Сливная яма эконом-класса: вторая жизнь старых покрышек

Пошаговая инструкция монтажа

Приобретя все материалы и подготовив необходимый инструментарий, можно приступать к обустройству выгребной ямы.

  • Сначала выбирают место для монтажа не только с учетом расположения питьевых источников, но и строений. От выгребной ямы до дома должно быть не менее 3 м, но не более 10 м. Если последний показатель превышен, то необходимо установить на канализационном трубопроводе смотровой колодец.
  • Выгребную яму также необходимо удалить от дороги.
  • Выбрав место, приступают к земляным работам. Котлован для будущего канализационного колодца из покрышек по диаметру должен несколько превышать размер шин. Глубина почти такая же, как высота будущей резиновой шахты, так как на дне будет засыпка из щебня, а верхняя покрышка должна возвышаться над поверхностью земли.
  • На этапе проведения земляных работ копают траншею для подводящего трубопровода, учитывая, что он должен проходить с уклоном в 2 см на каждый погонный метр.
  • Дно котлована выравнивают и пробуривают в нем садовым буром шахту, проходящую через водоносные слои.
  • В полученное углубление вставляют перфорированную трубу. От свободного конца до дна котлована должно быть примерно метр. Этот участок трубы обматывают мелкоячеистой сеткой, закрывая ею и верхнее отверстие.
  • На дно ямы засыпают слой крупного щебня толщиной в 20-30 см. В канаве под трубопровод подготавливают песчаную подушку, учитывая уклон.
  • У покрышек при помощи лобзика или ножовки по металлу срезают металлический корд. Это необходимо, чтобы избежать скопления под ним воздуха и загрязнителей. Иногда просто делают отверстия в корде, не срезая его.
  • Шины по одной отпускают в котлован. Их скрепляют друг с другом болтами, предварительно смазывая стыкуемые поверхности герметиком. Верхняя покрышка должна на 20-30 см возвышаться над землей.
  • Прорезают отверстие для входной трубы в стенке резинового столба.
  • Прокладывают канализационный трубопровод и подсоединяют его к колодцу из покрышек.
  • Как засохнет герметик, закрывают снаружи столб из покрышек рубероидом, производят обратную засыпку котлована щебнем и грунтом. На этом же этапе засыпают трубопровод песком и грунтом.
  • Верхнюю покрышку закрывают металлическим листом, пластиковым люком или другим водонепроницаемым материалом, в котором делают отверстие для вентиляционной трубы, помогающей избавиться от неприятного запаха. Чем ближе к дому яма, тем выше стоит делать вентиляционный стояк.
  • Крышку от выгребной ямы можно скрыть, посеяв почвопокровные растения. При необходимости люк можно поднять вместе с посадками.

Простая конструкция готова к использованию.

Аргументы в пользу подручных средств

Сколько можно сэкономить на септике, если использовать старые шины? Одно бетонное кольцо среднего размера стоит 4 500 р. их нужно минимум три. Стоимость изношенной покрышки не превышает 2 000 р., а их требуется по минимуму три или четыре.

Накопительная емкость серии Танк, например, стоит в среднем около 18 тыс. руб. Даже без учета бетонных оснований и крышек для колодцев, экономия составит около 6 000 – 8 000 р.


Использование автомобильных покрышек в деле сооружения септиков решает сразу два важных вопроса. Позволяет организовать канализацию частного дома и избавиться от необходимости утилизации практически не разрушающейся резины

Но у такого септика срок службы значительно меньше, чем у бетонных или пластиковых конструкций. Причина в отсутствии монолитности корпуса, небольшом весе шин и плохой герметизации между ними.

При подвижках грунта нередко происходят смещения элементов. Правда, если использовать определенную технологию, то такой септик будет служить дольше, а откачку нечистот можно будет делать реже.

Рассчитать объем ямы

Для того, чтобы как можно точнее вычислить кубатуру колодца, необходимо учитывать некоторые технические нормативы.

Если вы в этом деле человек несведущий, то специально для вас имеется незамысловатая формула.

За базовую основу возьмем следующие постоянные значения:

  • Один человек в сутки тратит на себя около двухсот литров воды. Это проверенный и доказанный факт.
  • Идем дальше. Для того, чтобы микроорганизмы успели переработать естественным образом органические отходы понадобиться три дня.
  • К этим расчетам добавляем количество постоянно проживающих в доме людей.
  • Все три показателя умножаем, и полученный результат будет искомым объемом канализационного колодца.

Стоит знать! Если на вашем приусадебном участке грунт хорошо поглощает воду, то выгребную яму из покрышек можно делать не очень большой.

И вот, наконец, мы подошли к основному моменту – монтажу выгребного колодца.

Для начала определитесь с типом покрышек, которые будете использовать.

Если в ваших планах совсем маленькая конструкция, то вполне подойдут колеса от легковой машины, но, лучше всего использовать шины от трактора или большегрузного транспортного средства.

С большими и тяжелыми изделиями в некоторых случаях могут возникнуть определенные трудности.

Какие именно трудности

Представьте себе, что на вашем земельном наделе грунтовые воды залегают очень близко к поверхности земли.

А это значит, что вам будет довольно сложно заглубляться.

Добиться необходимых габаритов колодца вы сможете методом расширения конструкции, но никак не углубления.

Именно в этом случае вам подойдут колеса большого диаметра.

Для семьи из 3 – 4 человек должно хватить от десяти до двенадцати покрышек.

Запомните! В канализацию, сооруженную из резины, ни в коем случае нельзя выливать агрессивные вещества.

Итак, с материалом определились.

Следующий шаг – копаем яму под скаты.

Если с вместимостью колодца разобрались, можно начинать выполнять земляные работы. Что для этого вам понадобиться:

  • штыковая и подборочная лопата,
  • рулетка,
  • ведро  ,
  • бечевка.

На место будущего котлована, необходимо положить колесо и очертить его контуры – это и будет калибр строящегося резервуара.

Теперь, применяя перечисленный инструментарий, начинайте копать, и потихоньку углубляться.

После того, как достигните уровня днища, необходимо проделать в нем отверстие (для этого понадобиться бур).

Скважина даст возможность сточным водам проходить все слои грунта без задержки.

Перед тем, как приступить к работе, необходимо заранее приготовить отводную трубу с отверстиями по бокам. Сверху ее нужно покрыть сеткой из полимера.

Вы спросите: «Зачем это все нужно?». Данное трубное изделие будет исполнять роль дренажа.

Труба вставляется в проем. При этом, она должна располагаться на 1 метр выше дна.

В этом месте делаются добавочные лунки, и крепится сетка, которая будет служить надежной защитой от попадания внутрь трубы крупных фракций канализационных отходов.

Следует не забыть закрыть сеткой и верхнюю часть трубы. Следующий шаг – засыпаем дно будущей конструкции большим щебнем, слоем, не менее 10см.

Наконец-то дошла очередь до укладки основного составляющего сточного колодца – покрышек.

Преимущества и недостатки сливной ямы из отработанных автомобильных шин

Ведь у него существует множество недостатков:

  • Эксплуатационный срок не превышает 15 лет. Это обусловлено тем, что покрышки не были произведены с целью обустройства канализации и под агрессивным воздействием стоков разрушаются.
  • Герметичность стенок может нарушиться и в местах стыков шин.
  • Резина не выдерживает давление грунта.
  • Конструкция с трудом поддается демонтажу и ремонту. Проще забросить старое сооружение и смонтировать новое.
  • Чистить канализационный колодец из шин достаточно сложно из-за особой конфигурации стен.
  • Вокруг любой выгребной ямы распространяется зловоние.
  • Для использования сливной ямы без дна существует ограничение по объему стоков, который должен составлять не более 1 м3 в сутки.
  • Канализационный колодец из шин можно устанавливать на расстоянии в 20-50 м от питьевого источника. Удаленность зависит от типа грунта.
  • Максимальным этот показатель должен быть для песчаных, торфяных или лессовых почв, минимальным – для глины.
  • Выгребную яму из покрышек нельзя строить при уровне грунтовых вод, проходящем не глубже 2-2,5 м.

Но есть у сливной ямы, выполненной из отработанных автомобильных шин, существенные преимущества, которые определяют популярность такого сооружения:

  • простота обустройства;
  • низкая цена.

В некоторых случаях можно значительно сэкономить, получив старые покрышки бесплатно или за символическую цену в автомастерских. При этом дополнительно снизить стоимость выгребной ямы можно за счет самостоятельного монтажа, для которого необходим самый простой и доступный инструментарий.

Как построить?

Для работ потребуются такие инструменты и материалы:

совковая и штыковая лопата;

  • нож для резки резины;
  • электрический лобзик;
  • канализационные трубы;
  • проволока для крепления деталей конструкции;
  • крышка (люк) подходящего диаметра;
  • песок для обсыпки, но можно использовать обычный грунт;
  • покрышки в количестве 5-7 штук (столько потребуется для обслуживания двух-трёх человек).

Поэтапный монтаж выглядит следующим образом:

  1. Производится разметка под обе секции септической системы. Для этого покрышку размещают на земле и отмечают периметр.
  2. Выкапывается общая яма с небольшим запасом для обеспечения свободного хода при опускании покрышек. Дно котлована можно засыпать песком, глиной (обеспечивается дополнительная герметичность) или залить бетоном (такое основание препятствует деформации при пучении грунта).
  3. Подготавливаются детали конструкции – у каждой покрышки лобзиком снимается верхняя часть, что обеспечивает максимально ровную поверхность стен (нечистотам будет не на чем задерживаться).
  4. Шины поочерёдно опускаются в яму и связываются проволокой. Дополнительной герметичности можно добиться, смазав стыки клеем для резины.
  5. Между колодцами устанавливается переливная труба (примерно в двух третях от дна конструкции).
  6. Канализация подключается к первому колодцу. Для этого в покрышке вырезается отверстие. Для подключения используется резиновая муфта и герметик.
  7. Котлован засыпается грунтом или песком. Засыпка тщательно утрамбовывается по периметру сооружения.
  8. Сверху устанавливается крышка. Это может быть люк из полимера, железная или деревянная крышка.
  9. Вокруг обустраивается подъездная площадка на случай вызова ассенизаторов. На этом строительные работы считаются завершёнными.

А чтобы избавиться от неприятного запаха, необходимо установить фановую трубу. Чем ближе канализационный сток к жилым строениям, тем выше должна быть труба. Также многое зависит от господствующих ветров в конкретной местности. Сооружение лучше располагать так, чтобы ветер уносил запах в сторону от дома.

Ошибки, допущенные при монтаже, бывают такими:

  • не соблюдается уклон основного трубопровода – отходы медленно стекают, труба засоряется;
  • не соблюдается уровень между входящей и выходящей трубой – переливная труба должна быть
  • ниже входящей канализационной, между колодцами она также располагается под уклоном в 20 сантиметров;
  • сооружение находится выше точки промерзания грунта – зимой страдают трубы;
  • сооружение погружено в грунтовые воды – рабочие ёмкости заиливаются, нередко всплывают, инфекция попадает в почву.

Строительство отстойника

Строительство отстойника начинается с обустройства дна. На нем либо сооружается песчано-цементная стяжка, либо укладывается подходящая по размеру бетонная плита.

В очистном сооружении, имеющем несколько камер, все камеры, кроме колодца, нужно тщательно загерметизировать. В первой секции для этого лучше использовать не цементный раствор, а герметик или битум. Также стоит проверить герметичность соединительных участков. Швы между покрышками можно герметизировать с помощью обычного цементного раствора.

1 — кольца рабочей части; 2 — утепляющая крышка; 3 — кольца горловины; 4 — корпус люка; 5 — крышка люка; 6 — вентиляционный стояк; 7 — плита перекрытия; 8 — плита днища; 9 — щебеночная подушка; 10 — гидроизоляция; 11 — зона осадка; 12 — ходовые скобы

Помимо этого, можно усилить стенки раствором бетона, чтобы избежать проникновения стоков через стыки, а заодно укрепить всю конструкцию. Внутренняя часть каждой покрышки должна быть удалена перед началом работы.

Выгребная яма для небольшой семьи

Нет смысла обустраивать сложные многокамерные выгребные ямы для небольшого загородного дома или частного коттеджа, где проживают 1–2 человека. Перед началом конструирования любого стока, нужно рассчитать его потребный объем. В сутки один взрослый человек способен тратить до 0,5 кубометра воды. Если количество сточных вод за 24 часа не превышает показатель в 1000 литров, то вполне подойдут следующие варианты конструкции:

  1. Яма из покрышек;
  2. Небольшой резервуар из бетонных колец;
  3. Пластиковая емкость.

Эти варианты подойдут даже в том случае, если в доме проживает 2 человека (но к стоку не подключены различные водопотребляющие приборы).

Пример конструкции однокамерной выгребной ямы

Обустройство таких ёмкостей очень похоже между собой. В первую очередь, подготавливается место под будущий котлован. Выгребной резервуар должен располагаться на расстоянии 12 метров от дома, 10 от огорода или сада, 20 от дороги и 50 от водоёма (скважины, колодца, озера). Эти правила СНиП строго контролируются и их несоблюдение карается штрафами.

Как своими руками сделать выгребную яму из автомобильных покрышек, бетонных колец или пластиковой бочки:

  1. Рассчитывается диаметр отверстия в земле. При работе с пластиком рекомендуется также учесть размеры металлического короба, который в дальнейшем будет защищать конструкцию от деформации;
  2. Максимальная глубина котлована – 2 метра. Также, учтите, что яма должна иметь небольшой выступ сверху для утепления стенок и установки крышки;
  3. Сточный резервуар может быть закрытого и открытого типа. В первом случае, днище просто засыпается мелким щебнем для фильтрации твердых отходов. Во втором, дно полностью герметизируется. Специалисты настаивают на обустройстве закрытых выгребных ям, т. к. они более безопасны для окружающей среды, чем открытые;
  4. Для изготовления дна в ямах их покрышек или бетонных колец можно использовать кирпичи, цементную заливку или специальные плиты. При укладке кирпичей или заливке цемента предварительно подготавливается опалубка, соответствующая форме будущего резервуара. После ёмкость заливается раствором или укладывается несколькими слоями кирпичей. Для пластиковой бочки в дополнительном днище нет нужды;
  5. Когда раствор полностью застыл, начинается процесс установки бетонных колец или покрышек. Кольца при установке обязываются арматурой, а места стыков обрабатываются раствором. Покрышки крепятся болтовым соединением, швы между отдельными шинами закрывают герметиком. Если при укладке бетонных колец никаких трудностей не должно возникнуть, то для упрощения установки покрышек их торцевые части обрезаются для создания ровной плоскости;
  6. При работе с пластиковой бочкой, сначала днище засыпается мелким щебнем, поверх него устанавливается металлический кожух. Он представляет собой жесткую сетку, которая защитит бочку от давления грунтовых масс. В кожух помещается бочка;
  7. Сталось только подвести к резервуару трубы из дома. Канализационные отводы тянутся под небольшим углом – это поможет избежать застаивания стоков. Яма соединяется с этими патрубками при помощи муфт. Места стыков в дальнейшем герметизируются;
  8. После окончания установочных работ, стенки вокруг ёмкости дополнительно уплотняются слоем земли. Это позволит предупредить искривление конструкции. Если Вы воспользовались идеей с бетонными кольцами, то лучше будет укрепить стенки котлована камнями, щебнем или любым другим строительным сором;
  9. Осталось установить вентиляцию, люк и утеплить выступающие части ямы. Лучше всего купить двойную крышку – она максимально устранит распространение неприятных запахов. Наиболее практичные – пластиковые люки. Вентиляция не является необходимой частью сточного резервуара, но лучше все же установить выводную трубу.

В среднем, такие конструкции требуют очистки 1 раз в месяц при интенсивном использовании и 2 раза в сезон при редком.

Специфика конструкции

Этот вариант обустройства слива стоков самый доступный. Даже если нет собственных автомобильных покрышек, то купить их по минимальной цене (б/у) несложно. Канализация из покрышек имеет такие преимущества:

  • Простота монтажа. Сделать все работы собственноручно легко. Более того, не нужна спец.техника для погружения колес в яму, даже если они тяжелые, то перекатить и поместить на отведенное для них место получится самостоятельно.
  • Для создания ямы подойдут шины любого размера и диаметра, желательно чтобы они по габаритам были приблизительно одинаковые.
  • Доступность материалов.
  • Срок эксплуатации – до 15 лет.

Недостатков конструкция также не лишена и их перед монтажом стоит изучить. А именно:

  • В сравнении с фабричными установками срок эксплуатации в разы меньше.
  • Герметичность конструкции под сомнением.
  • Яму нужно максимально отдалять от источника питьевой воды.
  • Часто возникает неприятный запах.
  • Ремонтировать покрышки сложно, точнее бессмысленно.
  • Специфическая конфигурация вызывает сложности при чистке ямы.
  • Резина не рассчитана на использование в качестве хранилища агрессивных химических отходов, также она часто страдает от давления почвы.
  • Такие ямы нельзя строить на местности с высоким залеганием грунтовых вод.

Как сделать выгребную яму из покрышек своими руками: пошаговая инструкция

Устройство выгребной ямы из автомобильных покрышек

На самом деле выгребная яма из покрышек — достаточно удобная часть канализационной системы, которую очень легко создать. Итак, как сделать выгребную яму из покрышек своими руками :

для начала необходимо подготовить материал, а именно, автомобильные или тракторные покрышки

Обратите внимание, если у вас нет старых покрышек, которых в среднем понадобится около 10, может чуть больше, не спешите покупать новые. Стоит проехаться по автомастерским, там очень часто имеются старые покрышки, которые обойдутся вам значительно дешевле;

Б/у автомобильные покрышки для выгребной ямы можно поискать в автомастерских

после того, как необходимое количество покрышек будет подготовлено, необходимо приступать к выкапыванию, непосредственно, самой выгребной ямы

Обратите внимание на тот момент, что дно ямы должно иметь небольшой уклон по отношению к будущему люку. Вам стоит быть готовым к тому, что этот процесс может занять достаточно много времени, вплоть до нескольких дней. Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;

Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;

Готовая яма. Покрышки должны беспрепятственно поместиться внутри

как только яма будет выкопана, в ее центре необходимо сделать дренажную скважину. Сделать это можно с помощью садового бура. Эта скважина необходима для того, чтобы дать возможность сточным водам пройти все слои грунта, не застаиваясь;

Нужно сделать «дырку» в земле, чтобы сточные воды попадали сразу в грунт

в полученное отверстие следует вставить дренажную трубу с таким учетом, чтобы ее верхний конец был выше дна ямы где-то на один метр, так можно будет избежать засорения трубы. По боковым частям трубы делаются небольшие отверстия, через которые, собственно, и будет уходить вода. Заметьте, что эти отверстия на трубе, так же, как и ее верхняя часть, должны быть дополнительно защищены полипропиленовой сеткой;

Далее нужно вставить дренажную трубу в скважину

после этого этапа дно ямы засыпаем 10 сантиметровым слоем крупного щебня. Теперь пришло время выкладывания покрышек. Но предварительно необходимо с каждой покрышки срезать внутренний обод, это позволит воде хорошо стекать и предотвратить ее скапливание внутри автомобильных покрышек. Срезать внутренний обод с них можно посредством электролобзика;

Выгребная яма из покрышек

теперь пришло время установки вводной трубы, для этого с помощью электролобзика с боку шины нужно вырезать соответствующего диаметра отверстие;

Нужно сделать отверстие в покрышке для трубы

укладывать автомобильные покрышки в выгребную яму необходимо так, чтобы самая верхняя шина была на небольшом возвышении от уровня почвы. Образовавшиеся пустоты между покрышками следует засыпать землей. Что касается внутренних стыков между покрышками, то их необходимо изолировать герметиком;

Выгребная яма фото

яма готова, осталось ее прикрыть и сделать это можно при помощи полимерной крышки. Кроме того, системе необходимо обеспечить хорошую изоляцию, для этого потребуется сделать вентиляционную трубу. Труба должна находиться на небольшом возвышении – 60 см от уровня земли.

Вентиляционная труба для выгребной ямы из покрышек

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что выгребная яма своими руками для частного дома имеет некоторую особенность!

Особенность эта заключается в том, что яма не имеет дна, что вносит некоторые коррективы в ее месторасположение. То есть, она должна находиться на некотором расстоянии от дома – не менее 5 метров, от проезжей части — на 4 метра, от соседнего участка — на 2 метра, от колодца — на 25 метров.

Что касается откачки сточных вод из выгребной ямы, то это можно сделать посредством ассенизаторской машины.

Целесообразность сливного сборника из автопокрышек

Планируя сооружение выгребной ямы из автопокрышек, необходимо сопоставить особенности обустройства, эффективность работы сливного сборника с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.

Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:

  1. Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
  2. Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.

Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.

Для сооружения поглощающего колодца подойдут любые автомобильные шины, диаметр которых превышает 1 метр. Весь процесс сооружения сливной ямы из покрышек займет 1-2 дня

«Кустарное» очистное сооружение для канализации имеет ряд негативных факторов, ограничивающих его применение:

  1. Низкая производительность. Даже покрышки очень большого размера не способны обеспечить достаточный объем для накопления и отвода сточных вод. Поглощающая яма из шин подойдет для семьи из двух-трех человек.
  2. Промерзание системы. Несмотря на использование теплоизоляционных материалов при сильных морозах резина околевает, что чревато замораживанием стоков и остановкой работы канализации.
  3. Неприятный запах. Время от времени со стороны выгребной ямы могут доноситься «ароматы» нечистот. Для устранения проблемы монтируют фановую вентиляционную трубу и накрывают люк плотной крышкой.
  4. Ограниченность использования. Степень очистки стоков поглощающей ямой достигает 40% – этого недостаточно для безопасного отвода в грунт. Чтобы не нарушить экологическое равновесие в сливную яму из покрышек нельзя сбрасывать сильно загрязненную жидкость и фекальные массы.
  5. Недостаточная герметичность. Обеспечить полную непроницаемость стыков между покрышками достаточно сложно. При подвижках грунта и после чистки высока вероятность разгерметизации конструкции – нечистоты начинают просачиваться в грунт.

Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы.

Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.

Скопившийся ил препятствует нормальному дренажу сточных вод, поэтому сборник необходимо регулярно очищать. Процесс чистки очень трудоемок из-за неровности стенок резервуара

Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:

  • объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
  • уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
  • выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.

Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий