Решение проблем с фреоном кондиционера: замена, слив, устранение утечки

Как часто заправлять домашний охладитель

Закачка фреона в сплит-систему производится в трех случаях:

  • в процессе монтажа или переустановки на новое место;
  • после ремонта, подразумевающего отключение фреоновых магистралей;
  • в результате утечки хладона из контура.

Охладители — моноблоки значительно реже теряют газообразный фреон, нежели сплиты с внешними коммуникациями

Вообще-то, после установки нового кондиционера заливать фреон нет нужды – производитель закачивает газ в наружный блок. Аналогично поступают грамотные мастера – при ремонте либо демонтаже сплита хладон перекачивается в теплообменник внешнего модуля. Первые два случая подразумевают потерю вещества из-за неудачных действий.

На недостаточное количество фреона в системе климатического агрегата указывают следующие признаки:

  • снижается эффективность охлаждения – вентилятор внутреннего блока гонит теплый воздух;
  • компрессор безостановочно работает в режиме полной нагрузки;
  • инверторный кондиционер уходит в ошибку и часто отключается (дисплей показывает код неисправности);
  • расположенный на внешнем блоке сервисный порт, куда приходит жидкостная магистраль, покрывается льдом;
  • под воздействием давления фреона на прохудившемся соединении появилось масло;
  • обмерзание испарителя внутреннего модуля.

Полный набор последствий — газовый сервисный порт в масле, жидкостный покрылся инеем, на фото справа – обмерзший испаритель внутреннего блока

На видео и сайтах компаний, занимающихся инсталляцией холодильных машин, встречается рекомендация: бытовые кондиционеры необходимо заправлять чуть ли не ежегодно. В действительности правильно установленный сплит спокойно служит без дозаправки по 3—5 лет, поскольку через надежные соединения большой объем хладона вытечь не может.

Если вышеперечисленные признаки наблюдаются часто, нужно разбирать стыки и проверять качество вальцовки. Заводской брак внутри агрегатов – редкость даже для «китайцев».

Замена радиатора кондиционера

При замене конденсора герметичность системы кондиционирования будет нарушена, а старый фреон придётся слить. Поэтому перед началом работ следует приобрести необходимый объём хладагента и оборудование для заправки.

Для замены радиатора потребуются:

  • ключи (гаечные, TORX, шестигранные);
  • станция со шлангами и манометрами;
  • вакуумный насос;
  • баллон с фреоном.

Порядок действий при замене радиатора кондиционера

На всех автомобилях радиатор кондиционера установлен по-разному. Однако в большинстве случаев процесс демонтажа схож, а отличия проявляются лишь в деталях. В наиболее общем виде алгоритм замены радиатора следующий:

  1. Для обеспечения доступа к радиатору кондиционера демонтируйте защиту двигателя, передний бампер и фальшрадиаторную решётку.
  2. Если в системе остался фреон, спустите его через ниппель на магистрали низкого давления. Будьте аккуратны, выходящий из системы фреон может вызвать обморожение пальцев.
  3. Открутите трубки от радиатора и заклейте их скотчем. Нельзя допускать попадания грязи, пыли или влаги в магистрали.
  4. Снимите конденсор с креплений, соединяющих его с кузовом или радиатором ДВС. Все резиновые прокладки в соединениях лучше заменить на новые.
  5. Установите новый радиатор.
  6. Далее следует вакуумировать систему кондиционера, подключив вакуумный насос к сервисному порту кондиционера через шланги, оборудованные манометром. Процесс откачки длится 10–20 минут.
  7. Заправьте кондиционер необходимым количеством фреона.
  8. Проверьте систему на наличие течей.

Видео: замена радиатора кондиционера автомобиля OPEL Vectra

https://youtube.com/watch?v=zVf_F3bSap4

Когда требуется заправка кондиционера фреоном?

По статистике даже самый качественный кондиционер теряет в течение сезона до 8% закачанного хладагента (фреона). Значит, по меньшей мере, 1 раз в 2 года домашняя климат-система нуждается в дозаправке фреоном.

Причиной потери холодопроизводительности может стать не только утечка хладагента. Не меньшее влияние оказывает на нее загрязнение испарителя и конденсатора, радиаторов, проблемы с работой вентиляторов внешнего блока сплит-системы.

С высокой долей достоверности можно судить о необходимости заправки хладагентом только в случае, если система с правильной периодичностью проходит профилактику, а после чистки компонентов производительность по холоду так и не вышла на оптимальный уровень.

Частота очистки оборудования во многом зависит от места расположения блока:

  • Сплит системы на 1-4 этажах нужно чистить перед началом каждого сезона.
  • При установке блоков на высоте 5 – 8 чистку можно производить 1 раз в 2 года;
  • Блоки на 9 этаже и выше нуждаются в чистке не чаще, чем 1 раз в 3 года.

Если кондиционер используется и в зимнее время, чистка потребуется намного чаще – не менее 1 раза в месяц, а в некоторых случаях – 1 раза в неделю.

Большинство владельцев техники не имеют представления, как заправить домашний кондиционер самому. В действительности, процесс этот не столь сложен, однако потребует определенных знаний об устройстве оборудования, наличия специфических приборов и инструментов, навыков их использования.

При этом некоторые ошибки (например, избыточное количество хладагента в системе) могут привести к совершенно противоположному результату – вместо восстановления рабочих параметров климатическая установка полностью выйдет из строя. Чтобы исключить такой неприятный исход душе доверить работу по заправке специалистам сервисного центра.

Как часто заправлять домашний кондионер фреоном?

Закачка фреона в сплит-систему производится в трех случаях:

  • в процессе монтажа или переустановки на новое место;
  • после ремонта, подразумевающего отключение фреоновых магистралей;
  • в результате утечки хладона из контура.

Вообще-то, после установки нового кондиционера заливать фреон нет нужды – производитель закачивает газ в наружный блок. Аналогично поступают грамотные мастера – при ремонте либо демонтаже сплита хладон перекачивается в теплообменник внешнего модуля. Первые два случая подразумевают потерю вещества из-за неудачных действий.

На недостаточное количество фреона в системе климатического агрегата указывают следующие признаки:

  • снижается эффективность охлаждения – вентилятор внутреннего блока гонит теплый воздух;
  • компрессор безостановочно работает в режиме полной нагрузки;
  • инверторный кондиционер уходит в ошибку и часто отключается (дисплей показывает код неисправности);
  • расположенный на внешнем блоке сервисный порт, куда приходит жидкостная магистраль, покрывается льдом;
  • под воздействием давления фреона на прохудившемся соединении появилось масло;
  • обмерзание испарителя внутреннего модуля.

На видео и сайтах компаний, занимающихся инсталляцией холодильных машин, встречается рекомендация: бытовые кондиционеры необходимо заправлять чуть ли не ежегодно. В действительности правильно установленный сплит спокойно служит без дозаправки по 3—5 лет, поскольку через надежные соединения большой объем хладона вытечь не может.

Если вышеперечисленные признаки наблюдаются часто, нужно разбирать стыки и проверять качество вальцовки. Заводской брак внутри агрегатов – редкость даже для «китайцев».

Коротко о главном

Если вы собираетесь изменить местоположение кондиционера, главное, о чем нужно позаботиться – это о сохранении фреона. Необходимо собрать хладагент в теплообменнике внешнего блока, и самостоятельно это можно сделать двумя способами, как с манометром, так и без него.

Использование манометра позволяет точно отслеживать давление в системе, что уменьшает риск поломки компрессора. Второй способ экономнее (так как не нужно приобретать оборудование), но время определяется на глаз, и, если у вас маловато опыта, велика вероятность убить компрессор. Третий способ применим в крайних случаях, и он связан с потерями фреона.

Вопрос

1 Возможные проблемы

Неподготовленные люди часто совершают одни и те же ошибки при попытке демонтировать кондиционер своими руками. Такие недосмотры в работе могут привести к неприятным последствиям, среди которых:

Потеря фреона

При неосторожном демонтаже кондиционера хладагент может легко улетучиться в атмосферу, заставив хозяина устройства платить за повторную заправку. Если такое произойдёт, экономия на мастерах для снятия сплит-системы вряд ли окупится, что сделает процедуру бессмысленной

Это самая распространённая проблема, для предотвращения которой существуют определенные меры предосторожности.
Попадание во внутренний контур устройства посторонних веществ. Даже если фреон при разборке кондиционера не улетучится, подмешивание к нему воды (которая затем остынет и превратится в лёд), пыли, частиц песка, земли и прочих твёрдых веществ быстро приведёт компрессор, а затем и всё устройство в нерабочее состояние. Поэтому стоить избегать разборки прибора в дождь или снег и тщательно следить за чистотой и герметичностью трубок.
Общие ошибки при демонтаже. Неопытный мастер может случайно свернуть резьбу при откручивании патрубков кондиционера или слишком коротко обрезать трубу, выводящую конденсат на улицу. Это вызовет дополнительные трудности при повторной установке кондиционера.

Падение наружного блока устройства. Эта часть сплит-системы крупная и тяжёлая, потому работать с ней при отсутствии автовышки или специальных установок для промышленного альпинизма может быть неудобно и опасно. Любителю легко не рассчитать свои силы и допустить падение блока, что приведёт к его повреждению. Чтобы избежать этого, необходимо обязательно иметь помощника при попытке снять кондиционер самостоятельно.
Снятие проводов без пометок. Эта ошибка не является критической, но она приведёт к сложностям с повторной установкой устройства, поэтому каждый клемм желательно выделить с помощью маркера или куска разноцветной изоленты.
Повреждение корпуса. С ним необходимо обращаться очень аккуратно — даже маленькие, едва заметные трещинки на блоке могут привести к нарушению герметичности и последующей потере фреона или его загрязнению.
Поломка или потеря при транспортировке отдельных мелких деталей устройства. Некоторым из них может быть проблематично найти замену из-за особенностей конструкции.

https://youtube.com/watch?v=uu0KsaTfYV4

Поэтому снимать кондиционер самостоятельно стоит только тем, кто полностью уверен в своих силах, соблюдает во время процесса предельную аккуратность и строго следует всем правилам.

Основные неисправности

Для поддержания работоспособности СК необходимо:

  • своевременно проводить ремонт и обслуживание её составляющих;
  • периодически проверять её герметичность;
  • дозаправлять РК при необходимости хладагентом (фреоном).

В процессе эксплуатации возможна утечка фреона. Нормальным считается снижение его количества в системе не более, чем на 15% в год. Специалисты рекомендуют заправлять кондиционер каждые три года. В автомобилях с большим пробегом дозаправку следует делать чаще. Технология этого процесса для всех автомобилей практически одинаковая.

Утечка фреона из СК возможна по следующим причинам:

  • негерметичность соединений в магистралях СК;

    Все соединения в системе кондиционирования должны быть герметичными и надёжными

  • механические повреждения трубок системы;

    Повреждённые трубки СК могут привести к утечке фреона

  • коррозия или механические повреждения РК.

    Пробоины в радиаторе кондиционера приводят к полной утечке фреона и выходу из строя СК

Кто этим занимается и сколько стоит услуга?

Ищите в своем городе компании, которые выполняют обслуживание климатической техники — они же могут заменить хладагент, или дозаправить систему.

Сколько стоит такая услуга примерно (для домашнего кондиционера класса «семерки» или «девятки»):

  • дозаправка: от 1500 рублей;
  • полная замена: от 2500 рублей.

Точнее стоимость скажет только мастер. Цена зависит от:

  • количества и марки хладагента в вашей сплит-системе;
  • состояния кондиционера (если есть утечка — сразу заправлять хладагент бессмысленно: он снова будет уходить — поэтому сначала проводится диагностика, ремонт, и только потом дозаправка).

Замена фреона в кондиционере

Станция для откачки фреона

Если замена фреона в кондиционере автомобиля не представляет никакой сложности и выполняется владельцем самостоятельно, то аналогичная процедура в бытовом климатическом оборудовании требует специальных навыков. К замене фреона в кондиционере прибегают в очень редких случаях, обычно требуется лишь дозаправить компрессор. Менять один вид хладагента на другой в бытовых кондиционерах нельзя: каждая модель рассчитана на определенную разновидность и на другой работать не будет.

С помощью станции можно слить из демонтируемой техники хладон, который подлежит утилизации или вторичному использованию. Во время слива фреон очищается. Все встроенные части оборудования в процессе слива защищены.

В среднем устройство позволяет слить 260 граммов газа или 1,85 килограммов жидкости в минуту. Работает от обычной электрической розетки.

Нужно ли пополнять фреон в холодильнике

Эта процедура проводится только в тех случаях, когда действительно есть утечка. Иногда замена хладагента не оправдана. Некоторые модели имеют чрезвычайно сложную конструкцию. Для восстановления комплектующих, расположенных во вспененной части корпуса, приходится демонтировать всю изоляцию. Цена такого ремонта не оправдано высока.

В некоторых ситуациях можно повесить новый испаритель, чтобы полностью не вскрывать корпус. Сделать это можно самостоятельно. Сервисные центры выполняют такой вид ремонта на дому. Поэтому отвозить холодильник в мастерскую не придется. Теперь вы знаете, что такое фреон, для чего он нужен и как его закачать.

Демонтаж рабочего кондиционера (с фреоном)

Ниже рассматриваются варианты частичного или полного демонтажа рабочего оборудования. Такая процедура необходима при переезде или, как в моем случае, при ремонте. Смысл всей процедуры состоит в том, чтобы перекачать весь фреон в наружный блок и сохранить его там с минимальными (некритичными для функционирования) потерями. Сделать это можно тремя способами.

Способ без манометра

Необходимо собрать хладагент в теплообменнике внешнего блока. Для этого выполняют следующие операции:

Переводят кондиционер в режим охлаждения: включают на пульте режим холода и устанавливают минимально возможную температуру.

  • После запуска кондиционера (в помещении) перемещаются к наружному блоку и снимают защитный кожух в месте входа трубок. 
  • Откручивают заглушки (колпачки) сервисных кранов, которые в рабочем состоянии открыты. Становятся доступными краны под шестигранник. 
  • Перед следующими действиями необходимо убедиться, что компрессор кондиционера работает (что определяется по характерному шуму наружного блока или по холодным кранам).

Если вы занимаетесь демонтажом зимой, а температура ниже, чем можно установить на пульте, компрессор может не включиться, так как посчитает, что в помещении достаточно прохладно. В этом случае придется пойти на хитрость: открыть крышку внутреннего блока, снять сетки и найти температурный датчик. Помощник будет держать датчик в руке, согревать его и искусственно завышать показатели температуры.

Сервисные краны имеют разные размеры, соответствующие размерам всасывающей (толстой) и нагнетательной (более тонкой) трубки. Для того чтобы перекачать фреон в наружный блок кондиционера, выполняют следующие операции:

Закрывают кран с тонкой трубкой. Фреон продолжает поступать во внешний блок, но выхода из него уже не имеет.

  • Выждав несколько секунд (пока весь хладагент не окажется в наружном блоке), перекрывают второй кран. 
  • С помощью шестигранника закручивают кран с тонкой трубкой (по часовой стрелке, до упора). В старых агрегатах с износившимися уплотнителями в этот момент может начать выходить фреон. Постарайтесь завинтить кран как можно быстрее, чтобы минимизировать потери. 
  • После блокировки тонкой трубки вы услышите, что компрессор стал работать с нагрузкой. Так происходит потому, что подача фреона к внутреннему блоку прекратилась, но второй кран открыт, и компрессор продолжает откачивать остатки хладагента из испарителя внутреннего блока. 
  • Теперь нужно подождать 20-30 секунд, а затем закрутить второй кран (на толстой трубке). Время ожидания зависит от длины магистрали: чем она длиннее, тем дольше нужно ждать. При длине 3-5 м хватит 20-30 секунд, для длины 7-10 м достаточно 40-50 секунд.
  • После этого, как весь фреон оказался в наружном блоке, желательно как можно скорее выключить кондиционер, чтобы не перегружать компрессор (это удобно поручить помощнику). 
  • Медные магистрали снимаются, после чего их в обязательном порядке закупоривают, чтобы в испарительную камеру не попала пыль.

Способ с манометром

Отличие заключается в том, что после откручивания заглушек к кранам подсоединяют манометры. Подключение необходимо проводить крайне аккуратно (в перчатках), так как будет выходить хладагент под давлением. После подключения на манометре будет фиксироваться рабочее давление системы.

В процессе блокировки крана тонкой трубки вы будете наблюдать снижение давления на шкале манометра. С помощью прибора вы сможете отследить падение давления до нуля (а не ориентироваться по времени), а затем заблокировать кран толстой линии и сразу же выключить кондиционер.

Способ с потерями фреона

Существует еще один способ, как собрать фреон в наружный блок, но он связан с потерями хладагента. Если нет возможности запустить агрегат (например, при морозе за окном), тогда просто закрывают оба крана (без запуска прибора). Часть газа останется в трубках и во внутреннем блоке, и его придется стравить во время откручивания гаек.

Большая часть газа останется запертой во внешнем блоке, но, возможно, понадобится заправка (или дозаправка) хладагентом. Если устройство рассчитано на работу с фреоном 22, то можно ограничиться дозаправкой.

О тонкостях сохранения фреона перед демонтажом в следующем видео:

Способы демонтажа сплит — систем

Если кондиционер оконного или мобильного типа, то нужно лишь немного потрудиться, чтобы извлечь агрегат из окна или, в случае с мобильным охладителем, просто демонтировать воздуховод. Другое дело, когда требуется разобрать сплит – систему, где наружная и внутренняя части соединены трубками с хладагентом, проходящими сквозь стену. Так как потребуется установка охладителя на новое место, то нежелательно при разборке выпустить весь фреон или его часть в атмосферу. Понятно, что потеря фреона приведет к дополнительным затратам по заправке агрегата новым хладагентом, чего вполне можно избежать.

Существует 2 способа, с помощью которых можно отсоединить трубки от наружного аппарата и не выпустить хладоноситель. Оба эти способа основаны на циркуляции хладагента в различных агрегатных состояниях

Обратите внимание, что соединительные медные трубки имеют разный диаметр. Это сделано потому, что по одному, меньшему каналу фреон движется в виде жидкости, а по трубке большого диаметра в наружный блок он поступает как газ

Если при включенном агрегате перекрыть патрубок с жидким хладагентом, уходящим из наружного блока в дом, то компрессор достаточно быстро перекачает весь газообразный фреон в наружный аппарат. Как уже было сказано, операцию можно произвести двумя способами:

  • «на глазок», следуя советам опытных специалистов;
  • с помощью манометрического коллектора.

Устройство фреоновой магистрали

  • Компрессор;
  • Конденсатор;
  • Фильтр-осушитель;
  • Капиллярная трубка;
  • ТРВ (терморегулирующий вентиль);
  • Испаритель;
  • Обратный трубопровод.

Между собой все узлы соединены медными трубопроводами. Из меди также сделана капиллярная трубка. Все это вместе называется фреоновой трассой. Ниже рассмотрим, для чего нужны разные узлы системы.

Компрессор

Сжимает хладагент так, чтобы в конденсаторе он из состояния газа перешел в жидкость. При этом его температура существенно повышается. От частоты включения и скорости работы зависит тепло- и холодопроизводительность.

Конденсатор

Представляет собой радиатор, в котором сжимается фреон. Когда газообразный хладагент охлаждается, он переходит в жидкое состояние (конденсируется).

Фильтр-осушитель

Фильтр представляет собой патрон, наполненный гранулами адсорбента. Когда жидкий хладагент проходит сквозь него, адсорбент «вытягивает» влагу. Без него вода в виде кристалликов льда может попасть в компрессор, что приведет к его повышенному износу.

Капиллярная трубка

Представляет собой медный змеевик узкого диаметра. Выполняет три функции:

  1. Не допускает попадания большего чем нужно жидкого хладагента в испаритель;
  2. Выравнивает давление в испарителе и конденсаторе, облегчая запуск компрессора;
  3. Снижает нагрузку на компрессор.

ТРВ

Терморегулирующий вентиль дозирует количество фреона, который подается в испаритель. От количества зависит эффективность охлаждения или нагрева (в кондиционерах и тепловых насосах).

Испаритель

В испаритель подается дозированный объем хладагента под давлением. Когда он попадает внутрь, его давление падает и он закипает (испаряется). При этом температура хладагента существенно понижается. Когда он циркулирует по испарителю, отбирает тепло у окружающей среды, охлаждая ее. Сам фреон при этом нагревается.

Обратный трубопровод

Через него нагретый хладагент попадает из испарителя в компрессор. Представляет обычную медную трубку без дополнительных узлов.

Экономия средств по сравнению с вызовом мастера

Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:

  • вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
  • полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
  • самый дорогой тип фреона — R410а — 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).

Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.

Учтите ряд противоречивых факторов:

  1. Чтобы арендовать оборудование и приспособления, нужно затратить личное время.
  2. Цены, указываемые в интернете, могут быть занижены ради привлечения клиентов либо попросту устареть.
  3. Нередко фирма начисляет дополнительные расходы за выезд либо выставляет счет за каждую работу отдельно – вакуумацию, диагностику и заправку.
  4. Существует вероятность, что «дешевые» мастера выполнят работу некачественно и спустя год хладон снова улетучится.
  5. Не учтена стоимость аренды электронных весов. Допускается применение настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.

Выводы и полезное видео по теме

Особенности эвакуации фреона наглядно показаны в следующем ролике:

Демонтаж бытового кондиционера всегда необходимо выполнять с учетом полной откачки хладагента, чтобы избежать потери фреона. Между тем достаточно часто на практике встречается обратная ситуация, когда фреон попросту сбрасывают в атмосферу. Такой подход недопустим, так как нарушает природную среду существования людей. Проще говоря, люди травят сами себя, прибегая к методам банального слива фреона без правил.

Источники

  • https://sovet-ingenera.com/tech/klimat/demontazh-split-sistemy.html
  • https://AeroClima.ru/kondicionirovanie/kak-snyat-konditsioner-svoimi-rukami/
  • https://tehnikoved.ru/klimaticheskaya-tehnika/konditsioner/kak-snyat-konditsioner.html
  • https://TopVentilyaciya.ru/konditsionirovanie/demontazh-konditsionera.html
  • https://tehnika.expert/klimaticheskaya/kondicioner/kak-snyat.html
  • https://oventilyatsii.ru/kak-snyat-kondicioner-samostoyatelno.html
  • https://stroy-podskazka.ru/split-sistemy/demontazh/
  • https://sovet-ingenera.com/tech/klimat/kak-snyat-konditsioner-samostoyatelno-bez-poteri-freona.html
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий