Какая арматура подходит для фундамента — классы и маркировка

Классы арматуры

С 2019 года действует новый стандарт ГОСТ 34028-2016. Изменено не только обозначение классов (1). Старая маркировка по ГОСТ 5781-82: А-I, А-II, А-III, А-IV, А-V, А-VI.

Таблица 1. Последние позиции – канатная арматура.

Изменения произошли также в таких показателях.

  • Поверхностном покрытии арматуры.
  • Маркировке.
  • Испытаниях на изгиб-разгиб.
  • Классы не привязаны к определённой марке стали. Рекомендуется только её химический состав. Это позволяет гибко реагировать и внедрять новации отечественной и зарубежной сталелитейной промышленности.
  • Введён прямой запрет на производство арматуры из рельсов, листовых обрезков.
  • Разрешается выпуск арматуры с формой профиля, отличной от 4-х стандартных.

Теперь вместо ничего не говорящих римских цифр за литерой А: I, II, III указан предел текучести: 240, 300, 500. Цифры обозначают прочностные характеристики: предел текучести в Н/мм2. Это предельная нагрузка, после небольшого превышения которой начинается необратимая пластическая деформация, проще – разрушение.

Чем выше этот показатель, тем прочнее арматура.

Для наглядности рекомендуемые замены сведены в таблицу 2.

Таблица 2

Ещё одна цель изменений в стандарте – максимально сблизить отечественные и европейские требования.

Основные виды арматуры

Арматура в строительстве используется уже более столетия.

Арматура из стали выдерживает нагрузки на растяжение в 10 раз больше, чем голый бетон.

Она необходима для того, чтобы придать прочность строительным конструкциям. Обычно при помощи арматуры укрепляют бетон. Это своеобразный противовес для бетона. Ведь бетон очень прочный, но если применить к нему силу растяжения, то он может просто не выдержать и развалиться на куски. Именно поэтому используют дополнительно арматурные прутья. Они помогают изделию сохранять прочность и выдерживать большие нагрузки, действующие со всех сторон. Если арматурные прутья правильно установлены внутри бетонного блока, то ему уже ничего не страшно: ни растяжения, ни высокие давления. Да еще и износостойкость конструкции увеличится в десятки раз. Необходимость арматуры доказана. Теперь нужно узнать, какая бывает арматура, чтобы применять эти знания на практике.

Виды арматуры в строительстве

Схема расчета арматуры для фундамента.

Арматура бывает разной, в зависимости от своего предназначения. Именно поэтому многих строителей интересует вопрос о том, какая арматура лучше всего подойдет для строительства того или иного объекта. Арматура бывает:

  • строительная;
  • монтажная;
  • стальная (проволочная, стержневая);
  • гладкая;
  • ребристая;
  • напрягаемая;
  • ненапрягаемая.

Если перед установкой требуется точный расчет материала, то такая арматура будет называться рабочей (строительной). Для конструирования применяется монтажная. Этот вид материала способен более равномерно распределять напряжение по всей конструкции. В этом случае будут учтены все неравномерности закладки бетона, его усадка. Эти два вида арматуры могут объединяться между собой. Обычно их сваривают в каркасы для размещения внутри железобетона. Поэтому нельзя точно сказать, какая из них лучше: используется и та, и другая.

Схема вязки арматуры ручным крючком.

Если вникать в технологию изготовления материала, то можно разделить стальную еще на два подвида. Она может быть стержневой или проволочной. Их основное отличие в том, что стержневая может иметь абсолютно любой диаметр. Заводы изготавливают стержневую арматуру в мотках или разрезанной на прутья. Также ее либо вытягивают либо уплотняют при помощи паровой обработки.

Перейдем к рассмотрению поверхности материала. Она тоже может быть разной. Таким образом, появляются еще две подкатегории материала: с гладкой поверхностью и с ребристой. На вопрос о том, какая из них лучше, можно точно ответить, что ребристая. Наличие различных бугорков на поверхности улучшает сцепление материала. Поэтому постройки с применением ребристой поверхности более надежные и крепкие.

Когда железо армируют, его могут подвергать натяжению, а могут и не подвергать. Следовательно, армированное железо может быть ненапрягаемым и напрягаемым. Тот материал, который подвергался напряжению, считается проверенным на прочность, поэтому его можно без опасений использовать в самых ответственных местах конструкции.

Непривлекательные свойства армированного железа

При строительстве особое внимание следует уделять пластичности арматуры. Это одно из самых важных ее свойств

Если не проверить материал на пластичность, то может возникнуть такая ситуация, когда прутья просто порвутся под тяжестью бетона. Это может стать причиной несчастных случаев. Чтобы такого не произошло, даже проверенный материал обычно укрепляют в местах сгибов при помощи специальных металлических захватов.

Следующее опасное свойство прутьев #8211; это хрупкость

Если хрупкость высокая, то материал следует использовать очень осторожно. Особенно это относится к тем прутьям, при изготовлении которых использовались горячие станки

При температуре в минус 30 градусов они могут обнаружить все свои непривлекательные стороны.

Поэтому при выборе арматуры для строительства следует обращать внимание не только на вид материала, но также и на способ его изготовления. Правильный выбор поможет построить конструкции, обладающие особой прочностью и не требующие дополнительного ремонта долгие годы

Copyright –, moifundament.ru

  • работы с фундаментом
  • Армирование
  • Защита
  • Инструменты
  • Монтаж
  • Отделка
  • Раствор
  • Расчет
  • Ремонт
  • Устройство
  • Виды фундамента
  • Ленточный
  • Свайный
  • Столбчатый
  • Плитный
  • Другое
  • О сайте
  • Вопросы эксперту
  • Редакция
  • Контакты
  • Работы с фундаментом
    • Армирование фундамента
    • Защита фундамента
    • Инструменты для фундамента
    • Монтаж фундамента
    • Отделка фундамента
    • Раствор для фундамента
    • Расчет фундамента
    • Ремонт фундамента
    • Устройство фундамента
  • Виды фундамента
    • Ленточный фундамент
    • Свайный фундамент
    • Столбчатый фундамент
    • Плитный фундамент

Какой цвет наносят и почему

Маркировка не единственное условие при изготовлении и использовании задвижек. Корпус и крышка окрашивается в конкретный цвет. Он зависит от разновидности металла, используемого при изготовлении арматуры (Приложение «Е»):

  1. Ковкий и высокопрочный чугун – черный.
  2. Углеродистая сталь – серый.
  3. Легированная сталь – синий.
  4. Высоколегированная сталь, жаростойкие и жаропрочные сплавы – голубой.

Рис. 5. Покраска задвижек При покраске трубопроводной арматуры для газопроводной магистрали нужно руководствоваться ГОСТом Р 56001-2014.

При покраске задвижек для магистральных нефтепроводов нужно учитывать предписания ГОСТа Р 55020-2012.

Изменить цвет окраски завод-изготовитель вправе по требованию заказчика. Также возможна поставка неокрашенной продукции. Однако корпус и крышка каждого изделия грунтуется особым составом.

На заметку! Места маркировки задвижки нельзя заливать краской. Нанесенные знаки должны быть различимы после всех видов обработки изделия.

Поверхность арматуры

Многие люди задаются вопросом, какая нужна арматура для фундамента? Рассмотрим более подробно. Арматура может иметь абсолютно различные поверхности. К ним можно отнести следующие:

  1. Рифленая. На поверхности этого изделия имеются специальные выступы. Благодаря им обеспечивается наиболее прочное соединение с бетонной смесью. Причем такой материал может иметь абсолютно различную форму: серповидную и даже комбинированную. Наиболее прочной является серповидная форма. Поэтому в строительной отрасли ее используют чаще всего.
  2. Гладкая. На таком изделии отсутствует профиль на поверхности. Из-за этого материал не обладает хорошим сцеплением с бетоном. Стержни в большинстве случаев используют для изготовления стяжки пола.

Виды арматуры — классификация

Арматура имеет ряд альтернативных названий — строительная арматура, стержневая арматурная сталь, арматурный прокат, стержень, хлыст, пруток или прут.

Вид арматурного стержня, а также качество материала и изготовления определяются соответствующим государственным стандартом (ГОСТом).

В зависимости от назначения:


Виды арматуры в зависимости от назначения1. Металлическая (стальная) арматура для фундамента;

2. Сигнальная арматура;

3. Арматура для сантехнических работ;

4. Строительная арматура;

5. Арматура для сливных работ.

В зависимости от технологии производства:

Горячекатаная стержневая арматура (ГОСТ 5781-82). По внешнему виду похожа на прут – гладкий или ребристый.

Периодическая арматура или ребристая — обеспечивает идеальное сцепление арматурного блока с бетоном и соответственно, придает конструкции фундамента требуемую прочностью. Выпускаются такие прутья различного диаметра и часто поставляются на рынок в виде мотков;

Холоднотянутая проволочная арматура (ГОСТ 6727-80).

По внешнему виду идентична с предыдущей. Отличаются технологией изготовления. При горячекатаной – заготовка нагревается, при холоднотянутой – нет.

В зависимости от механических свойств (классы):


Арматура гладкая А1 AI или A240 или А1

– гладкая арматура. Обладает высокой пластичностью.

Благодаря тому, что в ней отсутствуют насечки, используется там, где необходимы повышенные значения удлинения при растяжении;


Параметры гладкой арматуры А1


Арматура AII (A300) А2 AII (A300) А2

. Диаметр – 6-40 мм. Продается стержнями или в бухтах. Этот класс характеризуется наличием рифленой поверхности с серповидным рисунком;

Внешний вид арматуры А2


Арматура AIII (A400) А3 — схемаAIII (A400) А3

– отличается хорошей свариваемостью.

Внешний вид арматуры А3

Стальная арматура А3 является самой распространенной для обустройства ленточных фундаментов, поэтому приведем ее характеристики в таблице


Параметры арматуры А3 — таблица

AIV (A600) А4;

AV (A800) А5;

AVI (A1000) А6.

Внешний вид классов А5 и А 6 подобен А4.

Механические свойства стержневой арматуры класса А (таблица)


Механические свойства стержневой арматуры класса А — таблица

В зависимости от применяемого при производстве сырья:

Стальная арматура (ГОСТ 5781-82).

Полимерная, пластиковая АКС (арматура композитная стеклопластиковая). Исходный материал: полимер — стеклоровинг на основе эпоксидной смолы. ГОСТ 31938-2012, вступил в силу с января 2014 года.

Несмотря на то, что арматура из стекловолокна новый вид для отечественных строителей он постепенно завоевывает популярность. Существует еще одна разновидность – АКБ — арматура композитная базальтопластиковая.

Значение букв возле индекса (маркировка):

Т – термически упрочненная арматура, изготовленная из высокопрочной арматурной стали термомеханически упрочненной;

В – арматура из стали, упрочненная вытяжкой, волочением (протяжка), сплющиванием или скручиванием;

Геометрические размеры арматуры:

  • Диаметр. Металлическая от 6 мм до 80 мм. Композитная 4-20 мм.
  • Длина. Стальная арматура, если диаметр сечения превышает 12 мм – продается стержнями, предельная длина ~ 6 000-12 000 мм. Если диаметр меньше вышеуказанного – бухтами. Максимальная длина арматурного стержня 11,7 м. Для композитной предусмотрена произвольная длина, которая может достигать 100 м и более.

Для расчета веса арматуры (длина/масса и наоборот) можно воспользоваться металлокалькулятором

Стандарты ЦКБА

Центральное бюро выработало собственные стандарты – ЦКБА 023-2015 и ЦКБА 036-2017. Первый документ определяет правила условного описания и регистрации таблицы фигур. Производитель не может наладить массовый выпуск запорной продукции собственной разработки без разрешения ЦКБ. Зарегистрированную таблицу фигур в бюро может использовать любой другой производитель. Единственное требование – завод-изготовитель должен в конце таблицы указывать букву «М», «М1» и т. д. Новая таблица фигур подлежит повторной регистрации в ЦКБ.

Второй документ служит справочным материалом для описания арматуры и приводов к ней по КД и таблицам фигур, прошедшим регистрацию в бюро. Стандарт включает полный список изделий, с их условным описанием и номерами нормативных актов на изготовление продукции. Документ оформлен в виде таблиц. Они содержат:

  • мини-описание изделия;
  • обозначение согласно таблицам (1, 2, 3);
  • номинальное давление (кГс/см²) и диаметр (DN);
  • описание изделий по КД;
  • ТУ или ГОСТ на производство и поставку;
  • чертежи для каждой таблицы.

Рис. 2. Таблица фигур

Каждая новая модель выпущенной арматуры заносится в стандарт ЦКБА 036-2017. При этом обязательно указывается используемая таблица фигур. Порядок получения разрешения:

  1. Производитель подает в бюро заявку на регистрацию выпущенной продукции. Она должна содержать технические параметры запорной арматуры, номер документа (ТУ), на основании которого происходило изготовление изделия.
  2. Сотрудники бюро проверяют пакет документов. Иногда работники ЦКБ посещают цех, осматривают линию производства и сборки задвижек.
  3. Производится регистрация продукции в справочнике ЦКБ.

Образец заявки на регистрацию можно найти в СТ ЦКБА 036-2017.

Как соединять арматуру в фундаменте

В промышленном строительстве металлические прутья арматуры обычно соединяют в единый каркас посредством точечной электрической сварки. Это позволяет фиксировать места пересечения прутьев с высокой скоростью. Однако это способ имеет и свои ограничения:

  • Во-первых, соединять сваркой можно не все типы металлической арматуры, а только ту, которая имеет в своей маркировке буку «С» – «сварка».
  • Кроме того, сварка металлических прутьев арматуры является жестким средством фиксации, однако силовой каркас должен в местах пересечения прутьев должен иметь небольшую степень свободы. Между тем сварка фиксирует прутья без люфта.
  • Еще одним недостатков сварки арматуры является потеря прочностных свойств металлического прутка в месте сварки.

Также популярным способом соединения металлических прутьев арматуры в местах ее пересечения в каркасе является вязка. Она проводится с помощью вязальной проволоки, из которой формируются и закручиваются петли в каждом месте пересечения металлических прутков каркаса.

Свежим способом фиксации пересечения металлических прутьев является использование пластиковых строительных хомутов. Это очень быстрый способ фиксации, а также сравнительно дешевый.

Требования к маркировке изделий

В соответствии с отечественными ГОСТами маркировка запорной арматуры наносится непосредственно на корпус изделия. Всю информацию о конкретной модели наносят с лицевой стороны, а знак товаропроизводителя – с обратной. Маркировка запорной арматуры на металлическую поверхность корпуса наносится тремя основными способами:
• штамповка. Представляет собой процесс деформации материала. Таким тиснением на поверхности корпуса арматуры создаются буквы и цифры. Долговечность данного тиснения такое же, как и у самой арматуры;
• гравировка. Является одним из древнейших способов нанесения на металлы надписей. Гравировку можно встретить на дореволюционных вентилях и кранах. Нанесения букв и цифр осуществляется с помощью резца, в роли которого может выступать штихель, фреза, пуансон (внешне похож на гвоздь);
• клеймение. Представляет собой достаточно сложный процесс, который потребует определенного навыка и профессионализма от исполнителя. Для нанесения используется специальное оборудование – электроискровой карандаш. Данный способ используется достаточно редко.

Следует отметить, что в зависимости от материала корпусных деталей, наружные поверхности запорной арматуры могут окрашиваться в соответствующий цвет:

• синяя покраска означает легированную сталь;
• голубая – коррозионную сталь;
• черный цвет окраски соответствует серому ковкому чугуну;
• серый – углеродистой стали.

Буквы и цифры на арматуру нужно наносить без наклона. Размер шрифта и стрелок (нанесение литьем) указываются согласно приложению «Д» к ГОСТУ 4446. Если используется метод гравировки, то нужно учитывать предписания ГОСТа 26.008-85. При использовании иных методов нанесения маркировки на арматуру нужно руководствоваться положениями ГОСТа 2930-62. Условные символы наносят с обеих сторон изделия. Лицевой частью считается правая сторона корпуса задвижки. Она определяет по направлению потока жидкости, нефти или газа. Если такие данные отсутствуют, то лицевая и обратная сторона изделия определяется в КД (п.4.2 ГОСТа 4446). Часть информации может быть нанесена на фланцы и присоединительные патрубки. Например, на фланце корпуса 6, на фланце соединения «корпус-крышка» 4, 8, 10-22. Если диаметр задвижки менее 50 мм, то необязательные символы можно наносить на бирку или информационную табличку.

Какой цвет наносят и почему Маркировка не единственное условие при изготовлении и использовании задвижек. Корпус и крышка окрашивается в конкретный цвет. Он зависит от разновидности металла, используемого при изготовлении арматуры (Приложение «Е»): Ковкий и высокопрочный чугун – черный. Углеродистая сталь – серый. Легированная сталь – синий. Высоколегированная сталь, жаростойкие и жаропрочные сплавы – голубой.

При покраске трубопроводной арматуры для газопроводной магистрали нужно руководствоваться ГОСТом Р 56001-2014. При покраске задвижек для магистральных нефтепроводов нужно учитывать предписания ГОСТа Р 55020-2012. Изменить цвет окраски завод-изготовитель вправе по требованию заказчика. Также возможна поставка неокрашенной продукции. Однако корпус и крышка каждого изделия грунтуется особым составом. На заметку! Места маркировки задвижки нельзя заливать краской. Нанесенные знаки должны быть различимы после всех видов обработки изделия.

Правила монтажа

Если со всеми пунктами выбора определено, то можно переходить к монтажу арматуры в фундаменте. В первую очередь надо определиться, как стальные прутки будут соединяться между собой. Здесь три варианта: сварка, проволокой и нахлест. С первыми все понятно, а вот третья позиция требует пояснения.

По сути, это укладка арматуры в фундамент в виде сетки без крепления. Стержни укладываются друг на друга попеременно, что создает достаточно прочную клеть. Такой способ соединения можно использовать только при сооружении плитного фундамента, когда армирующий каркас собой представляет однорядную сетку. Скажем прямо, не самый надежный каркас для фундамента. Лучше для соединения использовать проволоку или сварку.

Что касается самой установки арматуры для фундамента, то все зависит от типа фундаментной конструкции.

  1. При заливке плитной модели стержни собираются прямо по месту. Их раскладывают на поверхности подготовленной подушки, где или связывают, или сваривают между собой.
  2. Если ленточный фундамент заглубленный, то лучше изготовить армирующий каркас вне траншеи, а затем готовую конструкцию просто опустить.
  3. Если мелкозаглубленный, то можно сборку провести по месту установки. Хотя проще будет собрать ее на стороне.
  4. В скважину для столбчатого фундамента каркас устанавливается в готовом виде. Это конструкция из трех или четырех стержней, обвязанных горизонтальными хомутами.

Обратите внимание, что укладывать каркас надо в тело фундамента. Поэтому под него устанавливаются подставки

К примеру, цельный кирпич, металлические профили, камни и другие прочные предметы и приспособления. Использовать ржавую арматуру или другие металлические изделия для этого нельзя.

Есть в процессе монтажа одна операция, которая связана с установкой арматуры в углах фундаментной конструкции. Здесь стержни можно соединять между собой, как и во всех других случаях, а можно провести загиб прутков под 90°, что обеспечит цельность каркаса. Потому что чем меньше стыков, тем надежнее система

Поэтому важно знать, как гнуть арматуру для фундамента

Related Posts via Categories

  • Как рассчитать площадь поперечного сечения арматуры всех типов?
  • Сколько весит 1 метр строительной стержневой арматуры различных видов
  • Длина стержневой арматуры – все возможные варианты, регламентируемые ГОСТами
  • Линейная арматура – качественный монтаж линий электропередач гарантирован!
  • Немерная арматура – оптимальный вариант для малоэтажного строительства!
  • Марки и классы строительной стержневой арматуры и проволоки для армирования
  • Муфтовая арматура, что это такое и для чего используется
  • Анкеровка арматуры в бетоне – сложная, но важная операция
  • Горячекатаная арматура – ГОСТ и весь цикл жизни изделия
  • Вес и особенности стальной рифленой арматуры А3 и других классов

Особенности маркировки строительной арматуры

Арматурный прокат востребован во многих сферах, поэтому выпускается в обширном ассортименте. Каждый производитель обязан наносить на продукцию определенную маркировку, которая отражает физико-механические свойства и эксплуатационные качества изделий.

Для чего нужна арматура?

Бетон не зря считается одним из самых прочных и долговечных строительных материалов. Он прекрасно выдерживает нагрузку на сжатие, но слабо противостоит растягивающим или сдвигающим нагрузкам. Из-за этого конструкция может быстро потрескаться или разломиться.

Для улучшения качественных характеристик уже много лет используется железобетон. Это своеобразный сплав металла и искусственного камня. Сначала в опалубке формируется каркас из стальных стержней – арматуры. А затем уже заливается бетон. Получившееся сооружение обладает всем необходимым набором свойств: прочное, при этом достаточно пластичное, выдерживает почти все виды деформационных нагрузок, включая вибрацию, изгиб и тому подобное.

Описание строительной арматуры будет неполным, если мы не перечислим сферы использования стальных изделий. Это:

1. Строительство жилых мало- и многоэтажных домов (фундамент, монолитные стены, перекрытия), промышленных зданий, сложных сооружений специального назначения (причалы, гидроэлектростанции, метрополитен).

2. Возведение различных опорных и защитных конструкций (теплицы, опоры для трубопроводов, колонны).

3. Устройство стяжки, укрепление штукатурки.

4. Производство железобетонных изделий фасонного типа (кольца, трубы, плиты перекрытий, балки, фундаментные блоки).

5. Формирование дорожного полотна, тротуаров, аэродромных взлетных полос и др.

Читаем символы маркировки

Символьный код арматурного проката начинается с литеры:

  • А – горячекатаная или холоднокатаная (термоупрочненная) продукция;
  • В – холоднодеформированная;
  • К – канаты.

Далее идет указание на класс арматуры в виде цифрового набора от А240 до А1000, что обозначает индекс текучести стали в МПа. Чем выше показатель, тем прочнее и надежнее изделия.

Выделяют следующие серии арматурного проката:

1. А240 или А1 – производится из стали марок Ст3СП, Ст3ПС, Ст3КП, классифицируется как монтажные пруты с гладким профилем диаметром от 4 до 40 мм.

2. А300 или А2 – изготавливается из металла серии СТ5СП(пс) или СТ18Г2С, относится к рабочим изделиям с рифленой поверхностью сечением 10-80 мм. В зависимости от диаметра производится в виде проволоки, свернутой бухтами либо стержнями длиной 6-12 м.

3. А400/А500 или А3– выпускается из стали марок 35ГС, 25Г2С, 32Г2Р. Это рабочая арматура периодического профиля сечением 6-40 мм. Производится также в серии «В» из металла методом холодного вытягивания. Это наиболее востребованная арматура для фундамента плитного, ленточного или свайного типа.

4. А600 или Ат4 – производится из низколегированной термоупрочненной (холоднокатаной) стали класса 80С, 20ХГ2Ц, предназначенного для сварных конструкций. Длина прутов классифицируется как мерная (пруты по 6, 9 и 11,7 м) или немерная (стержни и бухты до 12 м). Диаметр варьируется от 10 до 32 мм. Поверхность периодическая, серповидного типа.

5. А800 или Ат5 – изготавливается из металлического низколегированного сырья марки 23Х2Г2Т. Продукция выпускается в диаметре 6-40 мм и предназначена для формирования сварных каркасов в обычных и предварительно напряженных ЖБИ.

6. А1000 или А6 – из низколегированной стали классов 22Х2Г2АЮ, 22Х2Г2Р и 20Х2Г2СР. Отличительная черта – применение любого типа сварных работ без ограничений. Диаметр стержней варьируется от 6 до 32 мм.

Маркировка включает также указание на особые свойства продукции:

  • К – коррозионная стойкость. Изделия подвергаются процессам цинкования, гальванизации и другим, в результате которых на поверхности образуется защитная пленка, предотвращающая окисление.
  • С – соединение методом сварки.
  • Т – термомеханически упрочненная сталь.

После основных параметров указывается диаметр. К примеру, маркировка А500С Ø12 расшифровывается как арматура горячекатаная с индексом текучести 500 Мпа и периодическим профилем, предназначена для сварных работ, диаметр изделия – 12 мм.

Для отдельных видов продукции ГОСТы требуют окрашивать концы прутов. Для разных классов применяются следующие цвета:

1. Для арматуры из низколегированной стали:

  • А4 – красный;
  • А5 – красный и зеленый;
  • А6 – красный и синий.

2. Для проката из термоупрочненного металла:

  • Ат3 – белый и синий;
  • Ат4 – белый и желтый;
  • Ат4К – зеленый;
  • Ат5 – синий;
  • Ат5СК – белый и зеленый;
  • Ат5К – желтый и зеленый;
  • Ат6 – желтый;
  • Ат6К – зеленый и черный.

Правильное расположение каркаса

Прежде чем приступать к заливке каркаса бетоном, обратите внимание на его положение. Он не должен находиться слишком близко к поверхности будущего фундамента

Слой бетона в 5-6 сантиметров надежно защитит металлические пруты от влаги, как уже говорилось выше

Небольшое смещение кверху обусловлено тем, что верхняя часть ленточного фундамента подвергается большим нагрузкам, соответственно, укрепить её особенно важно

Поэтому выбирать форму каркаса следует, исходя из запланированной формы и размеров фундамента

Это сравнительно несложно и, что крайне важно, позволяет гарантировать высокий срок службы основания и сохранение надежности на протяжении этого времени

Watch this video on YouTube

Вот и всё. Теперь вы знаете, какая арматура нужна для ленточного фундамента, сможете легко подобрать подходящий материал, изготовить из него каркас и правильно расположить его. А значит, дом возведенный на этом основании, прослужит десятилетия, не доставляя владельцам никаких хлопот.

Различия классов

В строительной сфере существует такой термин, как монтажная арматура. К этой группе относится класс А1 (старая маркировка, от которой сегодня отходят, применяя А240). Монтажную разновидность можно использовать только в ненагружаемых сооружениях. Устанавливать ее в армирующие каркасы несущих конструкций запрещено. Чаще всего ее и подвергают сварке.

А300 и А400 сегодня используют в несущих конструкциях гражданского и промышленного строительства. Это распространенные типы арматуры, применяемые повсеместно.

И еще один момент, все, что касается классов от 1 до 4, относится к строительной арматуре. Более высокие классы считаются промышленными.

Дополнительная маркировка

Производители в маркировке арматурных стержней указывают буквами дополнительные свойства и качества изделия. К примеру:

  • буква «К» обозначает, что прутки были обработаны антикоррозийными составами;
  • «С» — свариваемая арматура.

Обозначения ставят после цифрового показателя текучести стали в МПа. Для примера марка А300С – горячекатаная арматура с пределом текучести 300 МПа, которую можно использовать для сварки. Буква «А» обозначает, что стальные прутки относятся к категории горячекатаной. В маркировке холоднодеформированной арматуры ставится буква «В», катаная – буква «К».

Подвергать сварке можно только тип с обозначением «С». В арматурных каркасах, которые будут использованы для несущих конструкций из бетона, применяют стандартный материал. Здесь сварка не используется, а элементы каркаса соединяются вязальной проволокой. Прочность соединения не вызывает сомнения, при этом проволока дает возможность стержням свободно перемещаться относительно друг друга в пределах 1-2 мм. Подвижность элементов каркаса не нагружает стыки в процессе заливки и схватывания бетона.

Форма профиля

У класса А240 профиль в виде гладкого стержня. Остальные имеют рифленую поверхность, в которых рисунок выступов разный. Сегодня производители пускают в основном три рисунка:

  1. Кольцевой, выпускаемый по ГОТС 57-81. Это старый советский стандарт, соответственно большинство отечественных производителей выпускают этот тип арматуры.
  2. Серповидный. Пришел он с запада, на рынке стержни с таким рисунком присутствуют, даже некоторые отечественные заводы предлагают данный тип арматуры. Сегодня заводы стран СНГ решают задачи вхождения на мировые рынки с учетом требований мировых стандартов. А серповидный профиль – мировой стандарт.
  3. Смешанный. Это новый подход к решению задачи, связанной с повышением прочности конструкций из бетона. Используют профиль только для стержней выше А500.

Виды профилей

Необходимость применения


Арматура – это металлическое изделия в виде стержня Чистый бетон не имеет высокого свойства прочности, и чтобы увеличить его долговечность, бетон и арматуру соединили в железобетоне. Железобетонные конструкции предназначены надежному укреплению постройки в сравнении с обычным бетоном:

  • арматура защищает бетон от резких перепадов температуры;
  • повышается прочность при одновременном воздействии факторов сдавливания и растяжения;
  • арматура препятствует образованию бетонных трещин.

Арматура используется и в фундаменте. Он берет на себя любые виды нагрузок от вышестоящих конструкций и потому должен быть максимально прочным. Дополнительно на фундамент воздействуют движения грунтов и морозное пучение. Арматура в фундаменте работает как эффективная защита и помогает сопротивляться разрушению бетона.

Легирование – механизм воздействия легирующих элементов

Сложна расшифровка сталей. Материаловедение комплексно изучает этот предмет.

Содержание легирующих добавок в стали может меняться в широких пределах, в зависимости от того, какие свойства нужно придать металлу. Так, никель и хром могут присутствовать в стали в количестве до 1%, в некоторых случаях и более. Молибден, ванадий, титан и ниобий – 0,1-0,5%, марганец и кремний – от 1% и более.

Воздействие легирующих добавок в любом случае связано с искажением кристаллической решетки железа, внедрением в нее чужеродных атомов другого размера.

Как облегчается расшифровка сталей (материаловедение)? Таблица дает полезную информацию.

ЭлементОбозначениеХим. знакВлияние элемента на свойства металлов и сплавов
НикельНNi Корозионную устойчивость никель придает сплавам через усиление связей между узлами кристаллической решетки. Усиленная прокаливаемость таких сплавов определяет устойчивость свойств в течение длительного времени.
ХромХCrУлучшение механических свойств – повышение пределов прочности и текучести – обусловлено нарастанием плотности кристаллической решетки
АлюминийЮAlПодается в струю металла при разливке для раскисления, большая часть остается в шлаке, но часть атомов переходит в металл и настолько сильно искажает кристаллическую решетку, что это приводит к многократному повышению прочностных характеристик.
ТитанТTiПрименяется для повышения жаропрочности и кислотоустойчивости сплавов.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий