Виды и характеристики мозаики

№7. Процесс укладки плитки мозаики

Монтаж мозаичной плитки не намного сложнее, чем обычной керамической плитки. Со всеми работами можно справиться самостоятельно, а порядок действий таков:

подготовка поверхности

Стены и пол важно выровнять, при необходимости прогрунтовать, чтобы плиточный клей не сильно впитывался в поверхность;

подготовка инструментов. Для монтажа большинства видов мозаики подойдет серый клей для плитки, только в зависимости от условий эксплуатации необходимо брать влагостойкий/морозостойкий/фунгицидный клей

Для укладки прозрачной стеклянной мозаики лучше брать белый клей – так эстетика будет выше. Шпатель-гребенку берут с зубцами высотой 3-4 мм;

разметка стены или пола. Предварительно все элементы можно разложить на полу в необходимом порядке, замерить параметры получившегося панно и перенести разметку на поверхность, где будет осуществляться кладка;

нанесение клея на первый участок и укладка мозаики. Сразу на всю стену/пол наносить клей нет необходимости – он быстро высыхает. Укладывая элементы, контролируйте ровность рядов, и вдавливайте мозаику в клей, стараясь, чтобы он не попал на лицевую сторону элементов; после того, как все подсохнет (лучше дать 48 часов на высыхание), можно снять бумагу, предварительно смочив ее. Начинать тянуть лучше с верхних углов;

затирка швов. Сегодня обычно используют затирки на эпоксидной основе, но и цементные также допустимы. Затирка подбирается в цвет плитки или контрастного оттенка. Наносится она резиновым шпателем сначала в одном направлении, потом – в другом. После того, как она схватится, остатки с плитки можно удалить влажной губкой; полировка мозаики войлоком.

Цветовая палитра и применение мозаики.

К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов (более 80) и неограниченное число комбинаций цветов.

Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к светлым).

Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (матрицах). Модули на листе фиксируются с помощью бумаги или пленки, наклеенной с лицевой стороны, или же с помощью сетки, приклеенной с изнанки. Времена, когда мозаичный фон кропотливо выкладывался вручную, отошли в далекое прошлое. Смеси (миксы) — матрицы, набранные из разноцветных элементов, – являются основным продуктом, поступающим к потребителям.

В производстве стеклянной мозаики наиболее распространена передовая и дешевая «бумажная» технология. Если сравнивать с сеточной технологией, отличий два. Во-первых, улучшается адгезия мозаики к поверхности, так как нет промежуточной основы – сетки. Во-вторых, если при отделке выпуклых участков матрицей на сетке швы расходятся, то на «бумажной» основе – никогда.

Как правило, изготавливаются матрицы размером около 30 x 30 см, состоящие из 225 плиток мозаики величиной 20 x 20 мм каждая.

Однотонные наборы используются в основном для облицовки больших поверхностей, например бассейнов, внутренних помещений спортивных сооружений, ванных комнат, фасадов зданий. Разноцветные наборы подходят и для бассейна, и для ванной комнаты, и для «фартука» кухни. Существует возможность покупать не только стандартные смеси по каталогу, но и моделировать и заказывать свои миксы, отличные от других

Также мозаика продается в виде растяжек (от итальянского sfumature) – это панно длиной 2,5-2,8 м и требуемой ширины, на которых цвет мозаики плавно меняется от одного конца к другому.

Панно, выполненное в технике матричной сборки – это изображение, набранное из мозаики правильной формы. В распоряжении многих компаний имеются компьютерные программы, позволяющие разделять любые изображения на элементы, по цвету и форме соответствующие фабричной мозаике. Изделия, созданные с помощью этой программы, есть в каталогах каждого производителя и могут поставляться из-за рубежа или делаться в России. Такие панно дают возможность каждому покупателю получить декоративную картину, не прибегая к дорогостоящей технике подколки.

Художественное панно – это высший класс, произведение мозаичного искусства, выполненное из колотой или разрезанной мозаики (стекла, смальты, камня) по индивидуальному заказу.

Область применения промышленных мозаики ограничивается только полетом вашей фантазии. В частном и общественном экстерьере и интерьере, на стенах, полах и потолках, крышах, печных трубах, в бассейнах, фонтанах, банях, санузлах, кухнях, на лестницах и пандусах, в подземных переходах, на станциях метро, ландшафтных объектах, садовых дорожках, в скульптурах и разного рода художественной пластике – словом, везде, где имеется потенциальная возможность оживить игрой света и цветом традиционные и привычные взгляду предметы

Блики света, отраженные разноцветными кусочками непрозрачного стекла, обращают на себя внимание, создают настроение, формируя особую ауру вокруг украшенных мозаикой объектов

Разнообразие стеклянной мозаики

Как выбрать лучший материал для отделочных работ? Специалисты советуют обратить внимание на стеклянные модули. Они уникально смотрятся как в ванной комнате, так и в бассейне

Какой фирмы лучше купить товар, зависит от многих факторов, в том числе и личных предпочтений. Чтобы не допустить ошибки при выборе, необходимо разобраться в классификации представленной на рынке продукции. Выпускаются такие виды модулей:

Преимущества и недостатки стеклянной мозаики

Данный отделочный материал занимает лидирующие позиции в строительной сфере. Нельзя не обратить внимания на неоспоримые достоинства, которые прельщают отечественных потребителей. Критерии выбора продукции у всех разные, однако, изделия ценят за такие качества:

  • приемлемая средняя цена;
  • потрясающий внешний вид;
  • идеальные эксплуатационные характеристики;
  • универсальность;
  • практичность;
  • функциональность;
  • соотношение цены и качества;
  • разнообразие расцветок, форм и фактур;
  • стойкость к химическим компонентам и агрессивным средам;
  • жароустойчивость;
  • водонепроницаемость и влагоустойчивость;
  • высокий показатель устойчивости к ультрафиолетовому излучению;
  • долгий срок службы.

Недостатков немного, но о них стоит упомянуть:

  • за качественный и добротный товар от знаменитых мировых брендов придется выложить большие деньги;
  • требовательность в тщательной укладке;
  • возможность появления царапин при неаккуратной эксплуатации;
  • редко встречаются модули с антискользящим покрытием.

Особенности использования стеклянной мозаики

Повышенная влагостойкость изделий позволяет применять стеклянную мозаику в ванной комнате, банях, саунах, бассейнах и иных объектах с повышенным показателем влажности. Материал долгое время в состоянии сохранить уникальность первоначального внешнего вида. Однако, гарантия прочности и долговечности во многом зависит от клея и затирки для швов.

Клей должен обладать такими качествами:

  • эластичностью;
  • повышенной адгезией;
  • высоким показателем тиксотропности;
  • повышенной влагостойкостью.

Клеевые смеси разнятся цветом. В продаже встречаются серые и белые оттенки. Большего эффекта можно достичь при использовании белой смеси для укладки прозрачных элементов.

Стеклянная мозаика относится к категории универсальных. Ею отделывают деревянные, кирпичные, бетонные, металлические, оштукатуренные поверхности. Выдерживает значительные нагрузки, поэтому часто используется для оформления напольного покрытия. Стоит отметить, что модули укладываются на идеально ровное основание. В противном случае детали будут цепляться за обувь при ходьбе.

Коротко о главном

Зеркальная мозаика – простой и бюджетный способ улучшить интерьер, придать ему оригинальный вид независимо от стиля. Чтобы декор стал центром внимания, необходимо выбирать его с учётом плюсов и минусов материала, а также ориентироваться на специфику эксплуатации мозаичной отделки.

Наиболее удобной для работы считается мозаика, закреплённая на сетке. В строительных магазинах предлагается зеркальный декор, разнообразный по цвету, форме и размерам фрагментов

При выборе обращают внимание на характер обработки кромки, наличие защитного покрытия и размер единичных деталей

Также важно правильно рассчитать нужное количество отделки

Рейтинг качественной стеклянной мозаики для бассейнов и саун

ALMA JM803-m

Эта модель предназначена для обустройства помещений с повышенным уровнем влажности. Характеризуется стойкостью к существенным температурным перепадам и простотой в последующем уходе. Стекло отлично передает любые цвета радуги, за счет наличия сложного рельефа. Покрытие – перламутровое. Дополнительно, производитель добавляет частички металлов и минералов, которые позволяют повысить эксплуатационные характеристики модели и придать необходимый окрас поверхности. Вес упаковки – 12,84 кг.

Средняя цена 1 листа – 109430 руб.

мозаика Sofi & Mark
Достоинства:

  • полированная поверхность;
  • дизайн;
  • простота в последующей укладке;
  • многочисленные положительные отзывы;
  • элементарность в уходе;
  • перламутровое покрытие.

class=’s-article__points-list’>

Недостатки:

Natural mosaic

Эта модель полностью изготовлена из стекла, и предназначена для обустройства помещений с повышенным уровнем влажности. В комплект поставки входит 10 листов — 0,89 м2 площади. Заявленные габариты сетки: 298х298 мм. Диаметр элементов 23х23 мм. Толщина изделия – 8 мм. Подобное решение призвано максимально облегчить последующий процесс укладки покрытия. Исходя из многочисленных отзывов, материал укладывать проще, чем привычный кафель. Изделие характеризуется повышенной устойчивостью к чрезмерной влажности и существенным температурным перепадам. Производитель предоставляет широкую цветовую палитру, что позволит подобрать модель, исходя из личных предпочтений.

Сколько стоит упаковка? Покупка 10 листов обойдется в 11380 руб.

мозаика Sofi & Mark
Достоинства:

  • глянцевая поверхность;
  • комплектация;
  • простота монтажа;
  • положительные отзывы;
  • практичность;
  • высокое качества;
  • широкий ассортимент готовых решений;
  • необычный рисунок.

class=’s-article__points-list’>

Недостатки:

Vidromar mosaic

Это изделие изготовлено из стекла, и выпускается в нескольких цветовых вариациях. В комплект поставки входит 10 листов диаметром 300х300 мм. Плитка закреплена на специальной сеточке, что максимально облегчает последующий процесс укладки. В случае необходимости плитку можно разрезать по стыкам. Материал характеризуется устойчивостью к преждевременному истиранию и существенным температурным перепадам. Может использоваться для укладки кухонного фартука, исходя из описания, предоставленного производителем.

Стоимость упаковки составляет 7590 руб.

мозаика Sofi & Mark
Достоинства:

  • практичность;
  • простота в уходе;
  • соотношение цены и качества;
  • положительные отзывы;
  • повышенный эксплуатационный ресурс;
  • широкий ассортимент готовых решений;
  • оригинальный рисунок.

class=’s-article__points-list’>

Недостатки:

Виды стеклянных мозаик

Мозаичные смеси (миксы)

Они представляют из себя произвольно расположенные раскладки чипов-пластинок на поверхности. Оттенки для смесей зачастую подбираются на условиях контраста, однако, некоторая доля гармонии в будущем рисунке должна присутствовать. Большая цветовая палитра, существующая на рынке, позволяет создать множество вариаций. Кроме того, в смесях могут быть использованы элементы из других фактур и материалов, например, сочетание стекла и камня.

Ввиду того, что смесь создать достаточно просто, то готовые ее шаблоны-матрицы стоят дешевле остальных вариаций, что не делает их менее эстетично привлекательными – здесь будет работать принцип того, что «настоящая красота может скрываться в простоте» (особенно, если выбранные материалы будут надлежащего качества). Чаще всего, мозаичные миксы используются для оформления стенок бассейнов, саун, ванных комнат, санузлов и сантехнической фурнитуры. Также допускается их применение в качестве напольных покрытий и при оформлении «фартука» кухни.

Стретч (растяжка)

Этот вариант мозаичной раскладки считается итальянским изобретением и он характеризуется градиентным переходом оттенков цвета от края к краю. Вертикальные переходы являются самыми распространенными, но популярностью пользуются и горизонтальные, и диагональные варианты. Протяжка мозаики из стекла осуществляется в удлиненных листах прямоугольной формы, которые могут различаться по размеру. Оптически стретч несколько напоминает обычный микс, ибо в нем также отсутствует четкий рисунок, а отличием является более продуманное и упорядоченное расположение элементов, вкупе со цветовой подборкой. Как правило, растяжки используются для облицовки вертикальных поверхностей, т.е. сантехнической фурнитуры, мебели и стен. Область применения неограниченна: от фасадов зданий до облицовки гостиной в жилом помещении или кухонного зала. Качественно дополнить стретч помогут соответствующие абажуры. Также, возможно окружить и стандартную матрицу (как основной элемент декора) дополнительными растяжками.

Декоративные вариации

Под этим термином подразумевается создание любых тематических рисунков и панно. Благодаря универсальности стеклянного материала и его завораживающей глубине, даже строгие и сдержанные рисунки смогут стать оригинальным украшением. Изделия обычно составляются из повторяющихся узоров, разных по стилю и габаритам. Это и простые геометрические узоры и конкретные тематические этнические картины. Среди последних очень популярны изображения, отражающие быт и культуру стран древнего мира

Данные мозаичные вариации могут дозировано вписываться в покрытие, визуально привлекая внимание человека к определенной области, одновременно дополняя общий интерьер. В декоре допускается использование и однородных орнаментов, кои внешне будут вообще напоминать классические обои

Разделение в декоре производится путем мозаичных бордюров (они же разделители). С их помощью один рисунок будет визуально отделяться от другого. На практике же, бордюры стандартно применяются для украшения краев объектов мебели, но при соответствующем оформлении могут сыграть роль самостоятельного украшения на фоне, например, монохромной плитки. С помощью декоративных вариаций можно даже имитировать рамы панно или настенные ковры.

Плюсы и минусы мозаики из камня

Почему каменная мозаика так ценится? Ведь есть масса других материалов, более доступных по стоимости, ярких и привлекательных на вид, легких в обработке. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно поближе ознакомиться с ее достоинствами, перечень которых не так уж мал.

Экологичность. Поскольку камень является природным материалом, он не содержит химически агрессивных веществ, опасных для здоровья. По этой причине он отлично подходит не только для наружной отделки, но и для жилых помещений.

Фасад, украшенный мозаикой

Долговечность. Натуральный камень не боится перепада температур, длительного промерзания, влаги, воздействия ультрафиолета. Теми же свойствами обладает и мозаика – даже в неблагоприятных условиях она годами сохраняет великолепный вид, не разрушается и не выцветает.

Прочность. Каменная мозаика в разы прочнее керамической и стеклянной, поэтому она лучше переносит механическое воздействие, не покрывается царапинами и трещинами. Разумеется, сильный удар может расколоть камень, но ведь специально бить по облицовке ни один домовладелец не будет. Поверхность такой мозаики устойчива к истиранию, ее можно многократно мыть и чистить.

Привлекательность. Каждый камень имеет свой природный оттенок и неповторимый рисунок, которые сохраняются в каждом маленьком фрагменте. Правильный выбор и комбинирование таких фрагментов позволяют создавать настоящие мозаичные шедевры. Но даже покрытие из одинаковых камешков отличается очень высокой декоративностью, благодаря интересной текстуре и игре света на камнях.

Декоративная отделка фасада: мозаика

Простота отделки. Несмотря на то, что укладка мозаики – занятие довольно длительное, сам процесс нельзя назвать сложным. Работая по шаблону, выложить узор или небольшое панно сможет любой, а уж справиться с мозаикой на сетке тем более.

Отделка фасада дома мозаикой

Недостатки мозаики из камня:

  • высокая стоимость;
  • большой вес покрытия.

История происхождения: как развивалось искусство мозаики

Вряд ли найдётся тот, кто стопроцентно пояснит происхождение слова, но то, что оно связывается с красотой укладки на поверхностях очевидно.

Самые древние мозаичные панно была найдены в культурных слоях, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры

В храмах Двуречья были обнаружены замысловатые орнаменты, основой которых были глиняные кружочки.

Известная историкам мозаичная картина называется «штандартом из Ура».

Эту картину о войне и мире выложили древние мастера. В работе они применяли раковины, красный известняк, перламутр и ляпис-лазурь

Античные времена можно даже охарактеризовать, как мозаичные, настолько велико разошлось это искусства по древним городам. Почему? Во-первых, красиво и прочно, а во-вторых, эта работа была совсем недорогой, в сравнении с обработкой монолитов.

Древние мастера быстро поняли свою выгоду: мозаика собиралась быстро, а её обработка не была сложной. Результат всегда поражал красотой, что оценивалось владельцами строения.

Первым материалом послужила необработанная речная и морская галька, которую укладывали в технике «opus barbaricum». В целом, изображение было неярким, не особенно выразительным, угадывались фигуры животных, человеческие образы.

Распространение получили мифологические сюжеты

С течением времени осваивали всё более тонкую шлифовку камня, научились его тессировать

Техника изменилась, «opus tesselatum» получалась в результате набора фрагментов. Исходным элементом был камешек формы куба, tessera.

Камни отходили в прошлое, рисунки совершенствовались, швы становились всё тоньше и тоньше, поверхность стала шлифоваться. Всё это происходило в эпоху эллинизма, когда своё активное развитие начали технологии выделки стекла. Стали использовать цветную смальту, что сделало выложенные рисунки очень реалистичными. Техника той укладки называлась «opus vermiculatum».

Набор в новой технике оставался прежним, а вот сами мозаичные элементы уменьшились, палитра обогатилась. Мозаика стала дорогим удовольствием, что объясняет среднестатистический размер полотна в 1-2 м².

В III же веке до нашей эры родилась техника «opus sectile», являющаяся прямым предком флорентийской мозаики.

Изделия выполнялись из смальты, тематика была широкой, от жанровых древнеримских до библейских сюжетов

Византийские мастера стали использовать золотую смальту. Набор позволял сделать уникальное изображение с эффектом движения и дыхания.

Размеры мозаик. Как выбрать оптимальный?

Привет!

Сегодня я подробно расскажу про то, как выбрать оптимальный размер для Selfie Mosaic.

Но начну немножко издалека, а именно c важного отличия нашего продукта от многих других подарков по фото (картин на холстах по фото, подушках по фото, картонных паззлов по фото и пр.). Оно заключается в том, что мы не печатаем изображение

Картинка собирается из маленьких разноцветных деталей конструктора. Всем, кто играл в LEGO, подобные детали хорошо знакомы. Именно поэтому мы и называем наш продукт мозаикой.

Мы работаем в стиле pixel art, в котором изображение формируется из относительного небольшого количества квадратиков, «пикселей». К слову, это довольно популярное направление в искусстве. Его довольно часто используют в стрит-арте.

«Пиксельный» Пушкин «рекламирует» библиотеку Московского метрополитена. Фото с сайта mos.ru

Любая картинка в стиле pixel art имеет определенное «разрешение» — количество «пикселей», из которого оно состоит. В нашем случае «разрешение» измеряется в количестве деталей. Так, например, мозаика 40 на 40 см имеет «разрешение» 50 на 50 деталей (каждая деталь имеет размер 0,8 на 0,8 см).

Работа известного pixel art художника Invader в Гонконге. Фото с сайта space-invaders.com

На самом деле сам факт того, что из относительно небольшого количества деталей конструктора можно собрать узнаваемый портрет, не перестает удивлять до сих пор меня самого. Когда человек впервые видит нашу мозаику издалека, а потом подходит к ней ближе и понимает, что все это собрано из деталей конструктора – неизменно следует WOW!

Когда вы выбираете, какой размер Selfie Mosaic заказать, есть несколько важных параметров. Самый основной – какое изображение вы хотите превратить в мозаику.

Чем больше «разрешение», то есть размер мозаики – тем более сложное и детализированное изображение можно передать.

Если мы говорим об индивидуальных портретах (еще у нас есть серийные работы, например, детские мозаики с изображениями животных), то мы предлагаем 5 основных размеров:

  • 40 на 40 см (2,5 тысячи деталей)
  • 51 на 51 см (около 4 тысяч деталей)
  • 77 на 51 см (около 6 тысяч деталей)
  • 80 на 80 см (10 тысяч деталей)
  • 120 на 80 см (15 тысяч деталей)

Это не означает, что другие размеры невозможны. Например, мозаика, которую заказали в подарок Филиппу Киркорову, имела размер 230 на 130 см. Так что если вам нужен какой-то другой размер – вы всегда можете обсудить этот вопрос отдельно.

Очевидно, что чем больший размер мозаики выбрать, тем более сложное и детализированное изображение можно передать.

Самый маленький размер для индивидуальных портретов — 40 на 40 см. Узнаваемый портрет Курта Кобейна сформирован всего из 50 на 50 деталей.

Общие рекомендации такие:

— Для одиночного портрета можно выбрать любой размер, но если есть возможность, то лучше заказать не менее 51 на 51 см – в таком случае портрет получится довольно детализированным;

Мозаика 51 на 51 см — оптимальный формат для одиночных портретов

— Для парного портрета желательно рассматривать размеры 77 на 51 см и более (иногда удается неплохо передать парный портрет в размере 51 на 51 см, но это скорее исключение из правила);

Для парных портретов отлично подходит формат мозаики 77 на 51 см

— Для семейных (три человека и более) лучше выбирать один из двух самых больших размеров 80 на 80 см или 120 на 80 см;

Мозаика 80 на 80 см позволяет изобразить не просто портрет, а целый сюжет

Мозаика 120 на 80 см состоит из 15 тысяч деталей и позволяет изобразить сразу несколько человек: например, компанию “Друзей”

Венецианская мозаика

Искусство венецианской мозаики развивалось под влиянием тех школ, которые существовали уже долгое время. Мастера вдохновлялись примером византийских, романских мотивов. Их работы украшали самые большие соборы и капеллы. Такие работы отличались стилизованной манерой исполнения.

На мозаиках можно увидеть грузные, достаточно тяжелые фигуры людей с довольно однообразными лицами. У них грубые черты лица, тяжелая одежда, ниспадающая жесткими складками. Здесь нет таких плавных цветовых переходов. В мозаиках преимущественно преобладают насыщенные, глубокие тона синего, зеленого, серого.

Мастера из Венеции в 13 веке декорируют ряд соборов. Их работы начинают постепенно претерпевать изменения. Изображения становятся более реалистичными и мягкими. Движения становятся «живыми», свободными. Такие изменения связывают с влиянием западной архитектуры и нарастанием актуальности реалистичных тенденций в искусстве.

Разновидности материала

Современные производители предлагают разнообразные виды мозаики, которые можно классифицировать согласно типу материала:

  • Стеклянная мозаичная плитка. Считается самым популярным видом сырья благодаря своим улучшенным техническим свойствам. Изделия из стекла влагоустойчивы, огнеупорны, долговечны, не поддаются агрессивности моющих средств. Большая цветовая гамма достигается с помощью применения нескольких слоев фольги. Кроме однотонных расцветок мозаика в интерьере из стекла выполняется в золотистом, серебряном, платиновом оттенке.  Стеклянный материал подходит для облицовки каминов, ванных комнат, кухонных столешниц и рабочих стенок. Для укладки пола стоит выбирать варианты, обладающие минимальным скольжением.
  • Керамическая. Производители выпускают такой вид мозаики в двух вариациях: первая имеет схожесть с кафелем, вторая подобна керамограниту, нарезанному листами. Главный плюс керамической разновидности в ее устойчивости к влаге и повышенной прочности. Материалом отделывают санузлы, кухни с применением чередования матовых и глянцевых поверхностей.
  •  Смальтовая. Это не только практичный, но красивый вид материала. Для его изготовления используют окиси различных металлов, поэтому готовый вариант имеет внутреннее свечение. Например, флорентийская мозаика, уложенная с помощью смальты, будет играть на солнце различными оттенками. Сама смальта производится из стекла, смешанного с красящими пигментами.
  •  Каменная. Разновидности мозаики делают этот вариант сырья самым элитным. Она выполняется из натуральных камней: лазурита, мрамора, яшмы и травертина. Стоимость этих камней значительно увеличивает цену на материал. Он применяется для оформления лестниц, бассейнов, кухни, столешниц и фасадов.
  •  Металлическая. Выпускается в различных формах – овальной, кубической, прямоугольной. Используется для декора стен благодаря особому способу выполнения. Ее изготавливают в латуневых формах, прилепленных к основе из пластмассы.

Совет!
Прежде чем выбрать вид мозаики – изучите ее свойства. Некоторые виды мозаичной плитки могут быть неактуальными для санузлов, другие не подойдут для оформления кухни.

Мозаика и Ломоносов

А вот в России флорентийская мозаика появилась в середине XVIII в. В нашей стране у истоков мозаичного искусства стоял Михайло Ломоносов, который в сентябре 1752 года создает свою первую  мозаичную работу — образ Богоматери. Мозаика была составлена из более чем четырех тысяч кусочков смальты. Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики (еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян), Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора  картин четырехгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска, что обеспечивало прочность набора.

В мае 1762 года Ломоносов начал трудиться над самым большим своим панно «Полтавская битва», которое закончил спустя два года. Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Все они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.

Нельзя не упомянуть и об искусстве мозаики в Венеции, которое просто завораживает своим изяществом. Здесь была основана собственная школа мозаичного искусства

О ее важности свидетельствует список храмов, где используется венецианская мозаика: архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.); церковь Санта Мария (о. Донато, вторая половина XII в.); собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.); мозаика центрального купола собора Сан-Марко (Венеция, Италия XII в.)

Достоинства и недостатки

Зеркало является привычным и проверенным декором, способным сделать интерьер более нарядным и величественным. Но зеркальное полотно из-за сложностей монтажа зачастую вынужденно ограничивается в размерах, к тому же оно требует особой аккуратности во время эксплуатации. Зеркальная мозаика – материал, позволяющий не отказываться от использования зеркала.

Сохраняя декоративные возможности большой отражающей поверхности, она обладает и другими плюсами:

Мозаика экологична, не боится перепадов температуры и влажности, что позволяет с успехом использовать её в ванной и на кухне.


В дизайне декоративного порталаИсточник hzcdn.com

  • Материал прочный и долговечный; не требует аккуратности, как цельное зеркальное полотно, очищается стандартными средствами бытовой химии.
  • Поверхность устойчива к истиранию, при эксплуатации не теряет своих характеристик; не выцветает, не лишается блеска.
  • Невысокая цена (по сравнению с авантюриновой или перламутровой) объясняется простой и отработанной технологией производства.


Дизайн светлой спальниИсточник inmyroom.ru

  • Органично сочетается с большинством популярных стилей.
  • Подходит для отделки сложных поверхностей любого размера, при этом не остаётся видимых стыков.
  • Мозаика меняет восприятие интерьера: скрывает недостатки (неровности поверхностей), визуально увеличивает объем комнаты, делает её светлее.


Отделка поверхности сложной формыИсточник hzcdn.com

Значимыми являются следующие минусы:

  • На монтаж мозаики, состоящей из отдельных кусочков, будет потрачено много времени и сил.
  • Если комната (обычно ванная) плохо проветривается и в ней регулярно повышается влажность, полотно запотевает, а со временем мутнеет.


На мини-кухнеИсточник yellowhome.ru

Немного истории

Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.

Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.

Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».

Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.

В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.

В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.

В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.

Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий