Стоит ли использовать универсальные платы для кондиционера и их замена

Можно ли установить вместо кондиционера климат-контроль

Технически замена обычного автокондиционера на автоматизированную климатическую систему, безусловно, возможна, но подобные работы связаны с большим количеством нюансов, о которых мы поговорим позже.

А пока расскажем, в чём заключаются основные отличия между этими системами, поскольку задачи у них одинаковые – обеспечение комфортного микроклимата в салоне автотранспортного средства.

Автокондиционер – устройство, предназначенное для эффективного охлаждения воздуха внутри машины в жаркое время года, а также для поддержания уровня его влажности на приемлемом уровне. Схема его работы в принципе не отличается от таковой у обычных бытовых кондиционеров, но в силу ограниченности объёма автомобиля и дефицита свободного пространства конструктивные отличия всё же имеются, и немалые. Основные части автомобильного кондиционера – это испаритель, компрессор, осушитель, конденсор. Автокондиционер также связан с работой и других устройств автомобиля – вентилятора системы охлаждения и салонного фильтра.

Приводом для всех активных компонентов автокондиционера является силовой агрегат, поэтому при неработающем двигателе кондиционер тоже не функционирует. За охлаждение внутрисалонного воздуха отвечает хладагент, который циркулирует по внутренней магистрали между вышеназванными компонентами под высоким давлением, переходя их одного агрегатного состояния в другое.

Недостатком автокондиционера можно назвать необходимость ручного включения/выключения без возможности осуществить тонкую настройку температурного режима.

Климат-контроль в этом отношении является гораздо более продвинутым устройством, поскольку позволяет производить как охлаждение, так и нагрев воздуха внутри машины, и осуществляет это в автоматическом (программируемом человеком) режиме. Если в кондиционере степень охлаждения регулируется вручную посредством изменения силы подачи воздуха, не имея возможности влиять на его температуру, то в климатической установке этот параметр можно задавать любым (разумеется, в допустимых пределах).

Установив наиболее комфортный для себя температурный режим, водитель может сколь угодно долго поддерживать его, не прилагая к этому абсолютно никаких усилий. Столь же легко осуществляется изменение пары взаимосвязанных параметров влажность/температура.

Регулировка температуры осуществляется посредством включения либо блока кондиционирования, либо перехода в режим работы отопителя. Параметры влажности и температуры отслеживаются соответствующими датчиками, а управление работой климат-контроля осуществляется электроникой. В полуавтоматической разновидности климат-контроля нет возможности запрограммировать силу и направление потока воздуха, но их можно корректировать вручную. В полностью автоматическом КК эти функции тоже можно устанавливать, как и температуру или влажность.

Наличие климат-контроля позволяет водителю абстрагироваться от функций, связанных с контролем за климатом внутри салона. В качестве примера приведём ситуацию, когда один из пассажиров (или сам водитель) открыл боковое окно. В этом случае в салон начнёт проникать более холодный или горячий воздух, устремляясь соответственно вниз или вверх. Возникнут области с различной температурой, и датчики климатической системы уловят расхождение и компенсируют его, обеспечив более мощный поток воздуха в требуемую зону. Как только окно будет закрыто, климат-контроль самостоятельно вернётся в штатный режим работы. Таким образом, никто в автомобиле не ощутит никаких изменений, чего бы не было, будь автомобиль оснащён обычным автокондиционером.

Более того, установки климат-контроля последних поколений могут обеспечивать различные температурные режимы отдельно для водителя, его соседа справа, а также для заднего ряда сидений (а самые продвинутые – для четырёх человек).

Стоит ли использовать универсальные платы

Платы универсального назначения пригодны для монтажа в большинство кондиционеров, однако сфера их использования не выходит за определенные границы:

  • Их можно устанавливать только в кондиционеры «on-off» типа (неинверторные).
  • Такие элементы контроля применимы только для установки в кондиционеры с двигателями вентилятора, имеющими дополнительные обмотки. При управлении двигателя ШИМ кондиционер с универсальной платой будет работать на максимальных оборотах. Для таких случаев приобретают гасящие резисторы.

Отличия дорогих элементов управления от дешевых:

  • Встроенная функция restart. После выключения питания и его последующем возобновлении устройство продолжит работу в прежнем режиме.
  • Оснащение датчиком температуры испарителя. Этот элемент предотвращает обмерзание внутреннего теплообменника.
  • Наличие корпуса, на котором крепится элемент.

Стоит разобраться и с особенностями установки универсальной платы в кондиционер.

Стоит ли использовать универсальные платы

Платы универсального назначения пригодны для монтажа в большинство кондиционеров, однако сфера их использования не выходит за определенные границы:

  • Их можно устанавливать только в кондиционеры «on-off» типа (неинверторные).
  • Такие элементы контроля применимы только для установки в кондиционеры с двигателями вентилятора, имеющими дополнительные обмотки. При управлении двигателя ШИМ кондиционер с универсальной платой будет работать на максимальных оборотах. Для таких случаев приобретают гасящие резисторы.

Отличия дорогих элементов управления от дешевых:

  • Встроенная функция restart. После выключения питания и его последующем возобновлении устройство продолжит работу в прежнем режиме.
  • Оснащение датчиком температуры испарителя. Этот элемент предотвращает обмерзание внутреннего теплообменника.
  • Наличие корпуса, на котором крепится элемент.

Стоит разобраться и с особенностями установки универсальной платы в кондиционер.

Алгоритм замены автокондиционера на систему климат-контроля

Сразу предупреждаем, что предлагаемый нами алгоритм действий носит обобщающий характер и содержит последовательность действий, состав и порядок которых могут несколько различаться в зависимости от марки/модели транспортного средства.

Знания алгоритма, как поменять кондиционер на климат-контроль, недостаточно – от вас также потребуется умение работать как со слесарным инструментом, так и способность разбираться с электрическими компонентами, а также немалая толика инженерной смекалки при решении определённых задач.

Первая задача, которую вам придётся решить, – демонтировать торпеду, поскольку большинство устройств, связанных с работой климатических систем, расположено именно здесь.

Затем нужно будет снять сам автокондиционер, части которого расположены как в салоне, так и в моторном отсеке.

Система климат-контроля автомобиля

Третий этап, который определённо можно назвать самым сложным и трудоёмким – прокладка проводки и её подключение к компонентам климат-контроля. Если используется электропроводка штатного автокондиционера – потребуется правильная врезка всех требуемых разъёмов.

В обоих случаях придётся столкнуться с большим количеством проводов, разобраться в которых будет достаточно сложно, а любая ошибка чревата в лучшем случае неработоспособностью климатической установки.

Итак, перейдем к описанию, какие провода подключать в 22-контактному разъёму климат-контроля и к другим его компонентам:

  • проводок красного цвета направляем к блоку предохранителей, соединяя его с проводом такого же цвета;
  • коричневый проводок соединяем с кнопкой аварийной остановки (там тоже имеется провод аналогичного цвета);
  • третий по счёту провод остаётся незадействованным;
  • четвёртый провод (чёрный) коммутируем с четырнадцатым контактом блока предохранителей;
  • провод красно-синего цвета ответственен за подключение климат-контроля к ЭБУ (с таким же по цвету разъёмом);
  • проводок коричнево-белого цвета соединяем с аналогичным, идущим к колодке сервопривода красного цвета (или, как вариант, с проводком диагностического разъёма OBD);
  • сине-коричневый проводок соединяем с солнечным датчиком;
  • бело-коричневый направляем на разъём такого цвета, расположенный на электрорегуляторе автокондиционера;
  • жёлто-серый провод соединяем со вторым разъёмом клавиши рециркуляции;
  • десятый проводок направляем на свободный контакт клавиши «Эко»;
  • одиннадцатый оставляем незадействованным;
  • чёрный двенадцатый проводок идёт на замок зажигания;
  • жёлто-чёрный коммутируем с аналогичным по цвету разъёмом клавиши рециркуляции;
  • бело-чёрный соединяем с разъемом идентичного цвета на клавише «Эко», старый провод отсоединяем;
  • пятнадцатый проводок (тоже бело-чёрного цвета) коммутируем с отсоединённым проводом кнопки «Эко»;
  • фиолетово-коричневый проводок соединяем с разъемом ЭБУ, расположенным в моторном отсеке (на круглом белом разъёме, находящемся возле АКБ);
  • серо-жёлтый провод коммутируем с чёрным разъёмом клавиши включения печки;
  • чёрно-синий – соединяем с идентичным по цвету разъёмом печного вентилятора;
  • проводок синего цвета коммутируем с синим проводом, находящимся на разъёме БК;
  • бело-чёрный проводок ответственен за работу солнечного датчика, обеспечиваем соответствующее его подключение;
  • жёлто-серый 21-й проводок идёт на свободный контакт клавиши «Эко»;
  • последний, 22-й провод не используется.

Разобравшись с разъёмом климат-контроля, можно переходить к подключению печного вентилятора. Два провода мы уже использовали на предыдущем этапе. Осталось направить красный проводок на блок предохранителей, а коричневый соединить с разъёмом такого же цвета, оставшимся от прежнего вентилятора печки.

На этом электрическая часть работ по замене автокондиционера на климат-контроль завершена. Осталось установить на штатное место торпеду, после чего можно приступать к перепрошивке ЭБУ. Эту операцию следует поручить профессионалам, поскольку для её выполнения потребуется дорогостоящее оборудование вместе со специализированным программным обеспечением и, разумеется, сама прошивка, которая при неправильном выборе не обеспечит нормальную работоспособность климатической установки.

Наиболее распространенные причины поломки

Существует несколько наиболее распространенных причин поломки. В первую очередь это усыхание уплотнительных колец, что приводит к выходу фреона. Также, не стоит забывать о разгерметизации системы. Опытные автовладельцы, наверное, уже не раз стыкались с проблемой, когда после зимы обнаруживаются повреждения, или вовсе отрыв трубки. Основной причиной, которая приводит к данным неполадкам, является снег, плотно набившийся через решетку, когда водитель прокладывает путь по незнакомой, очень заснеженной местности.

Подобные поломки не исключены в любое время года. Банальный наезд на камень, корягу или неровность, может создать серьезные проблемы системе.

Теперь поговорим о самом фреоне. Фреон – это газообразная жидкость, которая образовывается путем слияния этана и метана. Его массово используют для заправки автомобильных кондиционеров. Существует около 40 известных видов фреона, однако, в связи с ужесточением экологического законодательства, используется только один вид – R134a. Единственным взрывоопасным видом, который не нужно использовать в кондиционере автомобиля, является R600a.

Новая заправка обычно обходиться в 50-100 долларов, а заправлять можно только с помощью специальных механизмов. Перед началом процесса заправки, при помощи специального аппарата, нужно создать максимальный вакуум в системе.

Стоит отметить, что в специализированных магазинах и на авторынке, меньше 1 кг фреона приобрести не получиться. Поэтому, гораздо рациональнее будет покупать один баллон на несколько человек.

Наиболее распространенные причины поломки

Существует несколько наиболее распространенных причин поломки. В первую очередь это усыхание уплотнительных колец, что приводит к выходу фреона. Также, не стоит забывать о разгерметизации системы. Опытные автовладельцы, наверное, уже не раз стыкались с проблемой, когда после зимы обнаруживаются повреждения, или вовсе отрыв трубки. Основной причиной, которая приводит к данным неполадкам, является снег, плотно набившийся через решетку, когда водитель прокладывает путь по незнакомой, очень заснеженной местности.

Подобные поломки не исключены в любое время года. Банальный наезд на камень, корягу или неровность, может создать серьезные проблемы системе.

Теперь поговорим о самом фреоне. Фреон – это газообразная жидкость, которая образовывается путем слияния этана и метана. Его массово используют для заправки автомобильных кондиционеров. Существует около 40 известных видов фреона, однако, в связи с ужесточением экологического законодательства, используется только один вид – R134a. Единственным взрывоопасным видом, который не нужно использовать в кондиционере автомобиля, является R600a.

Система устроена таким образом, что фреон может спокойно переходить из одного состояние в другое. Поэтому, откручивая трубку, нужно соблюдать все меры безопасности, так как не исключено обморожение пальцев. Чтобы это предотвратить, нужно заранее плотно одеть тряпку на стык. Но, нужно быть готовым к полному выходу фреона, так как сохранить его точно не получится.

Новая заправка обычно обходиться в 50-100 долларов, а заправлять можно только с помощью специальных механизмов. Перед началом процесса заправки, при помощи специального аппарата, нужно создать максимальный вакуум в системе.

Стоит отметить, что в специализированных магазинах и на авторынке, меньше 1 кг фреона приобрести не получиться. Поэтому, гораздо рациональнее будет покупать один баллон на несколько человек.

Общая информация

В продаже доступны самые различные виды кондиционеров, которые отличаются рабочими свойствами и принципом работы. Однако многие из них используются только в теплый период, а с приходом зимы их отключают.

Это объясняется вероятностью возникновения конденсата внутри оборудования из-за воздействия температуры и влажности. Современные модели кондиционеров оборудованы мощной дренажной системой, которая удаляет остатки влаги с помощью специальной трубы, выведенной на улицу. Если температурные отметки опускаются ниже нуля, трубка может сильно замерзнуть, из-за чего в ней сформируется ледяная пробка. В дальнейшем вывод конденсата наружу окажется невозможным, что приведет к одному из двух сценариев:

  1. Остатки влаги попадут в комнату, вызвав появление грибков, плесени и сырости.
  2. Конденсат выведет систему из строя.

Воздействие холода опасно не только для внутренних элементов кондиционера, но и для наружных. Под угрозой повреждения оказывается компрессор, который сжимает рабочее вещество, обеспечивающее нормальную функциональность прибора, и отвечает за его циркуляцию по всему контуру. Для сбалансированной работы оборудования нужно применять специальный масляный состав, но под воздействием отрицательных температур он становится очень густым, а детали системы начинают изнашиваться.

Но существует уникальная разновидность прибора, которая подходит для работы в холодных условиях. Это мобильный моноблочный кондиционер, представляющий собой передвижную установку с небольшими габаритами и хорошими показателями КПД. Его можно перевозить в любую комнату или брать на дачу, не выполняя сложный монтаж. Ключевые узлы устройства находятся внутри помещения, за исключением воздуховода для отвода теплых или холодных воздушных масс. Для предотвращения риска замерзания конденсата в период сильных морозов трубу соединяют с вентиляционной шахтой.

Описание дешевой модели QD-U02B и дорогой QD-U11A

QD-U02B

Устройства питаются с помощью выносного трансформатора. Реле для управления компрессором имеет номинал 30 А, для четырехходового клапана и вентиляторов – 5 А. Реле соединяется с рабочими элементами клеммными разъемами 0,8*6,4 мм. Простого микроконтроллера хватает, чтобы принимать сигналы управления с температурных и фотодатчиков.

Приемная плата дешевой модели QD-U02B не имеет корпуса и оснащена индикаторными светодиодами, кнопкой контроля и фотомодулем. Размеры устройства позволяют устанавливать ее в обычные настенные модели. Если не получится вставить плату на место прежней, каждый элемент детали можно отсоединить и провести последовательный монтаж.

QD-U11A

Дорогая модель QD-U11A обладает отдельным модулем в корпусе. Она оснащена индикатором комнатной температуры. Вручную можно задать необходимую температуру воздуха. В элементе контроля имеется индикатор таймера и работы. С основной платой его соединяет гибкий кабель.

Пульт отличается привлекательным внешним видом, имеет информативный дисплей и выполнен из качественного пластика.

Пайка представленных плат отличается высоким качеством, дорожки лакированы, силовые дорожки дополнительно усилены припоем

Однако непосредственно элемент выполнен из некачественного гетинакса, поэтому при монтаже следует соблюдать осторожность

1 Бюджетная альтернатива кондиционеру: полотенца

Вспомните «рецепт» наших мам и бабушек: чтобы охладить воздух в помещении и при этом не устанавливать кондиционер, можно использовать влажные полотенца.

  • Возьмите обычные банные полотенца, полотенца для душа или тонкие хлопчатобумажные покрывала и простыни.
  • Окуните их в прохладную воду, а затем хорошенько выжмите, чтобы с них не капало.
  • Затем развесьте влажные полотенца в комнате, например, на сушилке для белья или на спинках стульев.

Благодаря дополнительной влажности температура в помещении понизится, что поможет быстро создать прохладный и приятный климат. Мы особенно рекомендуем использовать этот метод в жаркие летние дни.

Как работает обычный кондиционер

Обычные кондиционеры называют старт/стоп или on/off системами. В них компрессор периодически включается и отключается. Цикл работы неинверторного кондиционера:

  1. Компрессор включается, фреон циркулирует по системе и охлаждает (обогревает) помещение.
  2. Когда температура достигает заданной, компрессор отключается. Хладагент перестает циркулировать по системе.
  3. Вентилятор внутреннего блока продолжает гнать воздух, чтобы обеспечить перемешивание и равномерное распределение температуры.
  4. Когда температура хладагента или воздуха в помещении изменяется на 1-2 градуса, компрессор включается снова.

Если кондиционер нормального качества, вы не заметите что компрессор включился или отключился. Определить это можно, когда вы находитесь под струей воздуха в момент включения. В зависимости от режима (тепло или холод), воздух из внутреннего блока слегка поменяет температуру.

Замена элемента

В комплекте с универсальной платой поставляется инструкция. В ней указано, как соединить элемент с кондиционером. В инструкции имеется подробная схема. Приемная плата, температурный датчик и трансформатор соединяются стандартными разъемами, поэтому при такой операции риск ошибки минимален.

Для соединения платы с четырехходовым клапаном, компрессором и вентилятором на элементе имеются разъемы штыревого типа. В комплекте с деталью поставляется десяток клемм, а также прозрачная изоляция для них. В режиме охлаждения на четырехходовой клапан не подается напряжение, поэтому стоит соблюдать внимательность при подключении.

Мотор вентилятора со схемой соединяют при помощи трех реле (для трех скоростей). Также они соединяются клеммами 6,2 мм, поэтому стандартный разъем откусывают и к проводам мотора вентилятора подсоединяют эти клеммы. Одну из них пускают на общий провод, нейтраль. Остальные соединяют с выводами реле.

Универсальная плата управления кондиционером предназначена для эксплуатации с двигателями, имеющими дополнительные выводы обмоток. Один из проводов является общим, а другие идут с остальных обмоток. Провода с меньшим сопротивлением предназначены для питания вентилятора при работе на максимальных скоростях.

Порядок замены платы управления бытового кондиционера:

  • Отключить питание прибора.
  • Разобрать корпус или убрать крышку блока.
  • Вытащить элемент с пазов. Для этого придется открутить винты, отсоединить разъемы и провода.
  • Заменить деталь на новую и собрать модуль кондиционера.

Все процедуры выполняются аккуратно, поскольку при незначительном повреждении платы устройство не будет работать.

Диагностика автокондиционера + распространенные неисправности

Когда в системе есть жидкое вещество, необходимо обеспечить полную герметичность. Иначе фреон выльется, а кондиционер придет в негодность. Но при эксплуатации этого устройства иногда происходит разгерметизация. Виной всему — безответственность механиков, которая приводит к утечке фреона. Каждый автослесарь подтвердит, что починка или заправка системы кондиционирования — непростая работа, которую сможет провести только опытный специалист. Поэтому диагностику компрессора автокондиционера своими руками можно выполнять только после изучения теории и получения практических навыков.

Неполадка происходит не только из-за утечки фреона. Например, к поломке может привести неправильная работа конденсора. Его еще называют радиатором кондиционера, ведь по принципу действия он похож на радиатор мотора, только имеет другие функции.

Когда конденсор не справляется со своей работой, внутрь машины поступает воздушный поток, температура которого такая же, как и снаружи. Случиться это может потому, что в радиаторе скопилась грязь. В результате охлаждение происходит плохо, а климатическая система отключается сама по себе. Ни в коем случае нельзя медлить с ремонтными работами. Необходимо очистить загрязнение, иначе радиатор перегреется, а давление в системе станет предельно высоким.

Следующая по частоте поломка — неисправность испарителя. Причина — появление коррозии, если устройство загрязнилось (либо трубка, по которой удаляется влага, засорилась). Как определить, что проблема в испарителе? Кондиционер не просто будет плохо работать, но в машине появится вода, в салоне начнет ощущаться неприятный запах.

Если мастер заправил систему кондиционирования неправильно, влага перестанет удаляться, так же как и загрязнения, которые проникают в ресивер (по причине износа компрессора).

Когда мастер заправлял либо диагностировал автокондиционер и в фреон попали загрязнения, фильтр испортится и придет в негодность. В результате шланги кондиционера станут промерзать, ведь в них застаивается вода. В итоге система кондиционирования будет отключаться.

Терморегулирующий вентиль — также важный элемент, влияющий на функционирование климатической системы. Ведь благодаря расширительному клапану происходит контроль за тем, какой объем хладагента поступит. Для этого необходимо учитывать температурные показатели и давление в системе.

Во время диагностики автокондиционера по манометрам выяснилось, что терморегулирующий вентиль сломан? Будьте готовы к тому, что:

  • система кондиционирования станет работать циклично, возникнут перебои в подаче охлажденного воздуха;
  • шланги испарителя начнут промерзать;
  • кондиционер станет отключаться.

Почему может произойти такая поломка? Дело тут может быть в следующем: механическое повреждение клапана, неверный выбор режима функционирования системы, загрязнение автокондиционера изнутри, попадание в систему воздуха, влаги.

При проведении диагностики автокондиционера может быть выявлено, что тот периодически отключается и функционирует нестабильно. Причина — неисправность датчика давления. Он необходим, чтобы система охлаждения отключалась, если давление превысило допустимые показатели. Поломка датчика происходит из-за загрязнения, неправильной работы электронных компонентов (контактов, реле, предохранителя).

Конденсатор кондиционера может быть оснащен вентилятором, чтобы происходило охлаждение хладагента. Когда вентилятор ломается, он начинает издавать посторонние шумы или вообще перестает крутиться. Произойти это может потому, что износился подшипник либо нарушено электросоединение. Сломаться вентилятор может также в результате механического повреждения.

Виной всему — неправильные условия эксплуатации как машины, так и климатической системы. Например, перегрев может произойти в результате:

  • передвижения на автомобиле в жару, когда климат-контроль не только не способен охладить воздух, но и сам нагрелся до предела;
  • вождения с превышением скорости (обороты двигателя повышенные). В итоге подкапотное пространство перегревается, как и салон;
  • длительного нахождения машины под прямыми солнечными лучами (в салоне становится слишком жарко).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий