Великие изобретения Древнего Китая
Древние китайцы были искусными математиками, физиками, техниками и инженерами. Они умели не только создавать чертежи, схемы, строить дамбы и ирригационные системы.
Бумага
Придворный одного из китайских императоров Цай Лунь в 105 году нашей эры придумал прототип бумаги, которой человечество пользуется и сейчас. Только тогда бумага была очень грубой, поскольку состояла из волокон шелковичного дерева, воды и пеньки. Эта смесь природных материалов и стала первым материалом, на котором люди стали делать свои заметки.
Бумагу использовали в Китае для того, чтобы снимать отпечатки с деревянных досок (метод ксилографии). Центром китайской печатной продукции был город Сычуань.
Порох
Этот материал китайские алхимики открыли чисто случайно. Они хотели найти средство, чтобы сделать человека бессмертным. Так получился порох, состоящий из нитрата калия, серы, древесного угля. Смесь применялась в качестве лекарства долгое время.
Потом порох стали использовать для заправки сигнальных ракет, создания примитивных гранат и фейерверков.
Книгопечатание
В Европе печатные станки появились в 15 в., а в Китае на несколько столетий раньше. В Поднебесной печатанье книг было не особо популярно, поскольку иероглифы были сложны для печати. Да и китайцы очень трепетно относятся к каллиграфии, которая в Поднебесной является отдельным видом искусства.
Первым методом книгопечатанья была ксилография. Суть состояла в том, чтобы вырезать на доске буквы или рисунки (в зеркальном отражении), а потом приложить к дощечке бумагу или шелковую ткань.
Компас
Китайцы длительное время считали Юг истинным направлением, поэтому первые компасы указывали южное направление. Первые компасы появились в 4 в. до н.э., они делались из магнитного железняка (разновидность магнитной железной руды). Если в железняк попадала молния, тогда материал становился сильно намагниченным.
Китайские магнитные ковши показывали направления к внутренней гармонии, что было важно для китайских прорицателей. Но такие компасы не показывали стороны света
Впервые подобный прибор, способный определять, где север, где юг, китайцы создали в 1044 г.
Фейерверки
В Поднебесной данный вид изобретения появился в 12 в. н.э. Китайцы использовали фейерверки для коммуникации, чтобы предупреждать об опасности, проведения обрядов, ритуалов и священных действий.
Историки считают, что первые фейерверки делались из частей зеленого бамбука, который взрывался при попадании в костер
Так китайцы отпугивали злых духов, что было важно в праздничные дни
После изобретения пороха, технология производства первой пиротехники поменялась. Порох засыпали в стебли бамбука и бросали в костер. Огненные церемонии были частью важных ритуалов, на которые установили государственную монополию. Порох применять вместе с бамбуком разрешалось только монахам, прошедшим обучение.
Немного об истории азульехо
В статье Серия «Наследие» от Бока ду Лобо — прошлое, сохраненное в современном искусстве мы уже упоминали об этой глазурованной голубой плитке и говорили о том, что она стала символом Португалии. Первое упоминание о ней датируется еще 13 веком, во времена, когда Испания вторглась в земли, принадлежащие арабам. Хотя многие историки считают, что к арабам плитка пришла из Африки.
Земли были благополучно присоединены к Испании и Португалии, а голубая плитка, которую арабы использовали для облицовки своих дворцов, настолько пришлась по душе португальцам (в частности, королю Мануэлю I), что они приняли ее в свою культуру и стали применять для покрытия больших пустующих площадей на домах, церквях, дворцах и даже лестницах.
Первоначально эта плитка имела довольно простой рисунок. Это был обычный рисунок с геометрическими фигурами — треугольники, арабские звезды, ромбы, овалы… Но после того как Мануэль I, так сказать, узаконил статус плитки как культурного достояния, португальцы стали заменять простой рисунок на более декоративный.
Рисунки стали не просто рисунками, а произведениями — картинами, рассказывающими о жизни, истории, религии и культуре португальского народа.
В 16-17 веках плитка уже использовалась для украшения не только фасадов зданий и церквей, но и для их внутренней отделки, постепенно вытесняя и заменяя собой ткани. Птицы и листья часто были символами, которые использовались как украшение, возможно, вдохновленное азиатскими тканями.
Рисунок азульехо менялся в такт времени. Жизнерадостный португальский народ ввел свои правила в украшение плитки. Например, в 16 веке мода на восточный рисунок изменилась под влиянием античной Италии, и в изображениях появились сюжеты из мифов.
Изменилась и сама техника нанесения рисунка. Если раньше рисунок наносился рельефно, то теперь краску наносили на плоскую поверхность плитки, покрытую цинком.
Но после землетрясения 1755 года, когда был полностью уничтожен Лиссабон, произошла смена стиля в архитектурном строительстве (переход от португальской готики к стилям помбейна), которая также повлияла на азульехо. Плитка стала менять цвет. Вернее, не менять, а к голубому добавились песочный, зеленый, красный цвета.
Но все-таки голубой и белый до сих пор остаются преобладающими цветами. Считается, что они символизируют в истории Португалии «эпоху открытий». Эпоху морских плаваний, когда Португалия была «царицей морей».
Снаряжение патронов Магнум
Патроны типа Магнум давно уже оценили зарубежные охотники за их выдающиеся характеристики в плане мощности. Отечественные охотники опасались использовать их в старых ружьях, но с появлением более современных моделей оружия, ориентированных на патроны типа Магнум, тоже смогли оценить их достоинства.
Отечественные охотники применяют патроны Магнум для оружия калибра 12/76. Перед тем, как начать снаряжение или использование данных патронов, нужно убедиться, что ваше ружье рассчитано на патроны такого типа. По причине большой мощности, патроны Магнум требуют чёткого соблюдения технического процесса снаряжения патронов.
Бездымный порох
Если с чёрным или дымным порохом мы более-менее разобрались, то с бездымными составами всё немного сложнее. Применение дымного пороха сильно тормозило развитие оружейной промышленности по двум причинам. Во-первых, при выстреле выделялось большое количество дыма. Это, с одной стороны, демаскировало стрелка, а с другой — ограничивало ему обзор. Ну-ка, представьте на минутку автомат Калашникова с патронами на дымном порохе. И дымшашка не понадобится!
Внешний вид бездымного пороха
Во-вторых, состав имеет ещё один серьёзный недочёт — объём выделяемых при сгорании пороховых газов у дымного пороха примерно втрое меньше, чем у пироксилинового или кордитного на нитрооснове.
И в третьих, выделяемые при выстреле сернистые соединения буквально сжирают оружейный ствол.
Благодаря таким учёным, как Дмитрий Менделеев (он не только водкой занимался), Поль Вьель, Альфред Нобель (известный миру как изобретатель динамита), в XIX веке происходит буквально революция в области оружейной промышленности, а на смену дымному приходят пироксилиновый, баллиститный и кордитный бездымные составы.
Альфред Нобель
Не буду утомлять читателя описанием каждого из них в отдельности, поскольку это выходит за рамки нашей темы. Говоря кратко, все эти составы делаются на основе нитроцеллюлозы с пластификатором, и в зависимости от свойств применяются как заряды для стрелкового, артиллерийского оружия, топливо для ракет и в пиротехнических целях.
Изобретение пороха
Это открытие приято приписывать опытам китайских алхимиков. Приверженцы мистического религиозно-философского течения – даосизма, были самыми известными алхимиками Китая, а их любым занятием являлся поиск эликсира бессмертия. Во время этих опытов даосы в 7 веке изобрели порох. Впервые его рецепт мы встречаем в трудах легендарного лекаря времен династии Тан – Сунь Сымяо (孫思邈). Создание пороха стало закономерным развитием опытов с селитрой, во время которых даосы пытались создать «целебный дым».
Поначалу порох использовали для праздничных фейерверков, и они стали еще одним китайским изобретением. Фейерверки приурочивали к Китайскому Новому году, и старались с их помощью прогнать злых духов. В дальнейшем они стали непременной составляющей придворных праздников.
Лишь в 12 веке порох начали использовать в военных целях. Порох применяли в своеобразных бамбуковых огнеметах – огненных копьях. Они представляли собою копье, к которому крепился кусок бамбукового ствола, наполненный порохом, его поджигали, получая струю огня, бившую на несколько метров. Также применялись зажигательные стрелы, к которым смолой прикрепляли бумажный мешочек с порохом. Зачастую китайцы использовали в таком оружии порох с малым количеством селитры, из-за чего он горел, а не взрывался.
Делали китайцы и порох с высоким содержанием селитры, рассчитанный на взрывы. Таким порохом наполняли керамические и металлические гранаты с фитилем.
Впрочем, все это разнообразие порохового оружия не помогло сначала против чжурчженей, а затем против монголов. Последние, завоевав Китай, переняли местные наработки, и использовали пороховое оружие во время неудачного вторжения в Японию при хане Хубилае.
В 14 веке в Китае начали активно экспериментировать с изготовлением и применением пушек. Постепенно рецепт пороха перекочевал на Ближний Восток, а затем и в Европу. В самом Китае порох не принес кардинальных изменений в военное дело, но в Европе применение огнестрельного оружия сыграло большую роль и достигло высокого уровня совершенства.
Развитие идеи
Водяные часы были самым точным прибором измерения времени до появления механических часов, да и первые механические часы были слишком дороги, и клепсидры оставались в ходу вплоть до XVII в.
Песочные часы действуют по тому же принципу, что и клепсидры, но вместо воды время в них отмеряет песок, равномерно пересыпающийся из верхнего стеклянного сосуда в сообщающийся с ним нижний. После опустошения верхнего сосуда часы переворачивали, и отсчёт временного промежутка начинался снова. Песочные часы появились в конце I в. до н. э., когда из стекла научились выдувать настолько гладкие сосуды, что песчинки не застревали в неровностях их стенок. Песочные часы неудобны тем, что за ними надо следить, вовремя переворачивая. Однако на кораблях ими пользовались до XIX в., отмеряя время несения вахты (корабельного дежурства).
Песочные часы
Из-за стеклянных колб моряки прозвали песочные часы «склянками», а о смене вахты на корабле оповещал удар колокола — отсюда и выражение «бить склянки». Китайцы издревле пользовались солнечными и водяными часами и изобрели огненные часы — свечку с делениями, обозначающими часы. На сколько делений свечка сгорела, столько часов прошло. Храмовые свечи достигали нескольких метров и горели месяцами. Китайцы изобрели и будильник — ставили свечку в медную плошку и к нужному делению привязывали нитку с шариком. Свеча догорала до этого деления, пережигала нитку, и шарик со звоном падал в плошку.
Огненные часы
Поделиться ссылкой
О преимуществах фигурной керамики
В процессе выбора отделочного материала очевидна необходимость определения приоритетов. Если требуется создать долговечную, надёжную, практичную, экологически и пожаробезопасную отделку помещения, то разумно выбирать керамическую плитку. Однако не лишним будет заметить, что керамическая плитка с изгибами имеет целый ряд достоинств по сравнению с классическим кафелем. Одним из подобных достоинств смело можно считать возможность оформления интерьера помещения в едином стиле с плавными переходами от вертикальных поверхностей к горизонтальным.
Весомым доводом в пользу выбора керамики с изгибами можно считать:
- Меньшее количеств швов;
- Простоту ухода и эффективность мытья и чистки;
- Снижение вероятности возникновения плесени;
- Сглаженные углы, благодаря которым снижается риск получения травм и ушибов;
- Отсутствие необходимости подбора дополнительных элементов отделки – таких, как карнизы, молдинги и так далее.
Следует заметить, что конечный результат выполнения отделочных работ с помощью данного вида керамической плитки смотрится гораздо аккуратнее, органичнее и профессиональнее.
В чем ее особенность?
Это специальная плитка, форма которой позволяет уложить ее на места стыка двух или трех плоскостей. Основное конкурентное преимущество китайской плитки с изгибами представляет собой возможность красиво оформить углы и места сгибов в помещении. Благодаря этому такой материал может быть использован для косметического ремонта.
Плитка сгибается в любую сторону
Пользователей привлекает не только эстетическая сторона продукта. За счет закругленных выступов случайный удар об угол будет менее болезненным и травмоопасным. И возможность плотно уложить плитку снижает риск появления плесени в углах, где ее можно наблюдать чаще всего.
Ближайший конкурент такого изделия на рынке — виниловая гибкая плитка, используемая как в качестве напольного покрытия, так и для декорирования стен, преимущественно в ванных комнатах. Она, несомненно, обладает рядом преимуществ, таких как:
- прочность;
- гибкость;
- водоотталкивающие свойства;
- низкая теплопроводность.
В то же время у многих хозяев, желающих провести ремонт санузла, такая плитка может вызвать подозрения. Она легко крепится на клей, но будут ли листы хорошо держаться или также легко отвалятся? Также присутствуют следующие недостатки:
- Плитка не устойчива к растворителям. Это приведет к тому, что неправильно подобранное чистящее средство безвозвратно испортит структуру плитки, из-за чего ухудшится ее внешний вид.
- ПВХ-плитка не должна располагаться близко к нагревательным элементам. Это обусловлено выделением токсичных веществ при нагревании.
Если надежность и прочность отделки в приоритете, стоит обратить внимание на плитку с изгибами. Ее изготавливают из керамики, нередко используемой для декорирования ванных комнат, кухонь или коммерческих помещений. Идеально подходит для раковины
Идеально подходит для раковины
Цены на гибкую плитку
гибкая плитка
Конечно же, для укладки плитки с изгибами необходимо предварительно подготовить поверхность, а именно:
- почистить стены;
- избавиться от трещин;
- при необходимости выровнять поверхность грунтовкой;
- выровнять углы, чтобы было легче укладывать плитку.
Последнее также снижает риск повреждения керамического покрытия при механическом воздействии. При наличии пустот есть риск сломать плитку сильным ударом.
В отличие от гибкой виниловой плитки, ее керамическому аналогу не страшны чистящие средства на основе щелочи. Она в целом более неприхотливая, в то время как гибкая клеящаяся плитка требует к себе пристального внимания, чтобы ее презентабельный внешний вид сохранялся в течение длительного времени. Это удобно, если требуется оформить санузел в коммерческих помещениях. К тому же избавляет от необходимости следить отдельно за состоянием раковин, устанавливаемых отдельно.
Впишется в любой интерьер
Особенности производства
Поговорим
о том, как делают знаменитый китайский фарфор. Его необыкновенное качество по
большей части зависит от каолина, добыча которого производилась только в
нескольких провинциях Китая. Вторым неотъемлемым ингредиентом была мельчайшая
пудра «фарфорового камня». Перед использованием полученную смесь на несколько
лет оставляли, что делало ее пластичной. Затем массу отбивали и отправили в печь, где
производился высокотемпературный обжиг. Он менял физический состав получившихся
изделий и делал их водостойкими, прочными и полупрозрачными. Этот процесс был трудоемким, поскольку одна
фарфоровая ваза могла изготавливаться несколькими десятками мастеров.
Виды
комбинаций для изготовления фарфоровых предметов:
- Каолин
- Каменная
керамика - Полевой
шпат - Кварц
В
начале становления производства фарфора он не подвергался декорированию. Но к
17 веку мастера начали покрывать свои изделия эмалевыми красками
Важно, что
фарфор покрывался несколькими разными слоями глазури. Это позволяло получить
характерный матовый отблеск. Также в качестве красок для фарфоровых изделий
применялись кобальт и гематит, устойчивые к температурным воздействиям
Также в качестве красок для фарфоровых изделий
применялись кобальт и гематит, устойчивые к температурным воздействиям.
Занимательный
факт: при соприкосновении двух фарфоровых предметов раздается крайне приятный
звон. Он звучит как «тсе-ни-и». Отсюда и одно из нынешних названий фарфора в
Китае – «тсени».
Древний Китай: изобретения. Самые древние и важные китайские изобретения
На современном рынке трудно найти продукцию, произведенную не в Китае. Практически все, чем мы пользуемся, делают в Поднебесной. Здесь и рабочая сила обходится намного дешевле, чем в других странах, и люди могут придумать такое, чего никто больше сделать не сможет. Самые лучшие и популярные игрушки придумали китайцы, инновационная бытовая техника, опять же, родилась в Китае. Одним словом, еще в глубоком прошлом государство было известно именно своими техническими и прочими достижениями. Открытия и изобретения Древнего Китая легли в основу современного производства и стали прототипом многих известных сегодня каждому человеку предметов.
Фарфоровое наследие
Изделия из китайского фарфора необычайно ценятся во всем мире. Иметь у себя дома такую посуду — значит продемонстрировать окружающим свой безупречный вкус. Подобные вещи ценятся за свое непревзойденное качество и изумительную красоту. В переводе с персидского языка слово «фарфор» обозначает «царь». И это воистину так. В XIII столетии в европейских странах фарфор из Поднебесной являлся невероятной ценностью. Самые влиятельные особы в своих сокровищницах хранили образцы керамического китайского искусства, обрамленные в оправу из золота. А жители Ирана и Индии были уверены в том, что китайский фарфор наделен волшебными возможностями: если в еду подмешали отраву, то он изменит свой оттенок. Таким образом, самое известное изобретение, сделанное в Древнем Китае, это, как можно догадаться, фарфор.
Во втором тысячелетии до н. э. (танский период) появляется керамика, которая представляет историческую и художественную ценность. Немного позже возник протофарфор, не имеющий характерной белизны и прозрачности. Но китайцы считают этот материал истинным фарфором, тогда как западные искусствоведы относят его к каменным массам.
Древний Китай (изобретения одного из древнейших государств вызывали и поныне вызывают большой интерес) подарил миру самый настоящий матовый белый фарфор. В самом начале VII столетия керамисты из Поднебесной научились получать фарфоровые массы, смешивая каолин, полевой шпат и кремний. Во времена царствования династии Сун наблюдается расцвет китайского керамического производства.
Порох в Европе: кто изобрел?
Долгое время виновником появления пороха в Европе считался Роджер Бэкон. В середине тринадцатого века он стал первым европейцем, описавшем в книге все рецепты изготовления пороха. Но книга была зашифрована, и воспользоваться ею не представлялось возможным. Если вы хотите знать, кто изобрел порох в Европе, то ответом на ваш вопрос будет история Бертольда Шварца.
Он являлся монахом и занимался алхимией на благо своего Ордена францисканцев. В начале четырнадцатого века он работал над определением пропорций вещества из угля, серы и селитры. После долгих опытов ему удалось растереть в ступке нужные компоненты в пропорции, достаточной для взрыва. Взрывная волна чуть не отправила монаха на тот свет. Но его изобретение положило начало новой эры в Европе – эры огнестрельного оружия.
Первую модель “стреляющей ступки” разработал все тот же Шварц, за что и был посажен в тюрьму в целях неразглашения тайны. Но монаха выкрали и тайно перевезли в Германию, где он продолжил свои опыты по усовершенствованию огнестрельного оружия. Чем закончил свою жизнь пытливый монах, до сих пор неизвестно. По одной из версий, он был взорван на бочке с порохом, по другой, благополучно умер в весьма преклонном возрасте. Как бы то ни было, но порох подарил европейцам большие возможности, которыми они не преминули воспользоваться.
Реконструкция клепсидры Ктесибия
Внутри фигурки амура (1) спрятана трубка подачи воды (2) из источника (3). Вода по трубке вытекала из глаз амура каплями, как слёзы, сливаясь в трубку (4), и по ней перетекала в резервуар (5) — отделение каменной «тумбы» часов с пробкой — поплавком (6). По мере повышения уровня воды в резервуаре (5) поднимался и поплавок. К поплавку штырём (7) крепилась фигура амура (8), указывающего пальчиком на деление на вращающемся цилиндре (9). Изогнутые горизонтальные линии (10) на цилиндре обозначали часы. У древних греков сутки были разделены на день — от восхода до заката, и ночь — от заката до восхода. 1 час равнялся 1/12 дня или ночи. Летом дни длиннее ночей, а зимой — наоборот, и длительность дневных и ночных часов менялась в течение года. Кривизна часовых линий была рассчитана так, чтобы указывать верный час в любой день года. Вертикальными линиями (11) цилиндр делился на 365 частей — по числу дней в году. По мере наполнения резервуара (5) по закону сообщающихся сосудов наполнялась трубка — сифон (12). Когда уровень воды достигал изгиба сифона, вода из резервуара (5) сливалась в сосуд (13) на одной из лопастей вращающегося колеса (14). Под тяжестью наполненного сосуда колесо проворачивалось, вращая и сцепленное с ним зубчатое колёсико (15). Это колёсико проворачивало ось (16) и цилиндр (9) на 1/365 часть окружности так, что пальчик амура (8) указывал следующий день. Сосуд (13) на лопасти при повороте колеса (14) опрокидывался и опустошался. Запускался новый виток работы механизма.
Порох в Китае
Точная дата, когда изобрели порох в Китае по-прежнему остаётся загадкой. Исторические источники сообщают, что смесь из серы, угля и селитры была известна в Китае по крайней мере в 1-м столетии нашей эры. Изначально китайцы не использовали порох в военном деле. Азиатская философия и культура всегда были направлены на созидание, а не на разрушение.
Основной компонент пороха ― селитру, в Китае смешивали с мёдом и получали дым с лечебным расслабляющим эффектом. Отсюда следует вывод, что изобретение пороха в Древнем Китае связано с медицинскими целями. Это напоминает так называемую “Трубку мира” у коренных народов Америки.
Немногим позднее порох стали использовать, как развлечение на праздниках. Так появились фейерверки ― декоративные снаряды, создававшие красивые взрывы. Простейший фейерверк представлял из себя полую палочку бамбука, набитую пороховым порошком. Палочка направлялась в небо, поджигалась и из неё вылетали искры. Что касается военного дела, жители Поднебесной использовали фейерверки, как средство запугивания неразвитых кочевых племён, которые часто набегали на окраины империи.
Часть историков также говорит об использовании пороха в качестве оружия ― это были горящие бомбы, которые заряжались в катапульты (XI – XIII вв). Но несмотря на то, что именно китайцы изобрели порох, его использование в военном деле было ограничено. Массовое использование пороха в сражениях началось намного позднее ― когда взрывчатая смесь стала известна странам средневековой Европы.
Порох в Европе
Первое использование пороха на Западе относится ко времени Столетней войны между Англией и Францией (1337 г. – 1453 г.). Тогда англичане выставили первые примитивные пушки ― бомбарды. Их точность стрельбы была невелика, но они производили шумный эффект и пугали лошадей противника, обращая вражеский строй в хаос.
Массово применять порох в военном деле также начали и османы. Турецкие султаны стали настоящими осадными мастерами, их пороховые пушки с лёгкостью разрушали христианские замки и твердыни. Технология пороха позволила Турции стать сверхдержавой и сохранять статус до 16-17 вв.
Далее, технология постоянно совершенствовалась и развивалась. Появились ручные ружья, мобильные мортиры, ракетницы и прочие виды полевой артиллерии. В этот период Китай попал под власть Маньчжурской династии и проводил политику изоляции от остального мира. Это привело к отставанию в военном деле и дальнейшему упадку Китайской империи.
Когда европейцы начали вторжение в Китай, они были вооружены по последнему слову пороховой техники. Современной линейной пехоте колонистов противостояла отсталая Маньчжурская армия, самой грозной силой которых по-прежнему была средневековая конница с кавалерийскими пиками. Исход войны был предрешён.
Таким образом, можно сказать, что первым изобрёл порох Китай. Но мирный нрав азиатской культуры и отсутствие колониальных замашек привели к тому, что европейские державы покорили Поднебесную её же изобретением и сделали Китай некой полуколонией.