Коротко о монтаже
В этой статье мы не будем подробно рассказывать, как именно монтировать мультисплит-систему, поскольку это тема для отдельного материала
Дадим лишь несколько важных рекомендаций и обратив внимание на ряд важнейших нюансов
Прежде всего, постарайтесь запроектировать место для системы кондиционирования еще на этапе чернового ремонта. Мультисплит-система отличается большим количеством сложных воздуховодов, которые нужно спрятать в коробах при выполнении чистовой отделки.
При желании воздуховод можно смонтировать в межпотолочном пространстве, если планируется подвесной потолок типа «Армстронг». Этот вариант особенно хорош в офисах и вестибюлях, где традиционно используются подвесные потолки со съемными потолочными плитами. В таком случае можно выбрать мультисплит-кондиционер кассетного типа, его размер совпадает с размерами съемной плиты.
Потолки «Армстронг»
Начните монтаж с установки внутренних блоков. После сделайте разводку трубопровода, и лишь затем приступайте к монтажу наружного блока. Его нужно устанавливать на мощную раму, прикрученную к фасаду на крепкие анкера, поскольку вес и габариты такого блока больше, чем у обычных сплит-систем. Теперь можно соединить трубопровод с внутренним и наружным блоками.
Электромонтажные работы проведите в самом конце, когда все блоки и коммуникации смонтированы. Ну а после можно произвести первый запуск. Обязательно замерьте все параметры кондиционера, в том числе температуру и давление. Если они в пределах нормы, значит монтаж произведен правильно.
Способы заправки
Существует три способа заправки устройств охлаждающей жидкостью:
- по массе;
- по давлению;
- с помощью смотрового стекла.
Рассмотрим каждый способ подробно.
- Заправка с использованием величины массы. Во время применения этого способа обязательно нужно позаботиться об изоляции фреона, а также вакуумировании контура. Баллон взвешивают, используя специальные весы, проверяют оставшееся количество хладагента. Далее заправляют до требуемого объема.
- Для заправки по давлению необходимо знать данные давления, которые указаны заводом-производителем в паспорте устройства. Еще необходим манометрический коллектор. С его помощью к сплит системе подводят баллон, в котором находится хладагент. Желательно осуществлять дозаправку небольшими частями. После поступления в кондиционер каждой части необходимо сравнить данные манометра и данные, указанные производителем в паспорте прибора. В случае совпадения можно считать, что заправка выполнена.
- Заправка с применением специального смотрового стекла. С его помощью наблюдает за состоянием фреона. Если в устройстве видны пузырьки, его следует заправить. И проводить заправку необходимо до тех пор, пока поток пузырьков не исчезнет. Жидкость должна иметь равномерный поток. Для того, чтобы не получить переизбытка охлаждающей жидкости желательно выполнять дозаправку небольшими частями.
Когда заправка закончена, обязательно проверьте устройство на герметичность. Для этого нужно включить режим минимального охлаждения, не стоит забывать о включении и самого прибора, открыть оба крана. Выдержать паузу минут в 15. О недостаточном количестве заправленного фреона говорит тот факт, что через данное время они начнут постепенно обмерзать. Если такого фактора не наблюдается, значит, заправка сплит системы фреоном выполнена правильно и полностью.
Схема размещения мульти сплит-системы
В инструкции на каждый кондиционер указана предельная длина фреонопроводов, то есть труб для хладоагента. Превышение ее нарушает правильную работу теплового контура и снижает срок службы кондиционера. Если для обычной сплит-системы выдержать расстояние несложно, то нахождение места для наружного блока мульти сплит-системы часто становится настоящей головоломкой, ведь тогда каждая из магистралей должна удовлетворять этим условиям. Кстати, лишние метры фреонопровода сильно сказываются и на стоимости монтажа.
Этого недостатка лишены так называемые VRF-мульти сплит-системы. Если в обычной системе внутренние блоки соединяются с наружным «звездой», то есть каждый по своей паре труб, то VRF-система имеет одну общую магистраль, к которой через управляемый четырехходовой клапан подсоединяются внутренние блоки. Такая конструкция удлиняет фреонопровод до 50 метров, увеличивает перепад высот между внутренним и наружным блоком до 10 метров и, заодно, ликвидирует еще один недостаток мульти сплит-систем — невозможность одновременного охлаждения одного помещения и нагрева другого.
Конструкции внутренних блоков
Каждый наружный блок обслуживает от 2 до 6 внутренних блоков. Обычно такая система комплектуется одинаковыми настенными сплитами. Но, в принципе, их конструкция может быть самой разной:
- Настенный блок — самый распространенный
- Потолочный — устанавливается не на стену, а на потолок
- Кассетный — имеет размеры стандартной плитки потолочного покрытия, где вся конструкция и прячется. Незаменим в больших помещениях
- Колонный — вытянут в высоту. Его удобно встраивать в тумбы и колонны, распределенные по площади зала
- Канальный — полученный охлажденный воздух распределяет по вентиляционным каналам
Если стоит вопрос о кондиционировании помещения сложной формы, большой площади или расположенного на разных этажах, то необходим проект, где будут учтены все факторы и выбрана оптимальная конфигурация оборудования.
Экономия средств по сравнению с вызовом мастера
Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:
- вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
- полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
- самый дорогой тип фреона — R410а — 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).
Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.
Учтите ряд противоречивых факторов:
- Чтобы арендовать оборудование и приспособления, нужно затратить личное время.
- Цены, указываемые в интернете, могут быть занижены ради привлечения клиентов либо попросту устареть.
- Нередко фирма начисляет дополнительные расходы за выезд либо выставляет счет за каждую работу отдельно – вакуумацию, диагностику и заправку.
- Существует вероятность, что «дешевые» мастера выполнят работу некачественно и спустя год хладон снова улетучится.
- Не учтена стоимость аренды электронных весов. Допускается применение настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.
Как узнать, сколько должно быть фреона в сплит системе?
В настоящее время существует несколько видов фреона или хладагента. В системе данное газообразное вещество является не только рабочим элементом кондиционирования воздуха, но и своеобразным смазочным материалом для компрессора, который есть в любой установке.
Любая сплит установка состоит из двух блоков. Один всегда устанавливается снаружи помещения, а другой внутри него. От одного отсека к другому проходит хладотрасса, по которой непосредственно и циркулирует фреон, а также электрокабель и дренажная система. Для проводки трассы для фреона применяют только трубки небольшого сечения в диаметре, выполненные из меди.
Количество фреона в сплит системе напрямую зависит от длины трассы для данного газообразного вещества, а также от потребляемой мощности компрессора. Например, стандартная трасса для кондиционера составляет длину до 5 метров. Если даже вы приобретаете новую систему, то увеличив длину трубопровода для фреона, вам придется выполнить и его дозаправку в саму систему. Именно поэтому нет однозначного значения для всех систем, которым можно было бы руководствоваться при их дозаправке или полной заправке.
Непосредственно на заводе изготовители сама установка обычно заправлена с учетом имеющейся длины трассы. Стоит заметить, что в системах кондиционирования воздуха длина медных трубопроводов меньше 3 метров не составляет.
Таким образом, получается, что на каждый метр медной трассы на заводе заправляют в систему 0,15 кг хладагента. Плюс к данной массе прибавляется и показатель мощности встроенного компрессора. Если взять параметры в общем соотношении то получается, что мощная установка имеет в себе фреона где-то 0,5 кг.
Естественно, со временем в каждой установке происходит постепенное испарение фреона. Данный процесс убыстряется, если при монтаже системы были допущены ошибки и стыки трубопроводов, точнее их соединение, было выполнено некачественно, и газ понемногу испарялся через оставленные щели. Разумеется, в этих случаях, прежде чем заниматься новой заправкой или дозаправкой необходимо устранить в системе все имеющиеся изъяны.
Количество фреона для дозаправки
О том, сколько хладагента необходимо заправлять в установку и сколько там фреона находится – эти данные обычно указываются фирмой изготовителем. Они указаны на металлической табличке, а сама табличка или другими словами шильда всегда находится на внутреннем корпусе сплит системы. Дозаправка кондиционера осуществляется с учетом указанных там показателей.
Количество газообразного вещества, которое необходимо дозаправить в кондиционер, обычно высчитывают с помощью такого устройства, как манометр. Используя его, определяют значение величины давления в охлаждающем контуре.
Как узнать о недостаточном количестве фреона
Каждый владелец должен знать, как выяснить, что в системе не хватает хладагента, это поможет вовремя произвести дозаправку. Обычно об этом говорят следующие факторы:
- Кондиционер стал гораздо слабее охлаждать воздух в помещении, даже если работает на максимальном режиме.
- Установка совсем перестала охлаждать воздух в помещении.
- В местах стыковки трубок хладотрассы и клапанов появился иней, который видно невооруженным глазом.
Это самые основные факты, прямо говорящие о том, что в установке не хватает хладагента. Прежде чем начать определять количество хладагента в кондиционере для дозаправки или его полной заправки самостоятельно необходимо выяснить, какое именно газообразное вещество было в него заправлено. В настоящее время для сплит систем используется несколько видов фреона разных марок.
Самые первые кондиционеры и системы для кондиционирования воздуха в помещении заправлялись фреоном марки R-22. При этом давление фреона в кондиционере при температуре на улице от до 30 градусов составляет 4,5 бара. Впоследствии ученые установили, что данный газ очень негативно сказывается на озоновом слое земли. Кроме того, при резком понижении температуры, система с таким хладагентом становилось очень неэффективной в работе.
В дальнейшем новые модели кондиционеров и установок стали заправлять более современными хладагентами, которые к тому же были совершенно безопасны в работе и никак не усугубляли состояние озонового слоя атмосферы. Так, что сегодня вы вряд ли найдете хотя бы одну установку, работающую на этом газообразном веществе.
Разумеется, сервисные компании знают множество нюансов и разнообразных факторов, которые следует учитывать при заправке системы фреоном. Но если вы планируете выполнить данную работу своими силами, то вам, безусловно, пригодятся их опыт и знания.
Как правильно дозаправить устройство
Если выполнять заправку сплит установки, придерживаясь и выполняя определенные правила, то никакого ущерба системе не будет.
- Самый простой и безопасный способ произвести заправку фреона в установку это использовать весы. Во-первых, всю нужную информацию вы всегда найдете на металлической шильде, которая крепится к блоку. Кроме того, имейте в виду, что если вы при установке использовали большую длину трассы для хладагента, чем указала фирма изготовитель, то вам придется систему дозаправить.
- Когда происходит новая заправка хладагента в установку, необходимо выпускать остатки фреона наружу таким образом, чтобы масло осталось внутри сплит системы. Для этого вентиль на клапане, через который будет выходить наружу газ, приоткрывают, так чтобы не допустить утечки масла. Для того чтобы хладагент покинул устройство необходимо примерно несколько часов.
Некоторые нюансы при заправке системы фреоном
Для каждого устройства давление в нем всегда будет иметь разные параметры. На данный показатель влияет множество факторов. В первую очередь это марка оборудования и температура на улице.
К примеру, прибор заправлен 22 хладагентом (фреоном), температура воздуха составляет 20 градусов, давление в кондиционере будет соответствовать значению в 4,5 бара, а вот при + 15 градусах, и 410 фреоне в сплит системе давление будет достигать отметки в 6,5 бар.
Поэтому обязательно изучите данные, которые обычно приводит завод-изготовитель в паспорте прибора. Также данная информация может быть указана и на металлическом шильде, который крепится на блоке, расположенном снаружи.
Обычно кондиционеры не требуют частой дозаправки. Чаще всего при нормальной работе, фреона, заправленного на предприятии-изготовителе, хватает на несколько лет интенсивной работы прибора. Но иногда поломка устройства приводит к тому, что необходимо выполнить определенные виды работ. Ремонт и заправка могут быть выполнены не только специалистами, но и вами, если конечно речь не идет о том, что сгорела плата или проводка.
Обязательно учтите и тот факт, что дозаправка в устройство хладагента осуществляется только через порты, которые расположены на наружном блоке. А в мульти сплит системах, таких портов обычно несколько.
Если вы собираетесь заправлять кондиционер, используя весы, то чтобы не сделать ошибки с нужным значением специалисты рекомендуют полностью удалить из прибора фреон и заправить нужное количество, которое указано в паспорте устройства или на металлической шильде.
Существует и не очень распространенный способ заправки по температуре. Заправка сплит системы своими руками таким способом сложнее, чем заправка по весам, но вполне выполнима. При достаточном количестве газа в сплит системе, температура у вентилятора блока, расположенного внутри, должна соответствовать 8 градусам, допускается отклонение на 1-2 градуса. Но для некоторых кондиционеров минимальная температура составляет 5 градусов. Это обусловлено качественным компрессором прибора. Все данные необходимо уточнять в паспорте кондиционера.
Запомните самое главное правило, когда осуществляется чистка и заправка системы, вначале всегда включается режим охлаждения. Потом запускаете устройство. И только после этого можно включить другой режим – обогрева. Если перепутаете и сделает наоборот, вы зальете компрессор.
Как узнать количество хладагента в системе?
Стоит изначально отметить, что стандартное название «фреон» обобщает все известные на сегодня хладагенты. И, кроме того, этот газ не только обладает свойствами носителя тепла, но и выполняет своего рода смазку компрессора, установленного в кондиционере в наружном отсеке.
Вспомним, что стандартная система кондиционирования воздуха в любом помещении, представляет собой два отсека, которые размещаются снаружи и внутри помещения. Их связывают между собой трубопроводы, по которым и циркулирует данный газ – фреон. Как правило, для этого используются медные трубки небольшого сечения.
Объем фреона в кондиционере, это величина, которая напрямую зависит от длины этих самых медных трубок, связывающих два блока, и от мощности компрессора, расположенного внутри блока. Исходя из этих данных, одного значения, подходящего для всех устройств нет.
Производители заправляют системы, ориентируясь на длину трубопроводов. Как правило, ее длина не бывает менее 3 метров и более 5 метров. В основном на 1 метр трассы завод-изготовитель заправляет около 15 граммов хладагента. Не стоит забывать, что еще влияние оказывает и показатель мощности, поэтому приблизительное содержание фреона в мощных кондиционерах составляет примерно 0,6 кг, а в менее мощных около 0,09 кг.
Разумеется, что во время эксплуатации прибора любой хладагент может постепенно испаряться. Иногда это происходит быстрее, поскольку медные трубопроводы могут быть повреждены и происходит утечка. Иногда на быстрое испарение фреона влияют и некачественные соединения, которые также приводят к утечке. В таких случаях дозаправка или новая заправка устройства будет осуществляться только после полного вакуумирования всей системы.
Количество фреона для дозаправки
О том, сколько хладагента необходимо заправлять в установку и сколько там фреона находится – эти данные обычно указываются фирмой изготовителем. Они указаны на металлической табличке, а сама табличка или другими словами шильда всегда находится на внутреннем корпусе сплит системы. Дозаправка кондиционера осуществляется с учетом указанных там показателей.
Количество газообразного вещества, которое необходимо дозаправить в кондиционер, обычно высчитывают с помощью такого устройства, как манометр. Используя его, определяют значение величины давления в охлаждающем контуре.
Особенности монтажа мульти сплит-систем
Выбор монтажной организации не менее важен для надежного функционирования кондиционера, чем его марка или конструкция. Лучше всего, если монтаж, заправку и пуск системы выполнят представители организации-продавца. Чаще всего это является условием предоставления гарантии.
Тем не менее, новоиспеченный владелец мульти сплит-системы должен внимательно контролировать ход работ, а именно:
- Сечение сетевого провода должно соответствовать указанному в техописании
- Медная труба фреонопровода должна быть цельнотянутой, то есть не иметь шва. Трубы со швом — для водопроводов, они рассчитаны на давление не больше 10 атмосфер, а в магистралях некоторых моделей кондиционеров случаются и 40 атмосфер. Разошедшийся шов выведет кондиционер из строя и выплеснет в помещение весь имеющийся в нем фреон, что экологию точно не улучшит. Если труба еще и заштроблена в стену, то ремонт и новая заправка может стоить очень дорого
- Важны как максимальная, так и минимальная длина фреонопроводов. Крайне нежелательно, чтобы он был короче 3 метров. «Лишняя» труба сворачивается в спираль и укладывается за наружным блоком. Причина в том, что фреонопровод — часть охладительного контура, рассчитанного на определенные параметры. Помните, что мастера, которые придут делать гарантийный ремонт, первым делом померяют длину фреонопроводов и, если она не будет соответствовать паспортной, откажут в гарантии
- Необходимо заранее заказать изготовление и оплатить монтаж козырька для защиты наружного блока от падающего с крыши льда.
Виды фреона
Сегодня представлено несколько видов хладагентов:
- R-22. Фреон, который изначально использовался в самых первых устройствах кондиционирования воздуха. Его стоимость достаточно низкая. В настоящее время он подойдет для заправки кондиционеров ранних годов выпуска и современных приборов. Минус данного вещества – негативное воздействие на слой озона в атмосфере.
- R-410А – фреон, который является полностью безопасным для озонового слоя земли. Хладагент последнего поколения, способствующий повышению производительности сплит систем.
- R-407С – фреон в состав которого входят хладагенты трех видов. Совершенно безопасен для слоя озона. Чаще всего его рациональнее использовать в габаритных промышленных сплит системах. Минусом этого вида хладагента является то, что при работе и утечке фреона из устройства сначала улетучиваются более легкие компоненты. Это приводит к тому, что систему придется заправлять фреоном полностью. Частичная дозаправка исключена. Именно поэтому весь хладагент, имеющийся в кондиционере, придется полностью удалить, а только потом произвести новую заправку.
Профилактические работы. Что необходимо знать?
Чтобы заправить сплит систему фреоном, нужно обладать определенным набором знаний.
Во-первых, хладагенты состоят из безопасных для здоровья человека веществ. При работе с ними не требуется соблюдения каких-то особых инструкций. Они имеются в свободной продаже в баллонах определенной емкости.
Во-вторых, необходимо знать, что заправку и дозаправку сегодня осуществляют обычно двумя видами хладагента – R407C или R410A. Первая разновидность представляет собой смесь трех видов фреона. При разгерметизации системы, заполненной таким хладагентом, дозаправка невозможна – потребуется полное избавление от остатков вещества и заправка новым. Второй вид хладагента относится к современным разработкам, он экологически чист, при необходимости возможна дозаправка системы кондиционирования.
На весь результат процедуры заправки сплит системы хладагентом, может повлиять выбор марки рабочего вещества. Отдавая предпочтение более дешевому хладагенту, обладатель сплит системы рискует привести к поломке компрессора. А это повлечет за собой куда более серьезные расходы.
В-третьих, существует несколько методов заправки системы хладагентом. Прежде чем приступить к практическим действиям, нужно хорошо изучить теорию вопроса о том, как заправить сплит систему самому, и выбрать наиболее приемлемый способ.
- Заправка с учетом давления. Для использования этого метода потребуются сведения о допустимом количестве содержания рабочего вещества в системе. Они предоставляются компанией-производителем в сопроводительных документах или на официальном сайте. Через манометр баллон с газом соединяют с коммуникационными трубками. Фреон подается маленькими порциями. Регулярно производится сравнение показателей прибора с рекомендованными данными завода-изготовителя кондиционера. Описанные действия выполняются до того момента, когда будет достигнуто соответствие числовых показателей. Методика требует умения владеть приборами, а сама процедура занимает довольно много времени.
- Заправка с учетом массы хладагента. При использовании метода необходим непрерывный контроль массы емкости с фреоном. Для процедуры подойдут любые удобные в использовании весы. Суть метода заключается в том, что фреон из баллона должен перетечь в агрегат. Отслеживая, насколько емкость с содержимым стала легче первоначального показателя, можно судить об уровне заполнения системы. Простота способа – основное его преимущество. Но существует один момент, который может вызвать затруднение. Дело в том, что перед заправкой систему нужно освободить от остатков хладагента и вакуумным насосом удалить все содержащиеся там примеси.
- Использование заправочного цилиндра. Этот метод применяется в том случае, когда известно точное содержание фреона в системе. Недостающее количество вещества помещается в цилиндр, из которого его необходимо поставить в агрегат. Преимущества метода в том, что не потребуется эвакуировать из системы кондиционирования остатки фреона и проводить вакуумирование.
- Заправка по перегреву или переохлаждению. Смысл действий во время проведения процедуры заключается в фиксировании разности показателей температур. Из всех предложенных методов, этот является наиболее сложным.
Каждая из существующих методик имеет свои положительные и отрицательные стороны, и ни один из способов универсальным назвать нельзя. Чтобы самостоятельно заправить сплит систему и выбрать нужный метод, необходимо учесть много факторов. Именно по этой причине заправка кондиционера хладагентом носит индивидуальный характер.
Пошаговая инструкция: как заправить кондиционер
Для того чтобы произвести самостоятельную заправку климатической техники потребуются некоторые устройства, а именно: цифровые весы, цифровой термометр, манометрический коллектор и набор шестигранных ключей.
Можно использовать как двух, так и четырехпозиционный коллектор. Двухпозиционное устройство позволяет и вакуумировать и заправлять климатическую технику, но шланг дополнительного оборудования придется переподключать, а создавшуюся в результате этого воздушную пробку придется выпускать, открывая на коллекторе жидкостный вентиль. В четырехпозиционном коллекторе этого делать не нужно. Преимуществом такого устройства является полная герметичность системы и отсутствие контактов с воздухом.
- Перед началом работы следует открыть замки, расположенные в сервисных штуцерах климатической системы, с целью выпуска оставшегося в устройстве фреона.
- После выхода всего газа из заправляемого кондиционера, замки нужно перекрыть.
В этом разделе предлагается узнать, как заправить кондиционер фреоном методом показателя перегрева. Перегревом называется разница температур перегретого пара с температурой кипения фреона. При включенном устройстве первый показатель снимается с помощью электронного термометра, приложенного к газовой трубе устройства. Температуру кипения газа можно узнать по манометру низкого давления на коллекторе. Разница этих показателей должна лежать от 5 С° до 8 С°. Если разница более 8С° то это значит, что в сплит-системе фреона недостаточно и его нужно заправлять.
- Для заправки нужно взять весы и поставить на них баллон с фреоном. После чего необходимо на весах установить показатель веса «0».
- После выполнения этих процедур следует открыть вентиль на баллоне и на одну секунду приоткрыть жидкостный вентиль на коллекторе для того, чтобы выпустить воздух, находившийся в шлангах.
- Далее нужно открыть газовый вентиль на коллекторе. В процессе заправки давление в системе будет повышаться, а температура на термометре падать.
- Производить это нужно до тех пор, пока разница температур между манометром и термометром, приложенным к газовой трубе кондиционера, не составит 5С°- 8С°. После чего нужно перекрыть сначала газовый вентиль на коллекторе, а потом на баллоне с фреоном. Узнать какое количество газа затрачено, можно просто взглянув на весы.
Проверить работу устройства можно только подключив устройство к магистрали и включив. Основным показателем недостаточной заправки является обмерзание кранов, если этого не происходит, то кондиционер заправлен верно, с нужным количеством газа.
Комфортные условия в автомобиле невозможно создать без дополнительных систем. Производители транспортных средств включают их в состав основных частей и механизмов. Кондиционер относится к этим устройствам и обеспечивает оптимальную температуру в салоне даже при условиях летней жары. Он работает только при включенном двигателе и дает возможность без проблем управлять автотранспортом. К положительным моментам климатической системы можно отнести и то, что она предотвращает попадание неприятных запахов в салон и регулирует уровень влажности в салоне.
Кондиционер прост в использовании. Перед началом работы необходимо ознакомиться с инструкцией, тогда можно избежать многих непониманий. В ней находятся технические параметры, способы чистки, частота заправки и правила применения.
Многие автовладельцы хотят знать больше и в целях экономии желают научиться заправлять кондиционер собственными силами. Фото: pro-vidnoe.ru
Как часто нужно заправлять
- Кондиционер в новом автомобиле нуждается в обслуживании и дозаправке не позднее, чем через три года после покупки, далее периодичность составляет не реже одного раза в полтора года.
- Если пользование транспортным средством происходит около десяти лет и более, то заправка производится раз в год. К этой категории относятся и системы, установленные самостоятельно.
Не нужно ждать, когда кондиционер перестанет охлаждать воздух. Если дотянуть до этого момента, то можно критически перегреть компрессор. Ремонт этой неполадки стоит недешево и занимает много времени.
В стандартных условиях эксплуатации количество фреона в контуре охлаждения уменьшается на 6-15% в год. Уже через три года потеря хладагента будет значительной.
Намного быстрее он начинает расходоваться при плохой герметичности соединительных деталей.
Признаки недостаточного количества фреона следующие:
- Наличие льда на штуцерных соединениях наружного блока климатической системы;
- Менее эффективное охлаждение воздуха;
- Недостаточное количество фреона при самостоятельном осмотре кондиционера.
Меры предосторожности при работе с фреоном
Если вы собрались заправлять кондиционер своими руками — помните:
- Марки, содержащие хлор — вредны организму. Не допускайте попадания на слизистые (в глаза, рот), и не вдыхайте их.
- При большой концентрации фреона можно отравиться. Поэтому не работайте в закрытом помещении — обязательно откройте окно и дверь, если есть — включите вытяжку (на кухне и в санузле).
- При попадании жидкого фреона на кожу можно получить обморожение. Поэтому работать нужно только в резиновых перчатках и в закрытой одежде (не в майке и не в футболке с шортами).
Если при работе хладагент попал на кожу или слизистую — его надо сразу же смыть водой, а место смазать вазелином.
Если возникли симптомы удушья, или любые другие ненормальные признаки — надо немедленно прекратить работу, покинуть помещение и проветрить его.
Расчет необходимой мощности кондиционера
Вообще говоря, такой расчет, сделанный по всем правилам, требует немалых знаний и опыта. Исходными данными для него служат объем помещения, этажность, материал стен, количество постоянно в нем находящихся людей, площадь остекления, наличие источников тепла (например, компьютера), приток неохлажденного воздуха со стороны и так далее, и так далее. Грубую прикидку мощности можно сделать в уме — для обычного помещения на 10 квадратных метров площади при высоте помещения до 3 метров требуется 1 киловатт мощности кондиционера. Другое дело, если это полностью застекленная оранжерея, бассейн или офис с десятком компьютеров, куда постоянно заходят люди. В такой ситуации будет лучше, если расчет сделает профессионал.
Понятие «мощность кондиционера» часто путают с потребляемой им из сети электрической мощностью. В данном случае имеется в виду хладопроизводительность кондиционера, то есть количество тепла, которое удаляется им из помещения в единицу времени. Эта цифра приблизительно втрое больше, чем потребляемая мощность. Кажущийся парадокс нарушения закона сохранения энергии имеет простое объяснение — кондиционер не потребляет тепловую энергию, а переносит ее, на что тратит энергию электричества. По сути дела, каждый кондиционер является тепловым насосом, создающим 3 киловатта тепловой мощности на 1 киловатт потраченной электрической. Эта мощность может быть бездарно рассеяна в пространстве, а может быть аккумулирована и использована для обогрева других помещений.
Мощность хладопроизводительности традиционно измеряется в BTU — британской тепловой единице. Номинальная мощность кондиционера обычно кратна 1000 BTU и каким-то образом используется в маркировке модели. Например «двадцатьвосьмеркой» специалисты назовут наружный блок Ballu B4OI-FM/out-28H N1 DC, являющийся частью мульти сплит-системы инверторного типа Super Free Match мощностью 28000 BTU. Понятно, что производительность внутренних блоков в сумме не должна превышать производительности наружного.
Внешний блок
В состав кондиционера входят внутренний и наружный модуль, последний размещается вне здания. Это вызвано шумной работой вентилятора и компрессора, а также независимым отводом теплого воздуха в атмосферу.
Устройство наружного блока
Несмотря на разнообразие кондиционеров, их внешний модуль всегда имеет одинаковые составные части:
- Компрессор. Он способен сжимать фреон и придавать определенное движение по контуру.
- Конденсатор, находящийся в наружном блоке. Он превращает хладагент в жидкое состояние.
- Испаритель. Радиатор расположен внутри аппарата – служит для преобразования фреона из водянистой фазы в газообразное положение.
- Терморегулирующий вентиль (ТРВ). Посредством прибора понижается напор хладагента.
- Вентиляторы. Задача этих устройств заключается в обдуве испарителя и конденсатора, чтобы создать более интенсивный теплообмен с атмосферой.
- Фильтры. Эти части кондиционера предохраняют контур от попадания посторонних частиц (грязи, пыли)
Работа кондиционера в режиме обогрева
Итоги
Какую систему кондиционирования выбрать: мультисплит или обычную? Все зависит от ваших потребностей. У мультисплит-системы нет конкурентов, если планируется установка сразу нескольких кондиционеров для охлаждения, нагрева или очищения воздуха во всех комнатах. Такие системы незаменимы в спортзалах, офисах, многокомнатных квартирах и вестибюлях.
Но вы должны понимать, что мультисплит и другие современные типы кондиционирования — это технически сложные агрегаты, за которыми важно правильно ухаживать. Правильный монтаж и своевременное техническое обслуживание сохранят работоспособность кондиционера на долгие годы