Эпоха индустриализации в архитектуре СССР
В 1955 году было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое положило конец сталинскому ампиру. Началась эпоха индустриализации, которая коснулась в основном возведению жилых домов. Началась застройка крупными типовыми массивами. При этом возросла роль общественных зданий, которые могли бы придавать районам индивидуальность.
Используя такие же, как и в жилищном строительстве, панели, были сооружены гостиница «Юность», кинотеатр «Россия», Государственный Кремлевский дворец (1961 год). Именно Кремлевский дворец решил проблему сочетания современных сооружений с историческим архитектурным ансамблем.
Архитектура в республиках Советского Союза развивалась по тому же принципу, но с вкраплениями национальных идей.
Самые красивые здания Индии
Дворец Тадж-Махал – одно из самых красивых зданий
Теперь отправимся в город Агра, в Индию. Дворец Тадж-Махал по праву считается самым красивым сооружением в мире. Замечательный мавзолей, построенный еще в семнадцатом веке из белого мрамора. Индийский правитель, правящий в те времена, возвел усыпальницу для своей третьей жены, которая умерла при родах
Красивейшая архитектура Тадж-Махала сразу же заостряет особое внимание на тридцати пяти метровом куполе, расположенном в центре сооружения. Большая часть архитектурных решений здания взяты из культуры древних персов
Но основной стиль, в котором выполнен Тадж-Махал – классический исламский. На сегодняшний день дворец является культурным наследием Юнеско.
Храм Лотоса
Индия многогранная страна, поэтому не будем спешить ее покинуть. Отправимся в столицу индии город Нью — Дели, что бы посмотреть на чудо-здание – Храм Лотоса. Очаровательное здание построено в 1986 году из белого мрамора в виде распускающегося цветка лотоса. Отсюда и название красивого сооружения, которое является главным храмом Индии и основной достопримечательностью города.
Санаторий Дружба (Ялта, Крым)
Санаторий «Дружба» стоит на холме над берегом Чёрного моря в Крыму. Эта икона советской архитектуры была разработана архитектором Игорем Васильевским и построена в 1986 году.
По данным Los Angeles Times, странное здание было принято Пентагоном за стартовую площадку. Круглое здание с фасадом в виде зуба «поднимается над землёй» тремя колоннами. Постройка окружена прекрасными пейзажами. Дизайн обеспечивает каждую комнату солнечным светом и видом на море.
По данным The New York Times «Чтобы войти, посетители пересекают мост, заключённый в стеклянную трубу, а затем спускаются в комплекс, который опирается на массивные ножки, где размещаются лифты и лестницы».
9
Противники нового течения
Конечно же, далеко не всем было по нраву подобное течение в архитектуре и искусстве. Даже в то время как конструктивизм и новаторские течения господствовали, им противостояли «консерваторы», которые пытались вернуть себе право использовать в проектировании классические традиционные формы, продиктованные великолепными постройками античной Греции и Рима. Стойкими поборниками функционального метода были ленинградский архитектор и историк архитектуры Иван Фомин и ярый поклонник эпохи Ренессанса – московский архитектор Иван Жолтовский.
Дом правительства в Минске. Архитектор Иосиф Григорьевич Лангбард 1930—1934 гг. Фото с сайта: http://poznamka.ru
Дом культуры им. И. В. Русакова. Архитектор Константин Мельников. Фото с сайта: http://www.makarovalv.ru
Киевский крематорий, Украина
Адрес: Киев, Байкова 16Архитекторы: Авраам Милецкий, Ада Рыбачук, Владимир Мельниченко.Год постройки: 1975
Если бы не художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко, киевский крематорий сейчас выглядел бы совсем иначе. Сугубо функциональный, практичный, безликий — таким его видел главный архитектор Авраам Милецкий. Но художники, которых он пригласил, отказались равнодушно подходить к работе. В этом проекте они хотели показать значимость жизни каждого человека. Бетонные полусферы, динамично обращенные к небу, задумывались как памятник жизни с ее беспрерывным движением. Рыбачук и Мельниченко называли их «Храм Неба».
Здание крематория должно было стать частью масштабного мемориального комплекса «Парк Памяти», который, увы, не удалось создать. Вокруг Байкового кладбища, на котором возвышается крематорий, художники воздвигли вторую часть комплекса — двухсот тринадцати метровую стену. Ее покрывали барельефы, изображающие знакомые всем сцены человеческой жизни: рождение, любовь, материнство, войну. Художники вкладывали в эти пластические картины память всего человечества. Стена должна была помочь людям, потерявшим близких, пережить утрату и задуматься о жизни. Рыбачук и Мельниченко уже семь лет трудились над барельефами, когда советская власть сочла их творчество деморализующим и залила изображения бетоном. В 1992 году решение об уничтожении стены официально отменили, но памятник так и не был восстановлен.
Советская архитектура 1920- 1930 года
В начале 20-х годов ХХ века в Советском Союзе началась масштабная застройка. Строили заводы, электростанции, проектировали новые города и застраивали их жилыми домами. В архитектуре того времени прослеживаются веяния конструктивизма и рационализма, которые соединились воедино и легли в основу советского стиля в архитектуре. Именно в 20-е годы был построен Мавзолей Ленина в Москве, московский телеграф, дворец культуры им. Горького.
Важно помнить, что в 20-е годы в СССР еще существовала рыночная экономика – это было время НЭПа. Многие здания также строили на частной инициативе либо же по заказу партийных работников
В 30-е годы свобода закончилась, и началась индустриализация с широко известными пятилетками. В это время в города активно привозили крестьян для работы на новых промышленных объектах. Типичные жилые дома, а точнее бараки, были деревянными. В регионах с повышенной влажностью бараки строили из кирпича и шлакоблока – выглядели они такими же квадратными и убогими.
Бараки
Дом-кольцо, Москва
На рубеже 1960—70-х годов архитектору Евгению Стамо, работавшему над застройкой жилого района Матвеевское на западе Москвы, пришла в голову интересная идея. При стыковке железобетонных панелей в типовом домостроении допускается угол в шесть градусов.
Что если построить таким образом целый дом?
В 1973 году идея была реализована, в центре Матвеевского появился огромный «дом-кольцо». Он был целиком реализован в типовых сборных индустриальных изделиях (серии I-515) и все равно поражает оригинальностью формы.
Внутренний диаметр двора 155 метров, 26 секций, 912 квартир (374 однокомнатные, 374 двухкомнатные, 155 трехкомнатных и 9 четырехкомнатных). Общая жилая площадь 27 334 кв. м.
Космическая архитектура
Повсеместное цитирование космических образов и общий ажиотаж вокруг этой темы спровоцировали расцвет футуризма в архитектуре. С 1960-х до 1980-х практически все общественные постройки — библиотеки, театры и кинотеатры, стадионы и цирки — строились в футуристическом стиле.
Это была удивительная архитектура, в которой космические формы исполнялись в грубой бруталистской эстетике. Бетонные гиганты, локально вырастающие по стране, противоречили радужным и ярким футуристическим образам, показанным в кино. К тому же гигантизм и неустойчивость бетона к внешним воздействиям привели к видимым повреждениям и ухудшили эстетическое впечатление от построек. Брутализм стал ассоциироваться с тоталитаризмом и превратился в воплощение архитектуры зла.
Тем не менее бруталистские здания резко контрастируют со стереотипной позднесоветской архитектурой, в которой монотонно повторяющиеся городские пейзажи перемежаются с однотипными упражнениями в архитектурной пропаганде. Конечно, на эту архитектуру повлиял русский авангард 1920-х, конструктивисты и их бумажная архитектура: горизонтальные небоскребы Эль Лисицкого, «Ленинская трибуна» (1920), «Памятник Третьему Интернационалу» Владимира Татлина (1919), проекты и павильоны Константина Мельникова, иллюстрации «Архитектурные фантазии» Якова Чернихова, театральные декорации Любови Поповой и Александра Веснина.
К концу 1970-х конструктивистская традиция была решительно пересмотрена. В странах советского блока возвели сотни правительственных зданий, научных лабораторий и самых разнообразных сооружений, от спортивных площадок до памятников.
Хотя тут можно вспомнить о здании Президиума РАН на Ленинском проспекте, прозванном «золотыми мозгами».
Здание Президиума РАН, Москва, арх.: ГИПРОНИИ АН СССР, авторский коллектив: Ю. Платонов, А. Батырева, Л. Барщ, С. Захаров, А. Звездин, А. Левенштейн. Источник
Именно на местах незадолго до развала Союза у архитекторов появилось больше свободы, они фантазировали с космическим размахом и переходили границы дозволенного. Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики в Санкт-Петербурге, Дом Советов в Калининграде, ташкентский гелиокомплекс «Солнце», Дворец бракосочетания в Тбилиси, цирки-«тарелки», разбросанные по всей стране, — перечислять можно очень долго.
Институт робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, арх.: Б. Артюшин, С. Савин, конструкторы: А. Мартьянов, Г. Драбкин. ИсточникКрематорий, расположенный рядом с Байковым кладбищем, Киев, арх. А. Милецкий, А. Рыбачук, В. Мельниченко. Источник
Телекоммуникационный центр, спроектированный Янко Константиновым в Скопье (Македония) в 1974 году, и монумент «Бузлуджа», спроектированный Георгием Стоиловым в Болгарии, являются примерами космического брутализма.
Телекоммуникационный центр в Скопье, 1963, арх. Я. Константинов. Фото. ИсточникТелекоммуникационный центр в Скопье. Источник«Бузлуджа», арх. Георгий Стоилов. Источник
Но полагаю, что самой известной «летающей тарелкой» СССР стал пансионат «Дружба» в Курпатах, недалеко от Ялты. Хороший уход сохранил до нашего времени идеализированную архитектуру космического рая. Огромная шестеренка, приземлившись на побережье посреди зелени, производит поистине неземное впечатление.
Удалось не только сохранить зеленый склон, но и справиться со сложными геологическими условиями и не дать сейсмической активности разрушить здание.
Пансионат «Дружба». Фото: К. Антипин. Источник
Многие из этих зданий сегодня заброшены. Например, Институт научно-технической информации, спроектированный Л. Новиковым и Ф. Юрьевым в Киеве в 1974 году и похожий на инопланетный космический корабль из бетона, находится в удручающем состоянии.
Тадж Махал
Тадж Махал – жемчужина индийской архитектуры, которую можно смело назвать самым красивым зданием в мире. Тадж Махал — мечеть-мавзолей, возведенный в 1653 году по велению потомка Тамерлана, Шах-Джахана в честь своей третьей жены. Именно поэтому сооружение является не просто самым красивым архитектурным творением в мире, но и символом неугасаемой любви.
Ежегодно мечеть посещают до 5 000 000 туристов. Весь комплекс построен в идеальной симметрии. Главное здание Тадж Махала — усыпальница — увенчано огромным куполом из белоснежного мрамора и расположено на платформе-возвышении в окружении четырех высоких минаретов. Внешний декор главного здания изобилует драгоценными и полудрагоценными камнями, росписью и узорами, характерными для культуры Индии. Внутренний декор не уступает внешнему: огромная комната в форме восьмиугольника с высотой сводов в 25 метров украшена драгоценными камнями, резьбой по мрамору в виде орнаментов и мозаикой в персидском стиле. Под куполом изображено солнце, а усыпальницу заливает солнечным светом через окна, вырезанные из мрамора. Тадж Махал входит в список ЮНЕСКО как объект всемирного наследия, более того здание внесли в список «Семи новых чудес света».
9
Шанхайский всемирный финансовый центр
Источник фото: https://tursovety.ru/images/content/article_photo_1863-14000651911.jpg
- Месторасположение: Шанхай
- Высота: 492 м
- Этажность: 101
- Год постройки: 2008
Это самый высокий небоскреб в Шанхае. Его особенность – трапециевидный пик, многим напоминающий “открывашку”. Изначально американские разработчики планировали сделать круглое отверстие на вершине здания. Но у китайцев оно ассоциируется с японским флагом, поэтому после акций протеста форму изменили на трапецеидальную. На 100 этаже здания находится смотровая площадка, которая была самой высокой в мире на момент открытия. Оттуда открывается панорамный вид на город и еще на два небоскреба.
Шанхайский всемирный финансовый центр является символом торговли и культуры, свидетельствующим о превращении города в мировую столицу. Входящий в топ самые высокие здания мира, это вертикальный город с 62 офисными этажами, конференц-залами, магазинами, ресторанами, пятизвездочным отелем Park Hyatt. Над отелем, с 94-го по 100-й этаж, находится площадка для гостей и обсерватория.
Критерии
До 1998 года ранжирование высотных сооружений основывалось на конструктивной высоте здания, то есть высоте от уровня тротуара у главного входа до верха конструктивных элементов здания, включая шпили, но не считая «временные» структуры (антенны, мачты или флагштоки), которые могут быть добавлены или изменены относительно легко без серьезных изменений в конструкции здания. Другие критерии для измерения высоты не использовались. По этим показателям Сирс-тауэр (ныне Уиллис-тауэр) в Чикаго, высотой 442 м по уровню крыши и 527 м вместе с антеннами, считался самым высоким зданием в мире. Построенные в это же время башни-близнецы Всемирного торгового центра считались вторыми по высоте (417 м), несмотря на то, что на Северную башню в 1978 году была водружена 110-метровая антенна, увеличившая высоту небоскрёба до 527 метров.
Другим известным примером несоответствия общей высоты здания с принятой высотностью по критериям было соперничество между зданием Банка Манхэттена на Уолл-стрит и Крайслер-билдинг в 1930 году в Нью-Йорке. Планировалось, что здание на Уолл-стрит будет на 41 метр выше стоящего неподалёку Вулворт-билдинг (241 м) и на полметра выше строящегося в это же время небоскрёба Крайслер-билдинг (282 м). Однако архитекторы Крайслер-билдинга изменили проектную высоту здания после завершения строительства Банка. На здание был водружен шпиль высотой 38 метров, тайно собранный внутри, благодаря чему небоскрёб Крайслера оказался самым высоким в мире, несмотря на то, что уровень последнего обитаемого этажа (полезного пола) в нём оказался на 30 м ниже аналогичного уровня здания Уолл-стрит. Но слава была короткой, поскольку год спустя (в 1931 году) было завершено строительство Эмпайр-стейт-билдинг.
Тем не менее, ни один из случавшихся споров относительно критериев высоты не был таким сильным, как тот, который возник после завершения башен Петронас в Куала-Лумпуре (Малайзия) в 1998 году. Это сооружение имело самую высокую архитектурную высоту (452 м вместе со шпилями), но абсолютная высота по крыше (378,6 м) была ниже, чем у Сирс-тауэр. Полемика возникла потому, что шпили малайзийских башен оказались на девять метров выше крыши Сирс-тауэр. На съезде в Чикаго Совет по высотным зданиям и городской среде (CTBUH) определил считать Сирс-тауэр вторым по высоте зданием в мире после башен Петронас. Это решение вызвало критику в средствах массовой информации, потому что впервые за пределами Соединенных Штатов появилось высочайшее в мире здание, причём по спорным критериям. Таким образом Совет пересмотрел систему классифицирования и определил четыре категории, по которым должно определяться самое высокое здание. К прежнему критерию высоты конструктивной части добавились три новые:
- Конструктивная (архитектурная) высота здания — высота до верха конструктивных элементов здания (включая башни и шпили, но исключая антенны, мачты и флагштоки). Этот критерий считается главным.
- Высота последнего обитаемого этажа — высота до пола последнего этажа, на котором постоянно, безопасно и законно находятся люди. Сюда не входят машинные отделения лифтов и прочие технические помещения.
- Высота до уровня крыши (в 2009 году высота до крыши была отменена: у современных небоскрёбов редко бывает плоская крыша).
- Высота до уровня верха шпиля/антенны (абсолютная) — высота до любого закреплённого на вершине предмета, независимо от материала и назначения (включая башни, шпили, антенны, мачты, флагштоки и прочие).
Во всех категориях подножием считается уровень пола наиболее низкого значимого открытого пешеходного входа. Уровень пола измеряется внутри здания около входа, при этом вход должен располагаться на открытом воздухе. По типу сооружения делятся на небоскрёбы и башни, грань между первыми и вторыми — 50 % высоты должно уходить на обитаемые этажи.
В то время Сирс-тауэр занимал первое место во второй и третьей категориях, а башни Петронас лидировали по первой позиции. В 2000 году на башню Сирс была установлена новая антенна, что позволило ей лидировать и в четвёртой категории. 20 апреля 2004 года на Тайване было завершено строительство небоскрёба Тайбэй 101 высотой 509 м. Он завоевал мировой рекорд высоты в первых трёх категориях. 21 июля 2007 года строящийся небоскрёб Бурдж-Дубай превзошёл Тайбэй 101 по высоте, достигнув 512 м (1680 футов). По завершению строительства в 2010 году небоскрёб Бурдж-Халифа достиг высоты 829,8 м, став самым высоким сооружением из когда-либо построенных в мире.
Телебашни исключаются из этих категорий, потому что они не являются «жилыми зданиями» и определяются общей высотой от основания до верха.
Многие здания сносят или уродуют
Дом советов в Калининграде, Россия. Скоро его снесут
Из-за того, что больше не существует общества, для которого строилось большинство домов, их забросили или испортили.
Детские сады пустеют, научные институты плохо финансируют, а некоторые места собираются сносить, даже не открыв.
Снос детского сада в Вильнюсе
Брутальный Дом советов в Калининграде начали строить в 1970 году, но из-за мягкого грунта и проблем в финансировании из-за Перестройки в 1980-х годах здание закончили на 95% и забросили.
В 2005 году Калининграду исполнилось 750 лет, в честь этого Дом советов покрасили и вставили в него окна, но не ввели в эксплуатацию. Здание простояло так ещё 15 лет, а теперь его решили снести в 2021 году.
Лечебница в Друскининкае, Литва
Теперь она стала аквапарком, покрытым вентилируемым фасадом из плитки
Но иногда здания устраивают под современные нужды с максимальной экономией. Это, например, случилось с физиотерапевтической лечебницей в литовском Друскининкае. Сейчас его превратили в аквапарк.
Здание пережило развал, но былой шарм изящных линий и эстетику чистых фасадов перекрыли дешёвой плиткой, застроили пластиковыми трубами для спуска. Теперь бывшую лечебницу почти невозможно узнать на современных фото.
«Аманауз» – домбайская гостиница
Печальная история прекрасной гостиницы началась в 1980-х годах, когда строительство этого здания началось. Домбай – один из самых популярных горнолыжных курортов Советского Союза и современной России, который действует до сих пор. Строительство гостиничного комплекса было завершено в 1985 году, и для запуска в эксплуатацию нужно было провести только легкий косметический ремонт. Однако работа не была завершена, и «Аманаузу» так и не удалось принять ни одного постояльца. Официальной версии прекращения работы нет, однако местные уверены, что у застройщика просто закончились выделенные деньги, а волна иностранных туристов после Олимпиады в СССР стала спадать.
Новаторская гостиница была способна расселить свыше 600 постояльцев, предложить им кинозал, ресторан, концертную сцену и кафе. Архитекторы озаботились сейсмологической устойчивостью — «Аманауз» мог выдержать девятибалльное землетрясение. Внешний вид комплекса удивляет до сих пор, ведь балконы здания были выполнены в форме кабинок фуникулера. Среди местных жителей ходит легенда, что гостиница даже имела поворотный механизм – здание могло поворачиваться к солнцу стороной, с которой выходят балконы. Однако подтверждения этому нет, поскольку планы сооружения не сохранились.
Здание пустует почти 40 лет, однако это не мешает ему быть главным архитектурным памятником Домбая.
Российская Академия Наук, Москва
На высоком берегу Москвы-реки в районе площади Гагарина в 1994 году завершили 20-летнее строительство нового комплекса Президиума Российской академии наук. 23-этажное высотное здание и несколько малоэтажных объемов вокруг него на момент начала строительства в 1974 году не имели аналогов в практике московского строительства.
Главным декоративным элементом, и ставшим в итоге символом комплекса, являются выполненные из металла и стекла художественные композиции, украшающие основные объемы.
В народе их, сообразуясь с назначением сооружения, немедленно прозвали «золотыми мозгами» и придумали немало легенд о настоящем их предназначении, включая откровенные «теории заговора».
Крушевский македоний (Илинден /Македониум) — Крушево, Македония
Makedonium, также известный как Ilinden — Мемориал, который представляет собой комплекс из нескольких скульптурных и мемориальных элементов, посвящённых борцам и революционерам восстания 1903 года, а также солдатам Второй мировой войны, которые боролись за освобождение страны.
Комплекс расположен в Крушево и был построен в 1974 году. Наиболее значимым элементом является купол, который выглядит как морская мина. Белый бетонный памятник высотой 25 метров имеет круглые выступающие окна, четыре из которых покрыты красивыми витражами. Самая красивая часть всего комплекса находится внутри памятника.
5
Дворец торжественных церемоний в Тбилиси, Грузия
Адрес: Тбилиси, улица Бочорма, 21Архитекторы: Виктор Джорбенадзе, Важа ОрбеладзеГод постройки: 1985
Величественный — самая известная работа Владимира Джорбенадзе, прозванного Джорбюзье за его страсть к проектам Ле Корбюзье. Здание, построенное в 1984 году, уже в 1986 посетила Маргарет Тэтчер, а еще через 4 года там сыграл свадьбу вокалист Deep Purple Иэн Гиллан. Оригинальный проект стал сплавом личных взглядов Джорбенадзе на архитектуру и необходимости атеистического СССР конкурировать с пышными религиозными ритуалами венчания. Фасад дворца выполнен из местного камня, а внутри представляет собой просторный атриум с алтарем в глубине. Стены атриума украшают фрески, а окна — витражное стекло.
Необычная постройка вскоре стала поводом для размышлений: о её символическом значении даже возникла отдельная теория. Согласно этой теории, дворец бракосочетаний не просто выполняет свою функцию, но и сам представляет собой слияние мужского и женского начал. Всё дело в том, что проект здания действительно может показаться похожим на изображение женской репродуктивной системы, а внешне дворец имеет фаллическую форму. Мать Джорбенадзе была гинекологом, что, как считают сторонники теории, повлияло на творчество архитектора. Сам же он был свободномыслящим человеком: читал по-французски труды Корбюзье и дружил с диссидентски настроенным режиссером Сергеем Параджановым. На данный момент дворец является частными владениями и внутрь, к сожалению, попасть нельзя.
Что же такое Конструктивизм, и какие цели были у его последователи?
Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение. Большинство последователей конструктивизма настаивали на отказе от излишеств. Такова идеология утилитаризма (от лат. utilitas — польза, выгода), согласно которой любой поступок определяется полезностью, в нашем случае архитектура приобрела образ «производственного искусства».
Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Фото с сайта: https://rampages.us
Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Реклама 1923 года. Фото с сайта: 04 http://www.anywatch.ru
«Курпаты» – санаторий в Ялте
Каждый советский гражданин мечтал о том, чтобы на предприятии ему выдали путевку в ялтинский санаторий «Курпаты». Построено это необычное здание в 1980-х годах, однако до сих пор работает по назначению, принимая гостей. Здание пансионата расположилось на склоне холма крутостью в 40 градусов. На этом участке Крыма нередко происходят оползни и землетрясения, поэтому сооружение было разработано так, чтобы оно могло выстоять в случае стихийного бедствия.
Разработать проект уникального санатория было доверено советским архитекторам Нодару Канчели и Игорю Василевскому. Строители смогли создать необычную конструкцию, которая почти не занимает землю: форма здания представляет собой огромную летающую тарелку, расположившуюся на 3 девятиметровых в диаметре сваях. С моря кажется, будто бы пансионат парит в воздухе, а сверху здание напоминает большую шестеренку, которая является символом успешной работы социалистической машины и культа власти рабочего класса.
Уникальная форма позволила зданию попасть в топ-50 самых оригинальных домов планеты в 1980-х годах. Многие архитекторы уверены, что пансионат опередил свою эпоху и не утрачивает своей актуальности до сих пор.
«Турист» – гостиница в Баку
«Турист», или «Карабах», была построена в 1974 году по проекту, разработанному архитекторами Мельхиседековым и Шульгиным. Гостиница принимала постояльцев почти треть века – до середины 2004 года. Здание имело огромные размеры, стояло на столбах и походило на гигантский экран, парящий в воздухе. Сооружение имело 10 этажей под жилые комнаты, а также зал ресторана, который находился над холмами. Под зданием расположилась градирня, выполняющая функцию бассейна для постояльцев. «Турист» можно было увидеть из любого места Баку, ведь гостиница являлась самой высокой точкой города.
После закрытия в 2004 году «Турист» был выкуплен частной компанией, которая начала работу по демонтажу здания. Гостиница была разобрана до первого этажа и превратилась в руины, которые находятся в плачевном состоянии, а руководство компании не завершает снос аварийного дома.
Книга стала сенсацией, потому что такую архитектуру не ждали от СССР
У фотографов принято романтизировать атмосферу упадка, который настиг страны постсоветского пространства. Сухие панельные дома, заржавевшие парки, покинутые санатории и люди, обречённые жить на грани крестьянской бедности.
Однако мало кто обращал внимание на редкие, но особые здания. Даже сами жители советских стран
Для многих из них наследство СССР выглядит привычным и скучным.
«Тарелка на Лыбедской», которая была театром в здании института, а теперь из неё делают развлекательный комплекс. В 2020 году внесли в реестр культурного наследия. Киев, Украина
Поэтому, когда фотограф интересовался происхождением или просто пытался заснять такие сооружения, местные удивлялись, что в них видят что-то особенное.
Как рассказывает Шобэн, жители считают, что в их городах на таких домах просто странные бесполезные украшательства, единственные в своём роде. Якобы других больше нигде не было, и это не может быть частью чего-то большего.
Частично такое разнообразие стилей и количество декора можно объяснить тем, что почти все здания из подборки заложили с 1970-е по 1990-е годы. В это время стальная хватка единого курса постепенно начала слабеть. Чем дальше от Москвы, тем больше свободы росло в регионах.
Мемориальный дом Болгарской коммунистической партии (Болгария)
В горах центральной Болгарии, на пике Бузлуджа, стоит заброшенный памятник, который был построен в 1981 году как дань Болгарской социалистической партии.
Памятник Бузлудже — это блюдцеобразное здание с башней со звездой. Внутри блюдца три огромные мозаичные панели занимают 510 квадратных метров и изображают аллегорическую историю Болгарской коммунистической партии.
После распада Советского Союза и смены режима, в Болгарии мемориал был заброшен и оставлен уязвимым для мародёров и вандалов. В настоящее время он лежит в руинах, но многие люди приезжают сюда издалека, чтобы посетить этот пережиток СССР.
4
В итоге фотограф напомнил, как важно хранить старую архитектуру
Морской вокзал, Санкт-Петербург
Истории выше случились с большей частью построек прошлого. Некоторые, вроде ЗАГСов, по сей день используют почти нетронутыми, потому что институт брака не пострадал.
В некоторых городах остались работать точки развлечения, вроде кафе Поплавок или цирка в Кишенёве.
Но санатории, научные комплексы и политические «дворцы» увядают.
Пансионат «Курпаты» в Ялте, сейчас работает
И пусть здания были важной частью повестки времён СССР, Шобэн замечает, что активисты сейчас предлагают сохранить их. Они считают, что важно оставить неоднозначное наследие, а не стирать яркие элементы бурной истории государства, которое уже исчезло
Как минимум потому что большинство зданий утратило свою первоначальную суть
Они считают, что важно оставить неоднозначное наследие, а не стирать яркие элементы бурной истории государства, которое уже исчезло. Как минимум потому что большинство зданий утратило свою первоначальную суть. За работами фотографа вы также можете следить в его Instagram и на Behance
За работами фотографа вы также можете следить в его Instagram и на Behance.
В тему:
► Как плавучий отель из Австралии оказался в Северной Корее. И почему Ким Чен Ын хочет его уничтожить
► Фотограф показал разруху роскошных купален из СССР. Сейчас в них живут беженцы
► Канадец 17 лет снимал странные остановки автобусов и метро в СССР. Потом ему объяснили
iPhones.ru
Собирал коллекцию 7 лет.
Рассказать
Павел
У меня 4 новых года: обычный, свой, WWDC и сентябрьская презентация Apple. Последний — самый ожидаемый, и ни капли за это не стыдно.