Проверка целосности провода с помощью мультиметра

Распространенные неисправности электрооборудования машины

К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства — система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника — климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.

К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:

  • Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
  • Поломки генератора — обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
  • Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
  • Деформации электропроводки — окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
  • Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).

Прозваниваем проводку в квартире мультиметром

Поломки проводки в доме тоже легко распознать мультиметром. Однако процесс этот не самый быстрый. Допустим, одна из лампочек перестала гореть. Сначала нужно проверить её саму, предварительно отключив подачу тока, потом проверить щиток. Если с ним всё в порядке, а свет всё равно не горит, значит, неисправность всё-таки в проводке. Тогда надо начинать проверку абсолютно всех деталей цепи — патрона лампы, механизма выключателя, соединительной коробки. Такой подробный анализ не бесполезен и чаще всего целесообразен.

Прозвон проводки мультиметром происходит по такому алгоритму:

  1. Устройство переводится на прозвонку.
  2. Находится распределительная коробка. Там обычно расположен целый пучок проводов без маркировок.
  3. Используя индикаторную отвёртку, нужно протестировать провода. Автомат должен быть включён.
  4. Изоляционной лентой отметить необходимый провод. Это фаза.
  5. Нужно найти нуль. Мультиметр включается в другой режим, который измерит напряжение (ставится больше, чем надо найти).
  6. Первый щуп должен присоединиться к фазе, а другим проводится тестирование проводов один за другим.
  7. Мультиметр покажет значение 220 Вольт, когда провод обнаружится. Он тоже маркируется.
  8. Другие пары продолжают обозначаться изоляционными лентами и тестироваться по указанному алгоритму.

Используя мультиметр можно узнать о разрывах кабеля питания.

Выполняется это так:

Прозвонка мультиметром провода

1. Устанавливаем щупы в разъемы мультиметра:

– Красный щуп в гнездо V Ω mA

– Черный щуп в гнездо COM

2. Переводим колесо управления в режим прозвонки , который промаркирован соответствующим образом (значок диода и зуммера)На экране, при этом, должна высветится единица.

3. Проверяем правильность работы мультиметра , соединяя контакты щупов, закоротив их.

Если прибор работает правильно, вы услышите звук зуммера, а на экране высветится значение близкое к нулю.

4. Прозваниваем провод . Прикладывая щупы мультиметра к его жилам с двух сторон, как показано на изображении ниже. Если проводник целый, то вы сразу же услышите звуковой сигнал зуммера, а показания на экране будут близкие к “0”, например 0,001.

Если же жила провода повреждена и один из её концов не имеет электрической связи со вторым, то показания мультиметра не изменятся, будет высвечиваться «1» и звукового сигнала не будет.

Как видите, всё довольно просто, и вы, если у вас есть под рукой мультиметр, можете сами попробывать прозвонить, что-нибудь. Только я еще раз напомню – не прозванивайте под напряжением, даже под небольшим.

Один из наглядных, часто встречающихся в быту, примеров проверки мультиметром проводки описан в следующей нашей статье – КАК ПРОЗВОНИТЬ РОЗЕТКУ. Это подробная, пошаговая инструкция диагностики неработающей розетки, обязательно изучите её, чтобы понять, как прозванивать электропроводку.

Что показывает мультиметр при прозвонке

Во время прозвонки проводов и кабелей на табло может показываться какое-то небольшое «число» или «0». При этом слышен звуковой сигнал. Число показывает сопротивление провода постоянному электрическому току.

Во многих приборах звуковой сигнал срабатывает при сопротивлении проводника до 50 Ом, если это сопротивление больше, тогда звуковой сигнал не слышен. О чем может говорить большое сопротивление провода? Может быть несколько причин:

  • провод имеет очень большую длину при малом его сечении;
  • в измеряемой цепи нарушен контакт;
  • маленькое напряжение встроенной батареи;
  • провод имеет большое удельное сопротивление.

Рассмотрим подробнее каждую из причин. Чем длиннее и тоньше проводник, тем большим сопротивлением он обладает. Поэтому один и тот же вид провода при разной длине будет показывать разное сопротивление.

Если провод надломлен, в этом месте возникает большое сопротивление, причем оно будет постоянно меняться, если провод шевелить. Чем ближе к месту надлома происходит шевеление, тем интенсивнее меняются показания.

Слабое напряжение на батареи напрямую влияет на работу прибора, поэтому ее время от времени следует проверять, особенно когда прозвонкой занимаются часто. Материал провода также оказывает на сопротивление большое влияние.

В основном используется медь и алюминий. Алюминий обладает большим сопротивлением. Если появится необходимость прозвонить катушку, то в некоторых из них в проводе применяются смешанные материалы, обладающие сравнительно большим сопротивлением.

Далее поговорим о том, как мультиметром найти обрыв провода?

Проверка исправности изоляции

Данное испытание проводят только с одного конца кабеля. Для этого зачищают проводники, включают мультиметр в режим измерения сопротивления, выбирают диапазон мегаом.

Не касаясь пальцами щупов, проверяют ими, нет ли пробоя между жилами.

Из-за емкости кабельных проводов на электронном дисплее вначале показания будут меняться, но в течение нескольких секунд емкость зарядится и на индикаторе должна высветиться единица в левой стороне экрана – это означает, что сопротивление настолько велико, что выходит за диапазон измерений.

В этом случае прибор переключают в более низкий диапазон – сотни килоом, и следят за показаниями – в случае электромагнитных наводок отображаемое на дисплее значение будет постоянно меняться, но если это неисправная изоляция, то показания будут стабильными.

Обязательно следует следить при проверке за руками – они не должны касаться щупов, чтобы не создавать погрешностей при измерениях. Часто таким способом можно проверить исправность проводки, находящейся во влажной стене, подключаясь к заведомо обесточенным и неподключённым к электроприборам проводам.

Прозвонка целостности проводника

В исправном кабеле каждая жила должна проводить электрический ток, и между ними не должно быть короткого замыкания.

Если кабель имеет маркированные провода, значит идентифицировать пары окончаний каждой жилы не нужно. В этом случае нет нужды подтягивать окончания кабеля в одно место, или тянуть провод от мультиметра к другому концу.

После проверки изоляции на пробой по описанному выше способу, достаточно будет зачистить и соединить в одну скрутку провода на одном конце кабеля, а на другом производить прозвонку.

Мультиметр переключают в режим измерения сопротивления, устанавливают самый низший диапазон – как правило, это 200 Ом, или специальный значок динамика специально предназначенный для прозвонки.

Всегда перед прозвонкой проверяют сам мультиметр – для этого соединяют два щупа вместе – тестер должен зазвенеть и показать ноль, уже после этого можно проводить измерения.

Для проверки будет достаточно подсоединить один щуп к любому проводу, а другим поочерёдно пройтись по всем жилам – везде они должны прозваниваться, то есть прибор должен издавать звуковой сигнал, если в нём присутствует данная опция, или показывать сопротивление, близкое к нулю.

Некоторые длинные кабели могут обладать сопротивлением в несколько Ом – это нормально. Если прибор показывает единицу справа – значит где-то в тестируемом проводе обрыв.

Как прозвонить проводку между распределительными коробками

Очень часто требуется найти окончания одного проводника в хитросплетении одноцветных проводов в распределительных коробках. В этом случае не обойтись без дополнительного проводника, с длиной большей расстояния между двумя коробками.

Сначала прозванивают сам дополнительный провод, потом один его конец подсоединяют произвольно к одному выводу в распределительной коробке, а к другому окончанию дополнительного проводника подсоединяют один из щупов мультиметра. Электропроводка должна быть обесточена, все розетки должны быть свободными, а выключатели выключены.

Оставшимся щупом проверяют выводы в другой коробке – тот, на котором тестер зазвенит, или покажет ноль и будет единым проводом. Его окончания маркируют, и таким же способом идентифицируют окончания остальных жил. Дополнительный провод и сами щупы лучше снабдить зажимами «крокодил», таким способом цепляя их на тестируемую жилу, что позволит проводить прозвонку проводки самостоятельно.

Если одна из жил перебита, то её находят методом исключения, идентифицировав и проверив остальные провода. Таким же способом можно осуществить прозвонку и проверку автомобильной проводки, предварительно отключив аккумулятор.

Альтернативные способы прозвонки

Если тестер отсутствует, то его можно заменить, используя аккумулятор или батарейки и лампочку. В разрыв данной цепи включают испытуемый проводник, процедура ничем кардинально не отличается – при исправной жиле лампочка должна светиться.

Профессиональные электрики для прозвонки также используют специальные телефонные трубки, при этом они могут переговариваться, прозванивая разные окончания проводки.

С использованием трансформатора, на одном конце кабеля подключают к проводам выводы вторичной обмотки, имеющие разные напряжения, которые измеряют на проводах другого окончания, тем самым их идентифицируя.

Прозвонка фаз

Также с помощью вольтметра фазируют провода в параллельно подключённых кабелях – для этого на них подают трехфазное напряжение – включенный между одинаковыми фазами вольтметр будет показывать ноль.

Как проверить проводку

Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.

Используем мультиметр

Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.

Проверяем напряжение

Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:

  • Установить мультиметр в режим вольтметра.
  • Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
  • Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.

Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

Ищем короткое замыкание

После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.

Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2-х компонентов:

  • Потребителя – электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
  • Проводки – обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.

Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.

Проверяем качество заземления

В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.

Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:

  1. Отключение АКБ.
  2. Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
  3. Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.

Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления – зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.

Проверяем целостность цепи

Соединение проводов в электрической цепи автомобилей – одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов. Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами. В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.

Как правильно прозвонить проводку?

Чаще всего электропроводку прозванивают при помощи мультиметра. Мультиметр — это специальный прибор, который предназначен для регистрации разных параметров электрического соединения, например, силы тока или сопротивления.

Поскольку простой мультиметр стоит совсем недорого, то найдите ему место в своих инструментах, ведь он еще не раз может вам пригодится.

Мультиметр, который установлен в режим прозвонки, поможет вам во многих ситуациях. С помощью мультиметра можно без проблем проверить есть ли контакт, работу выключателя или розетки, а также целостность всей проводки. Кроме этого, этот прибор поможет вам разобраться в том, какой провод куда идет (это частая проблема в квартирах).

Мультиметры бывают двух видов:

Но работают они по одному принципу.

Тестер – отменный способ проверки

С помощью тестера лучше всего узнавать наличие разрывов кабеля

Перед началом проверки следует осмотреть кабель на всей его длине, а особенно уделить внимание качеству обжатия на вилке. Если обжим плохой, то возникнут проблемы с контактом некоторых проводов

Также они могут быть перехлестнутыми в фиксированном положении. Так они не замкнутся. Если поломку на первый взгляд обнаружить не удалось, то можно воспользоваться тестером, который обеспечит качественную проверку.

Важно! Современные тестеры обладают большим функционалом и удобны для использования благодаря дисплеям. Они позволяют прозвонить кабель и точно определить место разрыва и замыкания

Посоветовать можно модель Tester MicroScanner Pro.

Это один из самых популярных аппаратов на рынке, поскольку имеет много возможностей, среди которых:

  • определение степени правильности разводки;
  • определение места поломки;
  • определение типа поломки;
  • определение дистанции до места поломки;
  • произведение трассировки провода.

Такой прибор хорош, но если под рукой есть мультиметр или обычный стрелочный тестер. Они помогут измерить сопротивление в цепи, напряжение и тип тока. Мультиметра вполне может хватит для анализа витой пары. Для начала анализа нужно включить режим сопротивления и свести концы кабеля в одну точку. Если это получилось, то дальнейшая проверка осуществляется в следующем порядке:

  • проверка целостности всех жил кабеля по отдельности;
  • тестирование каждого кабеля по цветам;
  • проверка на замыкания с соседними жилами;

Часто бывает так, что свести концы воедино невозможно. Тогда коннектор или перерезается, или на одном его конце зачищаются жилы и соединяются между собой. После этого мультиметром прощупываются пары на другом конце.

Как проверить проводку

Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.

Используем мультиметр

Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.

Проверяем напряжение

Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:

  • Установить мультиметр в режим вольтметра.
  • Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
  • Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.

Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

Ищем короткое замыкание

После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.

Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2‐х компонентов:

  • Потребителя — электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
  • Проводки — обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.

Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.

Проверяем качество заземления

В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.

Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:

  1. Отключение АКБ.
  2. Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
  3. Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.

Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления — зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.

Проверяем целостность цепи

Соединение проводов в электрической цепи автомобилей — одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов. Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами. В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.

Порядок настройки прибора перед тестированием

Чтобы проверить провод на обрыв мультиметром, понадобится:

  1. Установить переключатель в режим прозвонки «-{amp}gt;Ι-» и активировать зуммер.
  2. Поставить концы измерительных зондов с щупами в гнезда. Красный располагается в отверстии VΩmA, черный – в СОМ. Это нужно для соблюдения полярности замеров.
  3. Протестировать сам аппарат на предмет неисправности путем замыкания красного и черного щупов друг с другом. Будет слышен звуковой сигнал, а на дисплее появится 0 либо близкое к нему значение.

Применять мультиметр можно не только для замеров кабеля. Специалисты используют его для замеров электрооборудования.

Предохранитель

Проверка предохранителя по сопротивлению

Устройства в виде маленькой коробочки с тонким внутренним кабелем предотвращают перегревы и возгорания элементов цепи. Модели без проводки тестируются так:

  1. Прибор переводится в режим прозвонки.
  2. Щупы прикладываются к обеим сторонам предохранителя.
  3. При сопротивлении 0 Ом и наличии звука устройство работает.
  4. Появилась цифра 1, звука нет – предохранитель сломался.

Диоды и светодиоды

Проверка светодиода тестером

Полярность диодов представлена положительно заряженным анодом и отрицательно заряженным катодом. По этой причине он пропускает ток только в одном направлении. При тестировании мультиметр переводится в специальный режим:

  1. Щупы ставятся на аноды и катоды без привязки к цвету.
  2. Тестер активируется.
  3. Щупы меняются местами и тестер включает повторно.

Полярность светодиода противоположная. Он работает при наличии плюса на аноде и минуса на катоде. Щупами работают по аналогичной схеме. Если напряжение появляется, а потом исчезает, светодиод рабочий.

После перевода тестера в режим прозвонки:

  1. Подкинуть на центральный контакт источника света первый щуп.
  2. Подвести второй щуп на боковой контакт.
  3. Неисправность определяется по зуммеру и показателю 3-200 Ом.

Поиск места обрыва

После того, как был обнаружен обрыв в электропроводке, необходимо локализировать место, где это произошло. Для прозвонки в этом случае можно использовать тон генератор, например такой как Cable Tracker MS6812R или TGP 42. Такие устройства позволяют с точностью до сантиметра установить место обрыва, а также определить трассу скрытой проводки, помимо этого приборы имеют и другие полезные функции.


Модель MS6812R

Приборы данного типа включают в себя генератор звукового сигнала и датчик, присоединенный к наушнику или динамику. При приближении датчика к месту обрыва пар кабеля UTP или жил электропроводки тональность звукового сигнала меняется. Когда производится тоновая прозвонка, перед подключением звукового генератора необходимо обесточить проводку, в противном случае прибор выйдет из строя.

Заметим, что при помощи этого прибора можно прозванивать как силовые, так и слаботочные кабеля, например, проверить целостность витой пары, радио проводки или линий связи. К сожалению, такие устройства не позволят определить правильность подключения, для этой цели применяется специальное оборудование – кабельные тестеры.

Кислородный датчик

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

Тестирование силы тока

Для начала определяемся с тем, какой ток протекает в цепи – переменный или постоянный. Выбор гнезда для черного щупа, из вариантов «10 А» либо «VΩmA», делается после уточнения приблизительных параметров в Амперах. Процедура во многом идентична вышерассмотренной. Если после подсоединения к разъему с максимальным токовым значением табло покажет значительно меньшую величину, помещаем штекер в другом гнезде. При повторном высвечивание меньших параметров останавливаемся на диапазоне с меньшей амперностью.

Как прозвонить предохранитель

Предохранители — устройства с защитной функцией. Они защищают элементы и электрическую цепь от перегревов, а также возгораний.

Он представляет собой маленькую колбочку с тонким проводом внутри. Большая сила тока, возникшая в цепи, заставит этот проводок разрушиться. Однако есть предохранители, где проводок не видно. По его целостности нельзя точно определить работоспособность всего предохранителя, потому что он мог оборваться у самого основания, где крепление.

Для этого:

  1. Включаем режим «прозвонки».
  2. Щупы прикладываются по обе стороны предохранителя.
  3. Когда сопротивление будет равно 0 Ом и прозвучит сигнал, это значит предохранитель рабочий.
  4. Если сопротивление окажется бесконечно большим, на что указывает цифра «1», а звука не будет, сомнений нет — этот предохранитель больше не рабочий.

Проверка параметров электроцепи

При проверке электрических цепей можно тестировать многие их параметры. Это и ток, и напряжение в сети, и частота сигнала. Но для определения исправности требуется только прозвонить цепь на целостность и проверить сопротивление изоляции. И то, и другое можно выполнить мультиметром.

Для того чтобы знать, как прозванивать мультиметром электрическую проводку, нужно правильно настроить измерительный прибор и верно выполнить действия по измерению. Для проверки целостности провода нужно:

  1. Подключить черный щуп мультиметра в гнездо с надписью COM, а красный — в гнездо с надписью U, Ω, Hz;
  2. Ручку измерителя нужно установить в положение 20 Ом;
  3. Подключить измерительные контакты к обоим концам провода. Если концы находятся в различных местах помещения — нужно использовать предварительно проверенный удлинительный провод;
  4. На экране тестера отобразится значение. Если значение не превышает 2 Ом, значит, целостность провода не нарушена. Если показания не устанавливаются на одном уровне или более 8−10 Ом — значит, в цепи есть разрыв.

Таким же образом тестируются провода в автомашине и шлейфа различных электронных приборов.

Кроме проверки целостности, провода тестируются на сопротивление изоляции. Это тоже можно сделать мультиметром:

  1. Щупы остаются в тех же отверстиях, как и при проверке целостности;
  2. Режим измерения выбирается тот же — проверка сопротивления;
  3. Предел измерения нужно выбрать наибольший — 20 или 200 мегаом;
  4. Прикоснуться щупами к разноименным жилам кабеля: к фазному и нулю или к фазному и экрану. В автомобиле это масса и сигнальная жила;
  5. На экране должно оставаться показание бесконечности, если вместо этого какое-либо значение, значит, где-то есть замыкание. Изменяющиеся значения говорят о помехах в сети.

Кроме обычных проводов, существуют высоковольтные провода, выдерживающие большие нагрузки по току и напряжению. К ним относятся свечные провода в машинах. По ним протекает ток, который требуется при запуске двигателя, такой ток достигает 80−150 ампер. Знать, как проверить высоковольтные провода мультиметром, требуется при диагностике электроники автомобиля. Прозвон этих проводов происходит по указанной схеме, с тем отличием, что необходимо установить больший предел измерения сопротивления. Обычно этот предел нужно установить на уровне 20 килоом.

В грузовых машинах, а также в сетях, расположенных в местах, подвергающихся постоянному механическому воздействию, размещают проводники с экраном — бронью или бронепровода. В бронепроводе особенностью является только экран, выполненный из прочного металла. Проверить целостность и изоляцию бронепровода можно так же, как и у обычного, необходимо только иметь доступ к его концам и выводу экрана.

Прозваниваем проводку в квартире мультиметром

Рассмотрим в качестве примера современную квартиру, в которой проводка выполнена в соответствии с действующими требованиями и нормами. Это значит, что при прокладке линии освещения и питания розеток были разведены, и в каждую из комнат для них проложены отдельные провода. Каждая из таких цепей питается от квартирного щитка через отдельный автоматический выключатель.

Если в одной из комнат исчез свет, для начала стоит проверить исправность светильника. Перед началом работ необходимо обесточить комнату/квартиру в зависимости от схемы питания. При использовании в светильнике непрозрачной лампы накаливания, целостность нити визуально определить сложно, поэтому потребуется мультиметр и его функция прозвонки. Давайте поэтапно разберёмся, как правильно это сделать.

Вначале нужно проверить щиток на наличие сработавших автоматов. В первом случае они будут находиться во включенном положении (тогда неисправность может скрываться в комнатном выключателе, лампе или патроне). Вероятность повреждения проводки в такой ситуации мала. Если же аппарат сработал, нужно будет проверять всё кроме комнатного выключателя, включая сам щитовой автомат.

Если автоматы не сработали

Прозваниваем выключатель. При включенном выключателе должен быть звуковой сигнал, при выключенном — тишина и «1» на индикаторе.

  1. Убедиться в наличии напряжения на входе и выходе автомата. Если оно есть, можно переходить к дальнейшей проверке.
  2. Подготовить прибор к работе и проверить его исправность закорачиванием измерительных концов.
  3. Выкрутить из патрона лампу.
  4. Одним из измерительных щупов коснуться цоколя (металлической части лампы с резьбой), а вторым – центрального контакта лампы (изолированного центра торцевой части цоколя).
  5. Звуковой сигнал и показания прибора, которые отличны от 0 или 1, означают, что лампа исправна. Если неисправна, нужно её заменить, что и станет решением проблемы.
  6. Проверяем на исправность патрон. Для этого нужно разобрать светильник, убедиться в целостности подведенных проводов, контактов. Если всё в порядке, то причина поломки не в патроне. При обнаружении неисправностей их нужно устранить. Лампу пока вкручивать нельзя.
  7. Проверяем исправность комнатного выключателя. Для этого снимаем пластиковую накладку, откручиваем винты и достаём его из монтажной коробки. Осматриваем оборудование на предмет появления нагара, проверяем затяжку креплений. Если всё исправно, нужно измерительные концы тестера установить на контакты выключателя. Появление звукового сигнала при прозвонке во включенном положении будет свидетельствовать о том, что оборудование исправно. Провода при этом можно не отсоединять.

В ходе такой проверки, как правило, выявляется неисправность, которая и становится причиной всех неприятностей. Её устранение позволяет быстро решить проблему.

Если автомат сработал

Для обеспечения электробезопасности при проведении работ в этом случае напряжение отключается при помощи общеквартирного автомата. Далее определяется исправность патрона и подведенных к светильнику проводов по алгоритму, описанному выше. При отсутствии неисправностей, нужно проверить саму проводку, используя мультиметр и функцию прозвонки. Такие неисправности случаются достаточно редко, но всё же бывают, к примеру, при установке подвесных потолков или декоративных элементов интерьера.

Прозвонка проводки в этом случае выполняется следующим образом.

  1. С помощью отвёртки отключаем подведенный проводник (при правильно выполненном монтаже он находится снизу) и отводим его в сторону. «Ноль» этой группы находится, как правило, на нулевом зажиме под автоматами.
  2. Выкручиваем из патрона лампу накаливания. При помощи готового к работе тестера проверяем линию, подключаясь одним из измерительных щупов к «нулю», а другим – к отсоединённому проводнику. Если прибор подаёт звуковой сигнал, значит, проводка закорочена.
  3. В этом случае в комнате под потолком вверху над выключателем находим и вскрываем соединительную коробку. Рассоединяем провода.
  4. Проверяем все группы проводов на наличие в них короткого замыкания. Для определения участка цепи, в котором имеется короткое замыкание, снова проверяем мультиметром цепи на квартирном щитке. Если сигнал прозвучит, значит, ремонту подлежит именно провод, проложенный от щита до коробки в комнате. В противном случае, поиски нужно будет продолжить до получения результата.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что наличие в доме мультиметра с функцией прозвонки – объективная необходимость для любого домашнего мастера. С таким прибором в большинстве случаев можно будет быстро устранить мелкие неисправности, не обращаясь за помощью к специалистам.

Проверка изоляции

Для тестирования изоляции мегаомметром или мультиметром принцип прозвонки такой же, как при поиске электрической связи между жилами кабеля.

Алгоритм тестирования следующий:

  • устанавливаем на приборе максимальный диапазон — 2000 кОм;
  • подсоединяем щупы к проводам и смотрим, что показывает дисплей прибора. Учитывая, что провода обладают определенной емкостью, пока она не зарядится, показания могут изменяться. Через несколько секунд табло прибора может отображать следующие значения:
  • единица, это говорит о том, что изоляция между проводами в норме;
  • ноль – между жилами короткое замыкание;
  • какие-то средние показания, это может быть вызвано как «утечкой» в изоляции, так и электромагнитными помехами. Для установления причины следует переключить прибор на максимальный диапазон 200 кОм. При неисправной изоляции на табло отобразятся стабильные показания, если они будут меняться, то можно с уверенностью говорить об электромагнитных помехах.

Внимание! Перед проверкой изоляции электропроводки ее необходимо обесточить. Второй важный момент – проводя измерения, не прикасайтесь к щупам руками, этим можно внести погрешности

Видео: Прозвонка провода — проверка целостности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий