дренажной подушки входит мелкая щебенка, которую засыпают поверх песочка. Щебень используют для защиты погреба от грунтовых вод, которые могут испортить пол.
После создания дренажной подушки на ее поверхность укладывается металлическая сетка с материалом для гидроизоляции, который выстилается в 2-3 слоя. Затем поверхность необходимо выровнять, после чего сооружают стяжку из армированного бетона. Когда бетонная поверхность застынет, ее обрабатывают грунтовкой.
Возведение стен и пола
После сооружения котлована и пола занимаются возведением стен подвала. Перед этим надо ознакомиться с физическими характеристиками почвы, так как от них зависит выбор наиболее подходящего материала для создания стенок.
Если было решено сооружать бетонные стены, придется заранее создавать деревянную опалубку. При этом высота одной опалубочной секции составляет 30-40 см. Внутри опалубки укладывают арматуру и заливают бетон. Когда он застынет, опалубочную секцию поднимают, после чего в нее снова заливается бетонная смесь.
Чтобы защитить стены от высокой влажности, их поверхность обрабатывают грунтовкой.
Обустройство вентиляции в подвале гаража
От правильной организации движения воздуха в подвале и создания нормального режима влажности, напрямую зависиткачество сохранения в нем овощей и фруктов. Существует два варианта устройства вентиляции.
Схема проведения вентиляции в погребе
Естественная вентиляция | Самым простым и недорогим является создание естественного тока воздуха в подвале при помощи установки приточной и вытяжной труб.
|
Принудительная вентиляция | Несколько более сложным и дорогим является обустройство принудительного вентилирования помещения погреба.
|
После проведения всех работ по строительству и обустройству подвала производят установку крышки люка и лестницы
Перед началом заготовительного сезона погреб оборудуют стеллажами и полками.
При этом важно не забыть провести полную осушку помещения и очистку его от различных болезнетворных организмов. А в этом большую помощь может оказать сухой спирт, порядка 10 таблеток которого нужно сжечь в помещении.
Чем засыпать погреб в гараже вы уже определитесь самостоятельно
Самое главное в этом вопросе подобрать правильно материалы выполнения работы и делать все не торопясь.
Обустройство подвала
Стены можно сделать кирпичными
Процесс окончательной отделки включает устройство естественной или принудительной вентиляции. После укладки пола и возведения стен делают утепление каркасным способом или методом наклеивания.
Затем занимаются оборудованием перекрытия и входного люка в подвал, ставят съемную лестницу, или предусматривают стационарные ступени из бетона. Перед финишным слоем делают разводку проводки, чтобы была розетка, выключатель и светильник, подводят питание к вентилятору.
Гидроизоляция, предотвращение плесени
Гидроизоляцию делают перед кладкой кирпича, дополнительную пленку пароизоляции ставят в процессе утепления. Применяют специализированные мембраны с проходом пара только в одну строну, или наклеивают простой полиэтилен.
Плесень появляется из-за плохой вентиляции, гидроизоляции, хранения испорченных гнилью продуктов. Для борьбы с плесенью используют дезинфекцию стен, потолка обеззараживающими препаратами, белят гашеной известью, если позволяет вид отделки. Обрабатывают стеллажи, полки, а разборные конструкции выносят на улицу и просушивают.
Естественная вентиляция
Принудительная вентиляция в подвале гаража
В условиях гаража представляет собой вытяжную трубу под потолком, которая выходит выше кровли автоблока на 0,5 м. Нагретый воздух выводится естественным путем.
Механизированная вентиляция
Вариант отличается от естественного воздухообмена тем, что в отверстиях размещают вентиляторы, работающие от электричества. Прибор ставят только на вытягивание, или предусматривают в обеих трубах. Выбирают агрегаты по мощности, соответствующей объему подвала.
Устраивают современную схему очистки и рекуперации воздуха, если погреб в гараже используют для хранения большого количества овощей и припасов.
Как утеплить подвал изнутри
Утепление потолка подвала пенофолом
Построить подвал в гараже без утепления можно, если строение находится в южных районах, где почва промерзает на малую величину. Для внутреннего утепления делают обрешетку, которую крепят на кирпичную или бетонную стену. В промежутках устанавливают изолятор от холода, а поверхность каркаса отделывают облицовочными материалами.
Другим вариантом является наклеивание пенопласта на кирпич, затем обработка шпаклевкой по пластиковой сетке.
Устройство перекрытия и люка
Для перекрытия ставят деревянные или металлические балки, на которые набирают доски в виде наката. Ингода ставят уголок из стали, на полки которого укладывают пиломатериалы, крепят саморезами по металлу. Перекрытие также утепляют минватой, пенополистиролом, прокладывают гидроизоляцию от сырости из погреба.
Люк делают в центре перекрытия, если будет переставная лестница. Размер отверстия — от 65 х 65 мм до 80 х 80 мм. Для стационарного марша делают входное отверстие в торце ямы.
Советы по изготовлению лестницы
Деревянная лестница в подвал гаража
Ступени стандартного марша делают из бетона, дерева, железа. Деревянные конструкции обрабатывают средствами против грибка, для снижения впитывания влаги, применяют противопожарные пропитки.
Металл покрывают препаратами против коррозии, красят масляными составами. Съемные конструкции бывают складными или подъемными.
Перекрытие потолка – по-настоящему важный этап работ
Если вы решили сделать совсем небольшой подвал, вполне допустимо изготавливать его перекрытие из деревянных досок. Нужно лишь утеплить его изнутри, используя подручные материалы. В остальных случаях перекрытие следует делать надежным и массивным. Не забывайте, что оно должно будет выдерживать массу вашего автомобиля, стоящего в гараже.
Перекрытие из деревянных досок
Прочное перекрытие обычно делается из бетонной плиты. При этом нужно применять для нее специальный армирующий «скелет». Оснащается армированное перекрытие люком с двойной крышкой. Приобрести такой лючок любых необходимых размеров совсем несложно. При большом желании его можно сделать и самому. Люк устанавливается в отверстие, которое нужно проделать в бетонной плите. В этом месте у вас будет находиться вход в погреб. Размеры его выбирайте сами.
Перекрытие с внутренней стороны всегда обрабатывается горячим битумом и утепляется после остывания битумной смеси. В качестве утепляющего материала обычно используется стекловата либо более дорогой (но, заметим, и более эффективный) пенополистирол в пластинах. Его маркировка – ПСБ-С-25. Таким пенополистиролом можно теплоизолировать не только перекрытие, но и стены, и внешние части подвального фундамента.
Лестница
В сооруженный в гараже подвал придется постоянно спускаться. Для этого понадобится соорудить лестницу. Она должна быть:
- Надежной. Для изготовления лестницы нужно брать только качественные материалы. Самыми популярными являются конструкции, сделанные из древесины, бетона и металла. Но стоит иметь в виду, что каждый из этих материалов должен быть доработан или обработан определенным образом. Так, бетон необходимо усилить армированием, дерево – покрыть антисептическими и противогрибковыми составами, а металл – обработать антикоррозийным слоем.
- Удобной в эксплуатации. Самым хорошим вариантом станет одномаршевая лестница, имеющая широкие ступени. Но подобную конструкцию можно устанавливать только для просторных подвалов. В небольших помещениях наиболее удобным вариантом станет лестница в виде перекладин на двух стойках.
- Эстетичной. Такой критерий должен быть учтен в том случае, когда в подвале хозяин планирует организовать зону отдыха.
Как соорудить лестницу в подвал гаража своими руками? Для этого понадобится, прежде всего, составить схему конструкции и чертежи.
Самым недорогим вариантом станет тот, при котором используется древесина. Уклон для лестницы желательно сделать в 45 градусов, но при нехватке площади можно и меньше. Рекомендуемая ширина ступеней – 80-90 см, а проступи – 30 см. Доски для ступеней по своей ширине должны быть 20 мм и более. Наиболее оптимальной считается высота ступеней в пределах 20-25 см.
Изготавливают деревянную лестницу следующим образом:
- Сооружают опору. Она в дальнейшем будет поддерживать всю конструкцию.
- Изготавливают поперечные ребра. Эти элементы обозначают грани ступеней.
- Устанавливают поперечные доски на заготовленный каркас. Они и будут служить ступенями.
- Шлифуют, красят и покрывают лаком готовую лестницу.
Для сооружения конструкции из металла понадобится:
- Подготовить детали, нарезав на нужную длину швеллеры.
- Обработать все элементы антикоррозийным составом.
- Сварить конструкцию, придерживаясь при этом заранее подготовленного чертежа или схемы.
- Выкопать небольшой котлован глубиной 0,5 м. Он понадобится для установки лестницы. Дно котлована следует утрамбовать и засыпать гравием.
- Нижнюю часть конструкции установить на дно ямы.
- Заполнить котлован бетонным раствором. Дождаться его окончательного схватывания.
Изготовить лестницу из бетона можно следующим образом:
- Сбить опалубку. Она должна состоять из фанеры и деревянных досок. Нижнюю часть конструкции понадобится усилить упорами. Таковыми могут стать швеллеры или трубы.
- Отбортовать конструкцию. Это не позволит смеси из опалубки вытекать наружу. Помимо этого, конструкция получит завершенный вид. Получившиеся между досками стыки необходимо замазать смесью, состоящей из цемента М-500 и песка.
- Произвести армирование конструкции. Для этого используют металлические прутки диаметром 10-12 мм. Из них изготавливают решетку, которую укладывают в основе конструкции. Такая же обрешетка заготавливается и для каждой ступени. Между собой прутки соединяются с помощью проволоки.
- Залить бетон в каркас обрешетки. Сделать это нужно сразу по всей высоте. В противном случае лестница может треснуть.
- Спустя 2-3 дня снять опалубку и покрыть ступени полиэтиленом. Это даст возможность бетону застывать равномерно.
Как просушить погреб в своем гараже: эфективные методы борьбы с сыростью и конденсатом
Затхлый запах, образование плесени и грибковых образований на поверхности стен и потолка погреба, конденсационная влажность в виде капель и приторное ощущение сырости – все это явные признаки недостаточного воздухообмена подвала. Погреб можно построить на участке отдельно или под домом, но зачастую комфортнее его делать в гараже. Несмотря на свою конструкционную простоту, погреб до сегодняшнего дня способен конкурировать с самым современным холодильником. Однако, настоящему хозяину необходимо знать секреты не только о том, как правильно соорудить подвал, но и как просушить погреб в гараже, чтоб сохранить качество продуктов на дольше.
Перекрытие подвала и отверстие для люка
Перекрыть подвал можно по-разному, для этого подойдут:
- ЖБ плиты;
- Сборные конструкции из стандартных ЖБ изделий;
- Балочные конструкции, изготовленные из металлопроката.
Чаще всего при устройстве погреба в гараже для перекрытия используют металл, бетон, ЖБ изделия. Деревянные перекрытия использовать не стоит, древесина во влажной атмосфере не может долго сохранять свою прочность, и через некоторое время вам придётся ремонтировать перекрытие.
Часто выбирают цельный потолок, собранный из армированного бетона. Для этого снизу подшивают щиты опалубки, их нужно хорошо закрепить тросами на балках и для надёжности подпереть снизу вертикальными опорами. Деревянные щиты опалубки застилают плёнкой, чтобы не вытекал цементный раствор, если нужно заделывают щели.
На опалубке связывают арматурный каркас перекрытия — для этого потребуется арматура 10-12 мм диаметром. Каркас должен быть неподвижен и закреплён на расстоянии 40–50 мм от края опалубки.
После подготовки собранную конструкцию заливают цементным раствором. С помощью вибратора или протыкая раствор прутом, удалите пузырьки воздуха из раствора. Схватывающийся бетон должен быть неподвижен до застывания, после чего опалубку снимают.
Чтобы конструкция опалубки получилась прочной, нужно выполнять несколько требований:
- расстояние между установленными балками должно быть не более 60 см;
- подпорные стойки нужно устанавливать не с промежутком до 1,5 м;
- шаг между прутьями арматуры 15–20 см;
- ЖБ плита перекрытия должна быть 18–20 см толщиной.
Готовые ЖБ плиты кладут непосредственно на стены. Зазоры и швы и заделывают цементным раствором. Во время эксплуатации стены подвала воспринимают давление окружающей почвы.
Чтобы противостоять этому воздействию, нужно делать стены так, чтобы их толщина увеличивалась пропорционально глубине котлована. На его дно насыпают песчано-щебневую подушку 15 см толщиной. На ней устраивают ленточный фундамент, он будет воспринимать вес стен и перекрытия. Стены желательно сложить из бетонных блоков. Но при недостатке средств вместо них возводят бетонные стены, заливая их в скользящей опалубке.
Учитывая габариты и большой вес ЖБ плит, при их укладке могут возникнуть сложности и дополнительные затраты:
- Для перевозки и укладки придётся нанимать профессионалов и оплатить услуги грузоподъёмной техники;
- Подвал нужно строить размером, кратным габаритам плит;
- ЖБ плиты нужно купить заранее и вовремя подвезти на рабочую площадку;
- Зазоры между стенами и плитами нужно тщательно замазать бетонным раствором.
Основной плюс использования ЖБ плит – возможность существенно ускорить время выполнения работ.
При небольших размерах (к примеру, равных смотровой яме) верх можно закрыть даже толстыми досками. Для подвала большого размера потребуется установить надёжное и мощное перекрытие, оно должно выдерживать массу автомобиля. В этом случае лучше всего уложить бетонную плиту или связать арматурный каркас и залить его бетоном.
При размещении балок и установке каркаса нужно предусмотреть место для монтажа входного люка.
Люк делают из листовой стали самостоятельно или покупают уже готовый.
Для изготовления люка своими руками выполняют несколько операций:
- По габаритам отверстия в плите сваривают обрамление из уголка, такое же обрамление делают снизу и сваривают их вместе пластинами;
- Вырезается пластина из металла, равная по размерам обрамлению люка;
- С одного края люка монтируют петли и приваривают их к крышке люка. Если нужно, на него устанавливают ручку.
Крышку впоследствии при желании можно декорировать подходящим для вас способом — можно, например, просто его окрасить.