Смотровая яма в гараже

Габариты смотровой ямы для индивидуального (частного) гаража

Ширину можно делать под индивидуальные особенности колесной базы, но это не самый лучший вариант, поскольку авто рано или поздно приобретают новое, что не исключает выбор в пользу отличной от старой модели. Ее габариты могут быть несколько иными. Оптимальным вариантом станет ширина в 75-80 см. Это исключит какие-либо проблемы в будущем, позволит проводить осмотр даже микролитражек.

Необязательно ограничиваться длиной «плюс» 1 метр к габаритам автомобиля. В индивидуальном строительстве можно брать и большие размеры. Если площадь гаража позволяет, то часто оборудуют капитальный и удобный спуск с хорошей стационарной лестницей, а не приставной. Ступеньки можно сделать в коротком отрезке, если выбрать Г-образную форму. Это приведет к увеличению расходов на материалы, но сделает смотровую яму максимально удобной. Нишу можно делить не только вдоль, но и поперек.

Глубину нет смысла брать средних показателей. Владелец должен брать свой рост и прибавлять к нему 10-15 см, а лучше 25 сантиметров, учитывая необходимость прокладки гидроизоляции, что может забрать часть глубины. Если яма получается глубже, чем надо, настил поднимают на нужную высоту.

Особенности сооружения

Перед тем, как сделать яму в гараже следует все тщательно взвесить. Это достаточно дорогое удовольствие, со своими положительными и отрицательными свойствами.

К преимуществам устройства можно отнести:

Возможность выполнения своевременного профилактического осмотра своего автомобиля.

Конструкция авто такая, что большое количество важных технических узлов расположены под его днищем. Гараж с ямой своими руками значительно облегчит к ним доступ.

Экономятся время и средства при проведении обслуживания машины.

Недостатками сооружения являются:

Наличие риска подтапливания гаража.

Если не правильно продумано, как выкопать яму в гараже, без учета особенностей грунта и уровня подземных вод, могут возникнуть проблемы. При размещении подземных вод выше, чем 2,5 метра от поверхности земли, яма будет подвергаться их пагубному воздействию. В этом случае следует обустраивать дренажную систему, но если гараж уже построен, то цена такого мероприятия будет достаточно высокой.

Это сооружение является источником конденсата.

Гаражная яма своими руками для осмотра авто в любом случае будет источником влаги, особенно в отапливаемом гараже (см. Отопление в гараже в различных вариантах). При расположении автомобиля постоянно над смотровой ямой, днище покрывается конденсатом, что приводит к появлению ранней коррозии кузова.

Подготовка материала и инструмента

При подготовке к строительству необходимо обеспечить выполнение предстоящих работ, запасясь следующими материалами:

  • тридцатым или сороковым деревянным брусом, досками, щитами для опалубки;
  • бетоном для укрепления стенок и заливки пола;
  • кирпичом – если принято решение выполнить стены с использованием данных материалов. Возможно применение шлакоблока или пенобетона;
  • полимерной пленкой толщиной от двух миллиметров, для устройства гидроизоляции;
  • металлическим уголком для наружной окантовки;
  • арматурой и стальной проволокой, чтобы изготовить каркас под бетонирование;
  • цементом, песком или готовой смесью для выполнения кладки.

Из инструмента потребуется:

  • строительный уровень, для выполнения каменных работ;
  • бетономешалка, чтобы приготовить бетон или раствор;
  • болгарка;
  • столярный инструмент, гвозди – для устройства опалубки.

Требуемый инструмент и материалы должны быть подготовлены заблаговременно, чтобы не задерживать выполнение работ.

https://youtube.com/watch?v=bBwpXAKFCEs

Основные требования к смотровой яме

Поскольку нормальным считается работа в полный рост, с поднятыми руками, глубина ямы обычно превышает рост человека.

При этом не обязательными, но очень полезными являются такие элементы, как:

  • качественно укрепленный край углубления. Поскольку пол гаража обычно забетонирован, лучше использовать для укрепления металлический уголок. Его можно установить на стадии бетонирования;
  • освещение. Свет не должен слепить глаза, и при этом лучи направляются не вниз, а вверх, к днищу ремонтируемого автомобиля. Поэтому в качестве светильников обычно используют модели с направленным мягким светом;
  • полка/полки или ниши для инструментов. Ниши удобнее, поскольку меньше риск в ограниченном пространстве задеть их рукой или плечом, травмироваться или просто уронить все нужное на пол;
  • настил или крышка, закрывающие яму вне моментов использования.

Размеры смотровой ямы во многом зависят от того, какой именно транспорт обслуживается в гараже/мастерской. На схеме ниже показаны примерные габариты углубления и положение колесоотбойников (если они устанавливаются).

Ширина смотровой ямы для легковых автомобилей редко составляет более 1 м, а чаще – 80 см. Это связано с относительно небольшим расстоянием между колесами машины, а ведь от внутренней кромки колеса до края ямы должно оставаться не менее 20 см!

Если размеры гаража или мастерской позволяют, имеет смысл сделать один край канавы со ступеньками, как показано на чертеже ниже. При этом следует иметь в виду, что возможность выйти из углубления должна быть даже в том случае, когда машина стоит на ней. Следовательно, длина канавы должна быть как минимум на 1 м больше, чем общая длина автомобиля (ступени не учитываются).

Если для полноценной лестницы места недостаточно, можно устроить металлическую или деревянную лестницу.

Точные размеры смотровой ямы ГОСТами не регламентируются, большая часть параметров оставляется на усмотрение проектировщика в конкретном случае с учетом класса и особенностей ремонтируемой техники. Однако ряд параметров гаража или мастерской, имеющих отношение к обустройству канавы, определяются СНиП 21-02-99:

  • между стеной строения и стенкой машины должно быть не менее 0,8 м;
  • колонны, пилястры, любые другие внутренние и пристенные элементы конструкции должны быть удалены от борта авто на 0,5 м минимум;
  • обязательна достаточная прочность пола и краев, а также внутренней конструкции (бетонных или кирпичных/блочных стен) смотровой канавы.

Габариты смотровой ямы для индивидуального (частного) гаража

Ширину можно делать под индивидуальные особенности колесной базы, но это не самый лучший вариант, поскольку авто рано или поздно приобретают новое, что не исключает выбор в пользу отличной от старой модели. Ее габариты могут быть несколько иными. Оптимальным вариантом станет ширина в 75-80 см. Это исключит какие-либо проблемы в будущем, позволит проводить осмотр даже микролитражек.

Необязательно ограничиваться длиной «плюс» 1 метр к габаритам автомобиля. В индивидуальном строительстве можно брать и большие размеры. Если площадь гаража позволяет, то часто оборудуют капитальный и удобный спуск с хорошей стационарной лестницей, а не приставной. Ступеньки можно сделать в коротком отрезке, если выбрать Г-образную форму. Это приведет к увеличению расходов на материалы, но сделает смотровую яму максимально удобной. Нишу можно делить не только вдоль, но и поперек.

Глубину нет смысла брать средних показателей. Владелец должен брать свой рост и прибавлять к нему 10-15 см, а лучше 25 сантиметров, учитывая необходимость прокладки гидроизоляции, что может забрать часть глубины. Если яма получается глубже, чем надо, настил поднимают на нужную высоту.

Строим смотровую яму

Пришло время подробно рассмотреть, как строить смотровую яму из кирпича своими руками. Начнем с уточнения некоторых моментов.

Уточняем размер котлована

Мы уже говорил о параметрах смотровой ямы

Но важно запомнить: котлован должен быть больше ямы! Учитывайте следующие параметры

Вам предстоит выкладывать выравнивающий слой, который будет состоять из гравия, щебенки и песка. Стандартная толщина такого слоя – 50-100 мм. Это надо прибавить к глубине.

Из бетона с маркой 150-200 выполняется днище, толщина которого составляет примерно 100 мм. Это тоже отражается на глубине котлована.

Ширина и длина тоже увеличивается, поскольку толщина кирпичных стен составляет 250 мм, когда ведется строительство в один кирпич. Кроме того, между кладкой и стенкой котлована надо оставлять зазор примерно в 30-40 мм, чтобы затем сделать гидроизоляцию снаружи и уплотняющую засыпку грунтом.

Алгоритм работы

Вам понадобится щебенка, бетон марки 200, цемент, гравий и песок, а также гидроизолирующие листовые материалы (изолон), штукатурка, кисти с лопатами, уровень, приставная стремянка, металлический уголок, доски, пенополистирол для утепления, металлические трубы и решетки для устройства вентиляции.

Переходим к пошаговой инструкции.

  1. В первую очередь вся разметка с чертежа переносится на пол гаража в том месте, где вы и решили делать смотровую яму.
  2. Затем нужно вырыть котлован. Дно тщательно зачищается, после чего идет обустройство пола в яме. В процессе работы в яму лучше спускаться по приставной лестнице.
  3. После выравнивания пола выполняется устройство горизонтальной гидроизоляции днища. Используйте рулонные материалы, например, известный изолон. Материал популярный, проверенный. Можно взять рубероид, в крайнем случае – толстую полиэтиленовую пленку.
  4. Обязательно выведите края гидроизолирующего материала на 50 см за границы дна ямы. Потом их заворачивают, прикрепляют к наружной поверхности кирпичной кладки.
  5. Важный этап – бетонирование днища. Здесь надо сразу учесть размеры бетонной основы. Если яма планируется с шириной в 75 см, прибавляют толщину кирпичной кладки (50 см по периметру), а также делают запас 5-10 см. В результате ширина составляет 140 см. По такой же схеме высчитывается и ширина бетонной базы.
  6. Армирование опционально, хотя для большей надежности и долговечности лучше все-таки уложить армирующую металлическую сетку. Если вы взяли бетонную смесь М-200, а толщина бетонного дна составляет более 80-ти см, вполне допустимо обойтись и без армирования.
  7. Потом наступает время, когда необходимо дать возможность бетону застыть. На это уйдет минимум 3 дня.
  8. Теперь пора начинать кладку кирпичных стен смотровой ямы. Тщательно делайте порядовки, используйте уровень, чтобы кладка была отрегулирована по горизонтали. Здесь достаточно стенок в один кирпич. Не забывайте, что вам нужно оставить зазор между стенками котлована и кладкой.
  9. Выполняйте тщательное оштукатуривание стен с двух сторон. Хорошее решение – штукатурить кладку параллельно с возведением стен. Так, выложив 4 ряда, надо покрыть их слоем штукатурки снаружи и внутри.
  10. Уделите больше внимания наружной отделке стен. Необходима качественная обмазочная гидроизоляция. Используйте битумную мастику, горячий битум. Выполняется такая гидроизоляция обязательно в два слоя. Без этого не обойтись, поскольку именно такая мера позволит предотвратить появление сырости в смотровой яме. В противном случае стены будут вытягивать влагу из земли.
  11. Когда кладка полностью завершена, сделана наружная гидроизоляция, приходит очередь засыпки имеющихся пазух. Тут вам пригодится оставшийся от копания котлована грунт. Его засыпают по 15 см, тщательно трамбуют, потом делают следующий слой. Такая послойная трамбовка тоже очень важна. Лучшее решение – добавить в грунт глину. Уплотненный глиняный слой станет надежной дополнительной преградой для проникновения влаги, а также монолитной опорой для кладки.

Если вы хотите проводить в смотровую яму освещение, сразу предусмотрите в кладке ниши для осветительных приборов. Также стоит сделать дополнительную большую нишу для хранения наиболее востребованного инструмента, гаечных ключей.

Отделка смотровой ямы изнутри

Если в канаве ремонтник проводит немного времени, качество и особенности внутренней отделки не принципиальны. Однако для удобства и эстетичного вида все же рекомендуется использовать отделочные материалы.

Одним из самых популярных способов является штукатурка. При этом желательно добавлять в раствор присадки с антибактериальным эффектом – чтобы предотвратить развитие плесени и грибка – а также выполнять окрашивание стенок.

Очень удобна отделка внутри с помощью керамической плитки

Ее легко очищать от любых загрязнений, сложнее пораниться о неровные стенки при неосторожном движении

Обратите внимание: контрастная отделка периметра смотровой ямы, а часто и подсветка – не прихоть и не дань эстетике! Это элементарная мера предосторожности. Так легче заметить края ямы и меньше риск провалиться в нее.

При оформлении ступеней использовать гладкую, скользящую плитку нежелательно – лучше устроить резиновые или металлические накладки на ступени

При оформлении ступеней использовать гладкую, скользящую плитку нежелательно – лучше устроить резиновые или металлические накладки на ступени.

Если такой возможности нет, стоит предпочесть нескользящую плитку.

Расположенные вертикально или с малым наклоном металлические/деревянные лестницы необходимо снабжать перилами хотя бы в верхней части.

Вместо деревянных щитов удобно применять решетчатые накладки на смотровой люк.

Как провести расчет конструкции

По конструктивным особенностям смотровая яма бывает:

  • Комплексная, состоящая из ямы и погреба (см. Погреб в гараже: как сделать в разных вариантах).
  • Узкая, в этом случае, для спуска в нее ставится небольшая лестница.

Устройство лестницы в смотровой яме

Лежачим вариантом, когда пребывание в яме может быть лишь в лежачем положении.

Все эти варианты имеют различные модификации ям.

Размеры стандартной конструкции зависят от:

  • Количества людей, работающих в ней одновременно.
  • Размеров гаражного помещения.
  • Типа авто и прочей техники, хранящейся в гараже.

Для размещения нескольких автомобилей делаем яму в гараже в классическом варианте с размерами:

  • Ширина — от 750 до 1000 миллиметров. При этом учитывается расстояние между колесами авто и возможные его модификации.
  • Глубина – от 1,7 до 2 метров. Этот параметр зависит от роста владельца гаража и выбирается с учетом удобства проведения ремонтных работ.
  • Длина — от 1,6 до 3 метров, что зависит от размеров автомобиля, который будет храниться в гараже. В помещениях, имеющих большую площадь, можно сделать стационарные ступеньки для спуска в яму, при экономном варианте устраивается приставная лестница.

Яма выкапывается с припусками по всему периметру примерно сорок сантиметров, а по высоте до двадцати. При устройстве утепления стен, размер ямы следует увеличить на величину утеплителя.

Для удобства проведения ремонта автомобиля и размещения в яме различных инструментов, приспособлений, предусматриваются ниши по длине стен. Для обеспечения техники безопасности следует сделать крышку на яму из палубных досок, она же поможет предотвратить попадания на днище авто дополнительной сырости.

Зачем нужна смотровая яма и какой она должна быть


Ключевое место в гараже занимает смотровая яма

Клиренс большинства моделей легковых автомобилей мал для того, чтобы человек мог свободно забраться под днище, осмотреть механизмы и провести какие-либо работы. Иметь собственный подъемник слишком дорого, да и места он занимает слишком много. Также нельзя назвать целесообразным строительство во дворе железобетонной эстакады или ямы под отдельным навесом. Такие сооружения не впишутся ни в один ландшафтный дизайн. Если их делать в глубине двора, придется прокладывать подъездной путь, что дорого и не эстетично. Единственный выход — построить гараж со смотровым колодцем.

Данное сооружение предназначено для выполнения следующих задач:

  • планово-предупредительный осмотр техники;
  • очистка днища и ходовой части от грязи;
  • замена технических жидкостей;
  • мелкий ремонт.

Гаражный блок строится на десятилетия и каждая его часть должна отслужить весь срок эксплуатации здания.


Яма должна быть достаточно глубока, чтобы работать в ней в полный рост

Исходя из этого, к смотровой яме предъявляются следующие требования:

  • герметичность, даже если дно ниже или на уровне глубины залегания грунтовых вод;
  • прочность стенок и пола, которые должны выдерживать давление почвы, в том числе и при пучении;
  • достаточная высота, обеспечивающая свободное передвижение человека в полный рост;
  • приемлемая ширина, необходимая для безопасности и удобства проведения работ;
  • долговечность применяемых материалов.

Как выкопать смотровую яму в гараже. Преимущества и недостатки смотровой ямы в гараже

На первый взгляд наличие ямы в собственном гараже является большим плюсом, но есть и нюансы, о которых нужно знать при ее обустройстве. К достоинствам решения в первую очередь относится возможность осуществлять осмотр вышеперечисленных частей автомобиля, не прибегая к помощи специалистов. Это просто, бесплатно и для многих владельцев машин даже интересно.

Далее, ремонт и техническое обслуживание без участия профессионального автослесаря позволяет сэкономить довольно большие суммы. Если подсчитать за год, во сколько обходится в мастерской смена масла и другие действия, выгода становится очевидной. Да и сам навык ремонта будет ещё не раз полезен.

К тому же  если яма достаточно просторная, в ней же часто хранят ремонтные наборы и запасные части для автомобиля. Особенно это актуально для небольшого по площади гаража, в котором есть дефицит свободного места.

Чем же может не угодить столь полезный уголок? Самой главной опасностью при постройке гаража с ямой, являются близко расположенные грунтовые воды. Вообще, избыток влаги является врагом автомобиля, а если в смотровой яме плохо сделана гидроизоляция, то даже при отсутствии подтоплений, вода будет накапливаться на стенках сооружения из-за перепадов температур в холодное время года.

Внимание!  Любая смотровая яма может приводить к образованию конденсата на днище машины за счет перепада температур на разных уровнях строения. Однако стоит отметить, что недостатком смотровая яма станет только в том случае, когда она сделана с нарушением технологий строительства и без учета инженерно-грунтовых особенностей участка

Однако стоит отметить, что недостатком смотровая яма станет только в том случае, когда она сделана с нарушением технологий строительства и без учета инженерно-грунтовых особенностей участка.

Технология сооружения смотровой ямы

Не будем рассказывать, как сооружать гараж с ямой, который возводится. Это не так сложно. Расскажем о том, как сделать смотровую яму в уже эксплуатируемом гараже.

Выкапывание котлована

Будем считать, что с размерами Вы определились. Их наносят на пол в гараже, к примеру, обозначив мелом. Основное требование – яма должна располагаться посередине гаражной постройки.


Разметка котлована внутри гаража Источник parki48.ru

Обычно пол в гараже – это толстая бетонная стяжка, в которую уложен армирующий каркас в виде решетки из стальной арматуры. Поэтому по разметке надо раздолбить бетон и срезать по периметру котлована арматуру.

Из образовавшегося проема лопатами удаляют песчано-гравийную подушку и грунт. Стенки и дно котлована лопатами выравнивают по максимуму. Это трудоемкая работа, которая может затянуться на два дня. Хотя многое будет зависеть от состава грунта под строением и активности мастеров. Есть одно преимущество при строительстве смотровой ямы в эксплуатируемом гараже. Стройплощадка находится под навесом, так что дождь в данном случае не помеха.


Выкапывание котлована (выемка грунта) Источник ok-berta.ru

Вентиляция смотровой ямы

Ошибку делает тот, кто не задумывается о вентиляционной системе. А ведь ее назначение не только удалять влажный воздух. Затхлые запахи от промасленных тряпок, бензина заполнят небольшое пространство быстро, постепенно перемещаясь в сам гараж. Так что лучше затратить немного времени и денег, но вентиляцию соорудить.

По сути это пластиковая труба диаметром 100 мм, которую выводят за пределы постройки. Для этого выкапывают горизонтальную траншею, которую выводят или под фундаментом, или через стену. В нее засыпают песок и укладывают трубу с выводом выше крыши гаража. Нижний конец должен располагаться у дна ямы.


Вентиляционная труба внутри смотровой ямы Источник drive2.ru

Обустройство смотровой ямы

Итак, переходим к основным работам, связанным со строительством самой ямы. В первую очередь подготавливают дно:

  1. Засыпают слой песка толщиною 15-20 см, который трамбуют с поливкой воды.
  2. Засыпают щебень средней или мелкой фракции толщиною 10 см, который тоже утрамбовывают.
  3. Проводится гидроизоляция всей ямы: пол и стенки.

Гидроизоляция

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже – ответственный этап. Поэтому разберитесь в этом процессе.

Для проведения гидроизоляционных работ используют рулонный материал. Это может быть полиэтиленовая пленка толщиною не менее 0,2 мм, уложенная рукавом. Для этого используют рубероид или современные гидроизоляционные материалы на основе битума.

Полосы гидроизоляции укладывают полосами от стены до стены внахлест относительно друг друга со смещением в 10-15 см. Битумные изделия в местах нахлеста крепятся битумной мастикой. Полиэтиленовая пленка скрепляется самоклеящимися лентами. На фото ниже как раз показан вариант с полиэтиленом

Обратите внимание, что края гидроизоляции заводят за пределы ямы и прижимают грузом


Гидроизоляция смотровой ямы в гараже с помощью полиэтиленовой пленки Источник martand.ru

Формирование пола и стен

Подготовленное дно заливают стяжкой толщиною 3-7 см. Никакого армирующего каркаса в него закладывать не надо, потому что нагрузкам конструкция не подвергается, кроме веса человека

Поэтому основное внимание сооружению стенок

Как уже было сказано выше, здесь два варианта:

  • использовать кирпичи или блоки;
  • возвести монолитную конструкцию.

В первом случае блочный стеновой материал укладывают по периметру подготовленного котлована, укладывая элементы кладки с перевязью. То есть со смещением в половину блока или кирпича. Для скрепления используется обычный кладочный раствор с рецептурой 1:2 (цемент-песок).


Яма из блоков или кирпича Источник drive2.ru

Если сооружают монолитную конструкцию, то для этого собирают опалубку. Изготавливают ее из досок, плитных или листовых ровных и прочных материалов. К примеру, из металлического листа или профнастила, фанеры или плит ОСП.

Основная задача – собрать опалубку так, чтобы она не разъехалась под действием достаточно большого веса заливаемого бетона. Если грунт под гаражом глинистый, то опалубку монтируют как один слой ограждений с внешней стороны. Покрытая гидроизоляцией стенка котлована сама сможет спокойно выдержать любые нагрузки. Если грунт песчаный, неплотный и непрочный, тогда опалубку устанавливают в два слоя, оставляя между ними пространство для заливки бетонного раствора.

Бетон заливают за один раз, не оставляя на следующий день. Перерыв может быть между заливками, но не более 4 часов. Посмотрите на фото, вот так выглядит опалубка с залитым в нее бетонным раствором.


Смотровая яма, как монолитная бетонная конструкция Источник azowo.ru

Дополнительные работы

Кроме того, что яму надо выкопать и выполнить комплекс строительных работ, её ещё нужно обустроить – обеспечить абсолютную безопасность, удобство работы и хотя бы минимальный комфорт.

Способы гидроизоляции

При строительстве ямы приходится решать разные технические проблемы. Одна из них, из разряда важных и сложных, – это защита ямы от воды. Вода, в основном, поступает из грунта.  Недаром первым шагом в процессе строительства ямы является решение вопроса: «А можно ли на этом месте яму строить?». Мы об этом уже говорили. Для этого необходимо ознакомиться с гидрогеологическими характеристиками того участка, на котором построен гараж.

Существует один технически интересный, но очень дорогой способ построить яму в месте, где уровень глубины грунтовых вод менее 2 м. Называется этот способ «строительство кессона». Кессон в данном случае – это непромокаемая коробка с внутренним размером, равным желаемой смотровой яме. Она сваривается из листовой стали или изготавливается из пластика, а затем загружается в котлован и закрепляется там крепко-крепко – так, чтобы не всплыла на пришедших в яму водах. Если хозяин гаража владеет методами сварки и в состоянии купить нужное количество стального листа, можно кессон сделать металлическим. Но его необходимо в два слоя покрыть горячей битумной мастикой.

Если уровень глубины грунтовых вод лежит глубже 2,5 м, можно смело строить яму и решать вопросы гидроизоляции обычным способом. На днище котлована формируется подушка из песка и щебня, на неё укладывается гидроизоляционный материал, который заливается бетоном. После застывания бетона выпущенные края гидрозащиты поднимаются вверх и прикрепляются к стене. Бетонную или кирпичную стену снаружи следует промазать двумя слоями горячим жидким битумом. Капли протекшей в яму воды должны самотёком собираться в специальный приямок, устроенный в одном из углов ямы. Приямок тоже нужно забетонировать. Вода из него откачивается насосом. Можно эту процедуру выполнять автоматически. В приямок устанавливается датчик влажности, который в нужный момент включает откачивающий насос.

Укрепление краёв и ограничители для колёс

И без воды у ямы имеются недруги. Края такой ямы (хоть бетонные, хоть кирпичные) под регулярной переменной нагрузкой имеют привычку постепенно разрушаться. Чтобы этого не происходило, нужно край по всему периметру ямы закрыть металлическим катаным уголком. Для этой годится уголок № 45–55. Из него по всему периметру варится рама, с внешней стороны к ней привариваются анкеры, при бетонировании пола они заливаются бетоном.

В тех местах, где при осмотре машины находятся её колёса, не помешает укладка дополнительных балок, иначе колёса продавят пол и разрушат край ямы. В тех местах будут надёжно устанавливаться домкраты.

Для безопасной установки машины на краях ямы требуется поставить ограничители. Можно устроить контрольно-предупредительный бортик над уровнем пола, который при нормальной установке машины будет находиться внутри колёсной колеи. Можно ограничиться невысокими столбиками

В любом случае места для колёс следует обозначить яркой, привлекающей внимание краской

Изготовление крышки

Машина не всегда стоит над ямой. И чтобы туда нечаянно кто-нибудь не провалился, яму следует закрывать прочной крышкой. В конструкции бортика ямы можно предусмотреть пазы, в которые будут вставляться доски.

Утепление

Работать на холоде неприятно и неэффективно, поэтому в холодное время на дно ямы можно ставить обогреватель или направлять туда поток воздуха от тепловентилятора. Но для более быстрого прогрева между грунтом и стенкой ямы следует закладывать теплоизолятор, например листы экструдированного пенополистирола (ЭПП).

Ниши и проводка для осветительных приборов

Для оперативного размещения инструментов и деталей в стенах ямы устраиваются небольшие ниши размером примерно 300 х 400 х 450 мм.  Для легковой машины достаточно четырёх ниш в районе каждого колеса.

Для работы обязательно нужен свет, поэтому при изготовлении стен ямы надо предусмотреть места для размещения осветительных приборов и розеток. Направление света должно регулироваться.

Отделочные работы

Хорошо, если яма выглядит красиво и чисто. Для этого внутренние стены можно красиво оштукатурить или облицевать керамической плиткой. Деревом выполнить облицовку тоже можно, но его следует пропитать защитными реагентами и покрыть лаком.

Укрепление котлована

Стенки необходимо соответствующим образом укрепить. Для этого выполняется кладка в половину или четверть кирпича. Это зависит от вида техники, обслуживаемой в яме. Для грузового транспорта толщина остается большей, чтобы обеспечить целостность конструкций при значительных нагрузках.

Альтернативный и менее дорогостоящий, но более трудоемкий способ – забетонировать стены. Для этого монтируется рама из уголка и арматурных стержней, устанавливается опалубка. Верхние края опалубки закрепляются распорками. Затем пространство внутри опалубки заполняется бетоном. Необходимо обеспечить надлежащее качество бетонной смеси и полное заполнение опалубки, без образования пустот.

Для приготовления одного кубического метра бетонного раствора потребуется:

  • шесть пятидесяти килограммовых мешков цемента;
  • семьсот килограммов песка;
  • двести литров воды;
  • тысячу двести килограммов щебня.

Раствор тщательно замешивается вручную или с использованием бетономешалки. Ручной замес потребует большего количества воды.

Поверху выполняется цементная стяжка и окантовка из стального уголка. Если после заливки бетона между стенками и грунтом остается зазор, он уплотняется посредством глины, оставшейся от рытья котлована.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий