Самостоятельное изготовление откатных ворот — порядок действий

Преимущества откатных ворот

  • Компактность. Экономия пространства, площади участка и зоны въезда – они отъезжают вбок. Машину можно ставить прямо возле откатных створок.
  • Устойчивость конструкции. Основная нагрузка приходится на железобетонный фундамент, который возводится прочным и надежным.
  • Независимость от погодных и климатических условий. Сугробы и заносы для них не проблема.
  • Бесшумность (относительная). Плавный и тихий ход не доставит дискомфорта.
  • Нет ограничений проезда автотранспорта по высоте. Проем свободен от несущих элементов.
  • Простой монтаж откатных ворот и легкость обслуживания. Достаточно регулярно чистить механизм.
  • Эстетичность. Внешний вид современный и презентабельный, большой выбор материалов обшивки по цвету, фактуре, декору.
  • Высокий уровень прочности и долговечности.
  • Безопасность. Даже при порывах ветра створка не распахнется и не повредит автомобиль. Возможность приспособить эффективные устройства для безопасности. Фотоэлемент предотвратит закрытие створки, при возникновении препятствия (человека, животного, автомобиля). Датчик движения же обеспечит открывание при приближении машины на определенное расстояние.
  • Ремонтопригодность. Любой элемент каркаса и обшивки владелец может заменить самостоятельно.
  • Раздвижные ворота обладают высоким уровнем взломостойкости. Конструкция выдержит и таран машиной.

Недостатки

  • Высокая парусность. При этом способность противостоят сильному, порывистому ветру.
  • Необходимо свободное пространство от насаждений и декора на величину большую длины каркаса.
  • Нужна постоянная очистка роликового механизма от грязи, пыли, листвы, снега.
  • Стоимость выше, чем для других типов, за счет необходимости возведения специального фундамента.
  • Выдвижные ворота сложно устанавливать при рельефе с уклоном в сторону участка или отката, где ограждение непрямое, а сложной конфигурации.
  • Створка не должна провисать и отклоняться от вертикали. Так нагрузка на роликовые тележки будет неравномерной и приведет к поломке механизма.

Типы конструкций

Основное отличие типов раздвижных конструкций между собой заключается в способе перемещения роликов при открывании и закрывании ворот. В каждой из разновидностей используются специальные роликовые механизмы, но устанавливаются они по-разному.

Подвесной тип конструкции

Створка ворот передвигается на роликовых тележках расположенных на опорной балке, которая крепится на столбах в верхней части проезда. Это самый долговечный и износостойкий вариант. Балка выдерживает довольно большой вес, поэтому для облицовки ворот можно использовать любые материалы, а ширина створки практически не ограничена. В качестве недостатка выступает то, что проезд высокого автомобиля может быть ограничен несущей балкой.

Подвесные конструкции чаще всего устанавливают на производственных площадях. Чтобы увеличить пространство для проезда, балку крепят на высоких опорных столбах. Это намного увеличивает металлоемкость и стоимость всей конструкции, поэтому для частного сектора такой вариант рассматривается крайне редко.

Но если высота въезда на территорию частного дома изначально ограничена декоративными или другими конструктивными элементами, подвесные ворота подойдут как нельзя лучше.

Рельсовый тип конструкции

Этот вид раздвижных ворот самый простой в производстве и установке. Опорной частью является так называемый рельс, по которому на специальном ролике передвигается створка. Устанавливается рельс по линии движения ворот на одном уровне с дорожным полотном, чтобы не создавать помех для проезда транспорта. Максимальный пролет между столбами забора может составлять 6 метров.

В рельс может забиваться снег и образовываться наледь, препятствующие правильной работе всей конструкции. Кроме того, требуется его постоянная очистка от песка и грязи.

Фундамент удерживающий главный рельс должен быть устойчивым, без сколов и трещин, иначе ворота могут деформироваться и быстро прийти в негодность. Рельсовый тип ворот обычно используют на дачах и домах, которые посещаются только в летний период.

Консольный тип конструкции

Данный вид — самый распространенный вариант откатных ворот, представляющий собой створку с противовесом, установленным на консольных блоках. Отсутствие контакта нижней несущей балки с дорожным полотном является основным достоинством такой конструкции. Благодаря этому почти полностью исключены проблемы из-за непогоды.

Из недостатков можно выделить долгий процесс заливки фундамента под закладную и сложность установки консоли. Общая длина конструкции на 50% больше створки ворот, что делает невозможной ее установку при большом проеме и недостаточной ширине участка.

Удобнее в использовании и эстетичнее на вид будет отдельная калитка, которая обустраивается вплотную к воротам – в месте, где не предусмотрен откат створки.

Все три вида выкатных конструкций можно сделать механическими или автоматическими. Механические ворота открываются и закрываются вручную, тогда как автоматические управляются пультом и приходят в движение с помощью специального мотора. Автоматику при желании можно установить чуть позже, в период эксплуатации, воспользовавшись услугами специалистов.

Основные трудозатраты приходятся на изготовление и установку полотна ворот. Обшивка бывает односторонней и двухсторонней. Внешний вид со стороны въезда ничем не отличается.

Размеры полотна

Одним из основных вопросов в проектировании ворот является определение ширины и других габаритов конструкции. Прежде всего, следует определить расстояние между столбами ворот, поскольку все дальнейшие расчёты зависят от этой величины. При этом учитывают:

  • размеры автотранспорта, который будет въезжать на участок;
  • угол въезда автомобилей;
  • свободный зазор между габаритной шириной авто и опорами ворот, который должен составлять 0.3–0.5 м с каждой стороны.

Для легковых автомобилей среднего класса будет достаточно ворот шириной 2.5–3 м, тогда как грузовик или трактор требуют проёма размером не менее 3.5 метра.

Конструкция и размеры полотна сдвижных ворот с каркасом под металлопрофиль

Если же движение перпендикулярно линии ограждения затруднено и потребуется въезд под углом, то это значение необходимо увеличить ещё в 1.5 раза. А ведь надо учесть ещё и то, что машина по какой-либо причине (скользкая поверхность, неопытный водитель, неправильно закреплённый груз) может сместиться или наклониться в сторону. Поэтому оптимальной можно считать ширину створа ворот около 4.5 м — этого будет достаточно для любых ситуаций.

Рассчитывая ширину полотна, к размеру проёма прибавляют 20 см. Это необходимо сделать для того, чтобы при закрытых воротах со стороны опорных роликов двор не просматривался через щель. Если при изготовлении створки эта возможность не учитывалась, то из ситуации можно выйти, чуть сдвинув друг к другу столбы. При определении высоты ворот многие считают, что она должна быть такой же, как и у ограды, но обычно полотно делают немного меньшим. Это связано с тем, что нижний край ограждения устанавливают с минимальным зазором от уровня участка, в то время как створка земли не касается и устанавливается с зазором около 10 см.

Кроме того, на высоту полотна влияют размеры рамы его каркаса и ширина нижней направляющей. Чтобы в итоге ворота находились на одном уровне с забором, при проектировании необходимо учесть все эти нюансы и сделать точный расчёт.

Типы конструкции

Исходя из особенностей монтажа и эксплуатации откатных ворот, их конструкцию подразделяют на три основных вида:

  1. Подвесные. В данном случае полотно при помощи штанг и роликов крепится к верхней балке или трубе, расположенной над проемом. Подвесные ворота очень простые и надежные, но чрезмерно громоздкие. Створки с верхним креплением широко используются в промышленных целях;
  2. Откатные по нижнему рельсу. Наиболее компактный вариант, при котором плотно, аналогично вагону поезда, движется по нижней направляющей. Это упрощает конструкцию, но также делает ее менее устойчивой. Система с нижним роликом не подходит для использования в холодном климате, так как будет необходимо постоянно чистить рельс от снега;
  3. Консольный тип представляет собой передвигаемую вдоль проема консоль, на которую крепится (сверху, снизу или посередине) полотно. Сам механизм опирается на два столба, установленные на одной стороне забора, что исключает необходимость в оборудовании направляющих, а также снимает ограничение по высоте машины, как с верхней трубой. Несмотря на самую высокую сложность конструкции, именно такой тип наиболее подходит для установки в суровом климате.

Закладная для откатных ворот

Установка откатных или сдвижных ворот отличается необходимостью соответствующим образом подготовить проем. Что входит в эту работу?

Во-первых, это подготовка основания или закладной. Это все равно что сделать фундамент для дома. Данная закладная – основной якорь всей конструкции.

Закладная представляет из себя капитально забетонированный 16-й швеллер. Высота швеллера — это ноль будущего въезда.

Если въезд будет впоследствии выложен плиткой, закладывайте швеллер выше существующей нулевой отметки на высоту плитки. Чтобы бетон при заливке полностью попал под швеллер, опалубку нужно делать в уровень с ним.

Глубина такого фундамента зависит от глубины промерзания в вашем регионе. Например по Москве и Московской области, специалисты заглубляют на 1,5м, плюс 20см на песчаную подушку.

Ошибка №1
Если вы этого не учтете, то впоследствии возможно выпирание фундамента с нарушением свободного хода ворот или даже их клин.

Капитальная полимеризация бетона происходит в течение 28 дней. Для качественной работы, что называется на века, желательно выдерживать эти сроки, и устанавливать ворота уже на бетонное основание, которое полностью набрало свою прочность.

Однако мало у кого хватает терпения на такие сроки, но хотя бы неделю выдержать необходимо.

При этом саму закладную вовсе не обязательно обваривать целой паутиной металла.

Особой прочности это не добавит и она никак не спасет при недостаточной глубине и пучении по касательной. А такая сила может достигать нескольких тонн на 1м2.

Она легко поднимает и ломает стены гаражей и домов, что уж говорить о каких-то воротах.

Поэтому вертикальных арматурин 12-16мм2 бывает вполне достаточно.

Длину приямка под фундамент рассчитывайте по формуле: длина всего проема разделенная пополам.

Например, у вас ширина ворот 4м. Значит вам нужно подготовить приямок длиной около 2м. Его ширина должна быть 40-50см.

На стандартную яму для таких ворот уходит порядка 2м3 бетона.

Сами ворота никогда не приходят в готовом виде. Створку придется собирать у себя на участке.

На заводском изделии все технологические отверстия уже подготовлены, поэтому следуя схеме инструкции, проблем с монтажом у вас возникнуть не должно.

При сборке самое главное четко контролировать геометрию.

Ошибка №2
Здесь нужно придерживаться следующего правила – все диагонали створки не должны отличаться между собой более чем на 5мм.

Центральная часть может заполняться различными материалами:

профнастил

Крепится при помощи саморезов или заклепок.

Чтобы листы при движении ворот не дребезжали в местах стыков, все щели и пространства можно заполнить силиконовым герметиком. Или просто подложить уплотнитель.

штакетник

глухое заполнение, типа филенки

Для упрочнения всей конструкции, зачастую применяют тросовую оттяжку. Ею можно легко отрегулировать требуемое соответствие по диагоналям.

Ошибка №3
Если же вы привариваете профиль в качестве укосин, будьте осторожны! При недостатке опыта, сварочные швы могут повести металл и нижнюю направляющую.

А еще ворота начнут постукивать в этих местах, как поезд на рельсах.

Материалы

Выбор полотна определяется многими факторами: стоимость отделочного материала, желание полностью защититься от взглядов извне, экстерьер загородного дома. Естественно, что каждый материал также имеет положительные и отрицательные стороны.

Деревянные ворота

Дерево

Такие ворота редко встречаются, хотя они идеально дополняют деревянные дома. Чтобы конструкция была прочнее, сварные каркасы створок делают из металла. Ворота могут быть распашными, раздвижными, иметь калитку. Древесина обладает многими достоинствами:

  • Изделия несложно сделать своими руками. При этом хозяин может воплотить в жизнь любой проект.
  • Простота использования. Ролики, закрепленные на створках, упростят процесс управления.
  • В случае повреждения доски несложно заменить.

К недостаткам относится вес (некоторые породы древесины тяжелые), высокая стоимость качественно обработанной древесины, недолговечность и необходимость постоянного обновления защитного покрытия.

Ограждения из натуральных материалов.

Для оформления полотен используют доски из сосны, ели. Хвойные породы пропитаны смолой и отличаются влагоустойчивостью, долговечностью, красивой текстурой. Сосна обладает твердостью, а ель — легкая и слабо усыхает.

Также часто полотна изготавливают из лиственницы – плотной и крепкой древесины, не загнивающей от осадков. Отличные эксплуатационные характеристики имеет дуб, но материал сложен в обработке и стоит недешево.

Ворота с калиткой

Чтобы деревянные ворота и калитки для частного дома длительное время сохранили отличный вид и качество, им требуется правильный уход. Рекомендуется каждые шесть лет обрабатывать их специальными пропитками (наносят не менее 23 слоев). Средства защищают материал от гниения и вредных насекомых.

Металл

По эксплуатационным качествам металл занимает лидирующие позиции. Прочность, долговечность, надежность – основные достоинства. Благодаря разным технологиям обработки материала, создаются изделия на любой вкус. Изготавливаются ворота гаражные и въездные. Створки делают из сэндвич-панелей, оцинкованной стали.

Правильная эксплуатация и уход продлевают срок службы конструкций. Минимальное техническое обслуживание:

  • Периодически проверяется состояние петель, замков, элементов. Каждые полгода желательно смазывать подвижные детали.
  • Специальная краска защитит металлическую поверхность от вредного воздействия осадков. Лучше использовать молотковую краску, имеющую в составе силиконовые смолы и пигменты металла. Состав
    отлично ложится на поверхность и подходит для внутренней и наружной отделки конструкций.

Ковка

Эти ворота отличаются прочностью и выделяются эффектным видом. В процессе ковки изготавливают изделия разнообразных форм и конфигураций (даже арки). Полотна бывают из сплошных металлических листов, украшенных элементами, или же проемы створок заполняют узорами.

Подъемные ворота

Выбирая дизайн и орнамент, ориентируются на стиль домостроения. Чаще всего устанавливаются откатные, распашные и гаражные ворота. Достоинства кованых конструкций:

  • эксклюзивный вид;
  • устойчивость к осадкам;
  • надежность и прочность конструкций, изготовленных из нержавеющей стали;
  • органично сочетаются с деревом, каменными ограждениями, кирпичом.

Из недостатков нужно отметить солидный вес, высокую стоимость, сложность монтажа.

Оригинальные кованые изделия.

Периодическая обработка полотен антикоррозийными составами продлит срок их службы на десятилетия.

Профлисты

Популярность материала объясняется его надежностью и возможностью быстро своими руками оформить ограждения. Для оформления ворот и заборов рекомендуется выбирать оцинкованный стальной лист, покрытый с обеих сторон полимерным антикоррозийным слоем (материал маркируется буквой «Н»).

Распашные ворота

Несущие качества металлопрофилей обеспечиваются гофроформой и специальными бороздками, придающими дополнительную жесткость. Преимущества материала:

  • устойчивость к коррозии и переменам погоды;
  • долговечность (гарантия около 50 лет);
  • простота установки (не требуется спецоборудование);
  • широкая цветовая палитра;
  • простота ухода.

Подвесные ворота

Из недостатков профлистов выделяют «большую парусность» (при шквальных ветрах и слабом креплении створки могут быстро перекоситься). Также листы можно повредить сильными ударами.

Ворота частного дома

Устройство и принцип работы откатных ворот

Устройство консольных откатных ворот

Среди всех типов сдвижных ворот консольные наиболее популярны, особенно для въездных проездов на территорию. В отличии от роликовых перемещающихся по рельсу отсутствует желоб подверженный намерзанию и заполнением грязи и воды

Перед подвесными такой тип не ограничивает проем по высоте и не влияет на экстерьер ( что важно для частных домовладений, а допустим на промышленных объектах). При широком использовании современных и качественных комплектующих ворот, изготовление и монтаж стал доступен и применяется повсеместно. Принцип работы ворот консольного типа

Эскиз

Принцип работы ворот консольного типа. Эскиз.

В основе конструкции консольных ворот лежит балка ( служит направляющей ), несущая на себе вес каркаса и заполнения створки и роликовые опоры оснащенные подшипниками.

Вся система вынесена из проема и оставляет его доступным. Под роликовые опоры заготавливают фундаментное основание с закладными для установки автоматики, электропроводки и опор.

На балку крепится зубчатая рейка для сцепления с приводом ворот.

Эксплуатация консольных ворот дает ряд преимуществ.

Экономия места — перемещение створки проходит вдоль забора или ограждения мало пригодное для других целей. Они почти не требуют обслуживания. Например, в зимнее время снег и наледь не является препятствием, не обязательна расчистка и уборка. Надежность и простота конструкции приводов, автоматики для таких ворот. Устойчивость в ветровых нагрузкам, которым подвержены распашные створки.

Откатные ворота консольного типа не сложно изготовить своими руками, чертежи и схемы представлены в разделе, воспользовавшись ручным инструментом и сварочным аппаратом.

Устройство подвесных ворот

Особенность подвесных ворот в установке полотна на несущую ферму ( на опорах) или направляющую балку крепящуюся к стене. Их профиль формирует проем по высоте.

Для подвеса створок на полотно к нему крепятся подвесные роликовые опоры на подшипниках. Опоры с воротами заводятся внутрь несущей балки и перемещаются по ней. Для жесткости и устойчивости крупногабаритных конструкций в подвесную систему добавляют нижний рельс — направляющую и нижние роликовые опоры.

Подвесные ворота особенно востребованы для проемов больших размеров и могут достигать более 20 метров в длину 6-7 метров в высоту. Как в все сдвижные конструкции требуют свободного места.

Достоинства подвесных откатных ворот.

  • — Система подвески проста, менее подвержена осадкам и попаданиям загрязнениям, надежна даже при отсутствии обслуживания.
  • — Вес створки при одних размерах с консольными будет значительно меньше, что снижает нагрузку на автоматику и проще в манипуляциях.
  • — Не требует фундаментных работ с их критичными сроками и издержками.
  • — Перекрываются значительные по высоте и длине проемы.

Каркас полотна подвесных ворот выполняют на раме с заполнением из сэндвич-панелей, решетки или профилированного листа. Для помещений и въездных ворот используют утеплители и резиновые, щеточные уплотнители, что придает комфорт, влаго и теплоизоляцию.

Среди малочисленных недостатков отметим ограничение проема по высоте.

Часто именно подвесные откатные ворота устанавливают в производственных помещениях, внутренних цеховых территориях и на въездах.

Надежность и долгий срок службы вам обеспечат проверенные и брендовые комплектующие Ролтэк, Came, Fratelli Comunello, Alutech, Combi Arialdo имеют доступные цены.

Схемы и чертежи сдвижных ворот без автоматики

Правильно спроектированные и изготовленные ворота должны открываться практически без усилий. Хорошая система роликов вместе с грамотно рассчитанным распределением веса по конструкции в результате дают плавный и лёгкий ход ворот по направляющей балке. Рассмотрим для примера схему, которая описывает все необходимые элементы и комплектующие для откатных ворот.

  1. Стальные столбы из профилированной трубы размерами 100х100 и высотой 4 метра в бетонном основании
  2. Металлические столбы устанавливаются в бетонные столбы, изготовленные по технологии ТИСЭ (с расширяющейся подошвой снизу)
  3. Бетонная лента фундамента, залитая поверх столбов и вмещающая примерно полтора кубических метра бетона.
  4. Правая колёсная группа
  5. Левая колёсная группа
  6. Верхняя колёсная группа для фиксации полотна и дополнительной защиты от падения
  7. Металлический каркас из профилированной трубы (60х40 или 40х25) с толщиной стенки от 2 до 4 мм
  8. Рама для калитки, изготовленная из трубы квадратного сечения 100х100 мм и толщиной стенки 3 мм. Крепится к столбу длинными болтами на уровне верхней и нижней граней
  9. Рама калитки из профилированной трубы. Сечение труб такое же, как у каркаса ворот
  10. Уровень земли (асфальт, брусчатка)
  11. Длинный швеллер приварен к нижней балке воротной рамы
  12. Электропривод (опционально)
  13. Зубчатая рейка для сцепления с маховиком электропривода
  14. Место расположения противовеса. Его масса рассчитывается исходя из габаритов воротной базы.
  15. Платформы для роликовых групп, зафиксированные в бетонном фундаменте с помощью закладных
  16. Забор из профильной трубы 60х40 или 40х25
  17. Большие и прочные петли
  18. Петли для калитки. Также должны быть очень прочными

На данной схеме показан полный комплект необходимых деталей для создания сдвижных ворот. Они могут работать как на автоматическом приводе, так и открываться вручную, без электродвигателя.

Один из самых технологически сложных элементов — это роликовая база. Чаще всего, если есть возможность и ресурсы сделать откатные ворота своими руками, то ролики самостоятельно не изготавливаются. От их прочности и надёжности будет во многом зависеть долговечность конструкции и удобство её использования. А хорошие ролики сделать можно только обладая достаточно высокими навыками работы с токарным станком.

Поэтому, колёсная база сдвижных ворот обычно приобретается отдельно. Её стоимость в районе 10 000 рублей. В эту сумму входит комплект из направляющей балки (от 5 до 7 м), опоры с 8 роликами на металлическом основании, концевой ролик, нижний и верхний ловители ворот, квадратный кронштейн и нейлоновый ролик. Устройство в сборе способно выдерживать ворота весом до 500 кг. На фото ниже для примера изображён комплект Ролтэк Эко 6.

Если есть навык точной обработки металлических деталей на станке, то можно изготовить ролики самостоятельно. Пример готовой колёсной базы с чертежами роликов, которую сделал профессиональный токарь, можно видеть на фото ниже.

При проектировке конкретных ворот важно правильно рассчитать размеры всех деталей рамы, чтобы она не деформировалась под собственным весом в процессе эксплуатации

Особое внимание следует уделить габаритам противовесной стороны, которая будет уравновешивать основную, видимую снаружи часть рамы. Соотношения сторон проиллюстрированы на следующей схеме

Пример грамотно спроектированных откатных ворот с точными размерами проёма и калитки на схеме ниже.

Если смотреть на конструкцию сверху, то расположение элементов будет иметь такой вид.

Комплект фурнитуры, которая потребуется для соединения воротной базы в единую систему, включает в себя такие детали.

В зависимости от устройства конкретной модели ворот, список элементов может быть больше или меньше. Существуют также варианты создания подвесных откатных ворот. В таких конструкциях рама передвигается на роликах, закреплённых сверху. Они перемещаются в верхней горизонтальной направляющей. Неудобства такого варианта в том, что верхняя перекладина ограничивает высоту транспорта, который может проехать под ней. Далее будет рассмотрена методика изготовления и установки простых откатных ворот на основе заводской роликовой базы.

Виды

Откатные ворота делятся на три типа:

  • подвесные;
  • откатные по рельсу;
  • консольные.

Первые ранее устанавливались на предприятиях, но в последнее время даже там они стали редким явлением. Вызвано это двумя причинами: дороговизна и ограничение въезда по высоте. Среди плюсов – высокий уровень надежности самой конструкции.

Второй тип ворот имеет наиболее простую конструкцию, но из-за особенностей климата для большинства российских регионов они не столь популярны, так как в связи с перепадами температур, наледью и прочими ситуациями их открытие и закрытие может быть если не невозможно, то сильно осложнено.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий