Какие преимущества и особенности имеет фреон R-134А

Фреон | хладон | хладагент | Forane

Хладон, холодильный агент, фреон, хладагент – именно так называют группы галогенсодержащих углеводородов. В естественном состоянии хладон это либо газ, либо жидкость. Характерный признак для фреона – нетоксичность (хладон не вступает в реакцию с большинством металлов; не образует взрывоопасную смесь с воздухом). Благодаря своим различным свойствам хладон применяется во многих областях:- как хладагент в холодильных системах,- производство различных аэрозолей (в том числе для вспенивания, пожаротушения),- в качестве растворителя и др.
Для обозначения марки хладагента используют букву “R” и комбинацию цифр (R – Refrigerant, “хладон”). К примеру, R22, R134, R404 и др.

Марка хладагентаСостав (формула)Заменитель дляВоспламеняемстьТем-pa кип, при 1 атмТемп-ное сколь-ниеКритич. тем-ра Температ. кон-ции при 26 атм (абсол)
 Хладагенты HCFC.
R22 CHCIF2 R502(R12) нет -41 96 63
R124CHCIFCF3R114, R12B1нет-11122105
R142bCCIF2CH3 да-10137110
Сервисные (переходные) смеси HFCFC/
HFC.
R401AR22/152a/124нет-336,410880
R401BR22/152a/124R12(R500)-35610677
R409AR22/142B/124-348,110775
R409BR22/142B/124R500-357,210573
R413AR134a/218/600aR12(R500)-356,910176
R402AR22/1 25/290да-4927553
R402BR22/1 25/290-472,38356
R403AR22/21 8/290R502-502,49357
R403BR22/21 8/290-511,29054
R408AR22/143a/125-440,68358
Озонобезопасные Хладагенты HFC.
R134a CF3CH2F R12(R22) нет -26 101 80
R152aCHF2CH3Используется в качестве компонентов для смесейда-2411385
R125CF3CHF2нет-486651
R143aCF3CH3да-487356
R32CH2F2да-527842
R227eaCF3-CHF-CF3R12B1.R414нет-1610296
R236faCF3-CHrCF3R414нет-1 > 120117
R23CHF3R13 (R503)нет-82261
Озонобезопасные смеси HFC.
R404A R143a/125/134aнет -47 0,7 73 55
R507R143a/125ГЭСГ\О-477154
R407AR32/125/134a-466,68356
R407BR32/1 25/134a-484,47653
R407CR32/125/134aROO-447,48758
ISCEON 59R125/134a/600a-435,69068
R410AR32/125R22(R13,B1)-51<0 data-blogger-escaped-font=”font”>7243
FX80R32/125R13.B1-51<0 data-blogger-escaped-font=”font”>7044
ISCEON 89R125/218/290R13.B1-5547050
R508AR23/116R503-8613-3
R508BR23/116-8814-3
Негалогезированные озонобезопасные
хладагенты.
R717NH3 (аммиак)R22 (R502)да-3313360
R606aC4H10 (изобутан)R114, R12B1-12135114
R2SOC3H8 (пропан)R22 (R502)-429770
R1270C3H6 (пропилен)R22 (R502)-489261
R170C2H6R13(R503)-89323
R744CO2Diverseнет-5731-11
Промывочные жидкости.

Хладон
промывочный      

Forane 141b DGX (CCl2F-CH3)

нет32

Промывочная жидкость  SUPER FLUSH (ITE)

нет

Применение

Фреон R407C по техническим характеристикам близок к хладагенту R22. Замена им устаревшего состава не требует внесения существенных модификаций в действующую холодильную систему. При переходе на гидрофторуглеродную смесь заменяют эластомеры, предохранительные клапаны, адсорбирующие элементы фильтров, масло. Зеотропная смесь характеризуется низким коэффициентом теплопередачи. Эта разница не заметна в установках с пластинчатыми теплообменниками.

Сфера применения:

  • бытовые и коммерческие кондиционеры;
  • промышленное холодильное оборудование;
  • тепловые насосы;
  • холодильники;
  • автомобили с функцией охлаждения груза;
  • холодильные склады;
  • ледяные катки.

Фреон R410A (пример чиллера: Aytek Novatech)

Ещё один хладагент, призванный заменить вредный для верхних слоёв атмосферы дифторхлорметан.

Так же, как и предыдущий, он состоит их нескольких компонентов – R32 и R125 в равных количествах.

И аналогично ему имеет набор достоинств и недостатков.

Преимущества 410А:

— более низкая температура кипения при нормальных условиях

— выше теплота парообразования

— возможность частичной дозаправки при утечке

Но наряду с положительными свойствами хладон обладает и рядом отрицательных.

Недостатки 410А:

— Большее, чем у R22 давление

— Высокая стоимость

— Необходимость заправки объёмов синтетическим маслом

Выбрав чиллер, работающий на хладагенте 410А можно получить более низкие температуры и большую холодопроизводительность при равных характеристиках компрессора.

В случае появления негерметичности в нет необходимости выпускать всю массу рабочего тела подобно 407-му и производить дорогостоящую заправку заново. Можно просто добавить потерянный объём, несмотря на двухкомпонентность.

Синтетическое масло, требуемое для работы чиллеров, обладает высокой гигроскопичностью, поэтому при заправке следует соблюдать меры предосторожности. В противном случае влага, попавшая внутрь, может замерзнуть и привести к необходимости выпуска фреоны и новой герметизации и осушения системы

Большое рабочее давление делает невозможной работы на 410 хладагенте хладоагрегатов, спроектированных для 22-го

Большое рабочее давление делает невозможной работы на 410 хладагенте хладоагрегатов, спроектированных для 22-го.

Опасность для человека

Хладагент R32 считается пожароопасным. Но он относится к классу A2L. В этой аббревиатуре первая буква «A» означает, что газ имеет низкую токсичность. А обозначение «2L» значит, что он относится к веществам средней пожароопасности. Класс веществ A2L имеет следующие характеристики:

  1. Концентрация в воздухе для сжигания более 0,3 кг/м3;
  2. Скорость горения 400 ppm.

При утечке хладагент R32 может загореться. Но для этого нужны особые условия. Обычная искра не сможет его поджечь. Чтобы фреон загорелся, нужна энергия не менее 15 мегаджоулей. К тому же, гореть он будет если его концентрация в воздухе от 13,3% до 29,3% (согласно исследованиям, опубликованным Консорциумом европейских исторических библиотек).

Если воздействию высокой температуры фреон R32 подвергается в других концентрациях, он разлагается. При этом образуются фториды. Некоторые из них представляют опасность для здоровья.

R23 хладагент тяжелее воздуха почти в 2 раза. При утечке он скапливается внизу. Соответственно, надышаться им очень сложно. Этот фреон фактически не представляет угрозы для человека.

Источник

Область I — подача жидкого фреона.

Область I условно лежит на 2 бара выше линии конденсации фреона. Именно эти условия на всасывании зачастую требуют производители насосов высокого давления.

В этой области могут работать как жидкостные насосы, так и дожимные компрессоры и насос-компрессоры Haskel.

Наиболее эффективна работа жидкостых насосов, так как фреон в процессе перекачки насосом не претерпевает фазовых переходов а находится строго в жидкой фазе — в противном случае насос качать не будет.

Дожимные компрессоры и насос-компрессоры на цикле всасывания стремятся перевести жидкость в газовую фазу, на цикле нагнетания — переводят обратно в жидкую фазу. В результате компрессоры подают мультифазную среду, что значительно снижает эффективность.

Аналоги R134a – нужны ли они?

16 сентября 1987 года был подписан Монреальский протокол. Он регулировал использование веществ, разрушающих озоновый слой. В их список попал хладон R12. Как альтернативу начали использовать R134a (тетрафторэтан). Подрбнее про него вы можете прочитать в публикации:«Фреон r134a: подробные характеристики, свойства, особенности».

Впоследствии человечество озаботилось парниковым эффектом. R134a имеет потенциал глобального потепления (ПГП, GWP) равный 1430. Это значит, что 1 кг тетрафторэтана вызывает парниковый эффект, как 1430 кг двуокиси углерода (углекислого газа, CO2).

В разных странах были приняты меры по сокращению использования газов с высоким ПГП. Вот несколько показательных фактор по ограничению использования хладагентов:

  • В Европе запрещено использовать хладагенты с ПГП более 2500 в оборудовании, выпущенном после 2020 года.
  • В некоторых штатах США есть ограничения на использование хладагентов с GWP большее 100, 150, 750, 1500.
  • С 2024 года в Калифорнии запрещен оборот фреонов с ПГП более 1500.

9+правила использования хладагентов с высоким потенциалом глобального потепления ужесточаются. Поэтому производители начали разрабатывать и внедрять альтернативы R134a. они делают это заранее, чтобы вовремя перейти с тетрафторэтана на газы с более низким GWP.

Ограничения на применение хладагентов с разным GWP в Калифорнии.

Как определить, каким фреоном заправлен холодильник?

Неважно, какой холодильник у вас – LG, Индезит, Атлант, Орск, Samsung, Стинол, Бирюса или другой. В 95% случаев используется два варианта хладагента: R600a или R134a. Узнать, какой из них заправлен, можно на специальном шильдике (см

фото)

Узнать, какой из них заправлен, можно на специальном шильдике (см. фото).

Шильдик с видом и массой хладагента в холодильнике.

Этот шильдик располагается на внутренних стенках холодильника. Обычно со стороны, в которую открывается дверца. Реже он наклеивается на заднюю панель, за ящики для овощей. Еще реже – с тыльной стороны холодильника. Нередко такой же шильдик клеят на компресор.

Важно

На шильдике указывается марка хладагента и его количество. Но если холодильник ремонтировали или заправляли фреоном, могут быть проблемы. Некоторые мастера модернизируют систему под другой хладагент. Другие просто меняют фреона на другой тип. Это обычно указывают на наклейке, которую клеят на компрессор.

В этой публикации мы рассказали, какие хладагенты используются в холодильниках. Описали их особенности, прошлое и будущее фреонов. Надеемся, она была вам полезна. Не забудьте поделиться публикацией с друзьями и коллегами!

Последние публикации

R401a, R401b

Фреон R401a также изготавливается компанией DuPont под торговой маркой SUVA MP39. Его ODP равен 0,033, GWP – 1182. R401a хладон совместим с минеральными и алкилбензольными маслами. Используется в системах с температурой испарителя -15 и ниже. В его состав входят:

  1. R-22 (53%);
  2. R-124 (34%);
  3. R-152a (13%).

Хладагент R401b также известен под торговой маркой SUVA MP66. Его потенциалы ODP и GWP равны 0,036 и 1288 соответственно. Этот фреон работает с минеральным и алкилбензольным маслом. Используется в системах с температурой испарителя ниже -15. Он несколько отличается по составу от R401a, в него входят:

  1. R-22 (61%);
  2. R-124 (28%);
  3. R-152a (11%).

Хладоны R401a и R401b хорошо подходят для ретрофита систем на ХФУ-12. Они применятся в:

  • Бытовых и коммерческих холодильниках;
  • Витринах для охлажденных продуктов;
  • Автоматов по продаже охлажденных напитков;
  • Бытовых и коммерческих морозильных камерах;
  • Автомобильных и железнодорожных рефрижераторах.

Диагностика и дозаправка

Ford Focus Hatchback ,, синий ,, Бортжурнал антибактериальная обработка кондиционера Определить утечки и сколько фреона в кондиционере осталось может специалист с помощью специального оборудования. Основным показателем количества газа в системе является его давление. Проверяют давление при помощи манометрической станции.

Как правило, такую проверку осуществляют в теплое время года со стороны всасывания, т.е по синему манометру. Шланг от прибора подключается к сервисному вентилю, расположенному на стороне всасывания, и запускается кондиционер. Через 10-15 минут на манометре будут корректные показания.

Таблица давлений фреона в кондиционере для конкретной марки устройства находится на внешнем блоке климатической техники.

  • Discharge side – это рабочее давление на стороне нагнетания.
  • Suction side – это показатель рабочего давления на стороне всасывания.

Следует учесть, что показатели давления меняются в зависимости от температуры окружающего воздуха и температуры в помещении. Ниже представлены таблицы зависимости давления от температуры воздуха для наиболее востребованных в климатической технике газов.

Многие владельцы климатической техники задают вопрос, как определить какой фреон в кондиционере, когда и сколько его необходимо заправлять?

Для того чтобы узнать тип применяющегося газа следует внимательно посмотреть на заводскую маркировку, которая находится на внешнем блоке устройства.

В строке с надписью Refrigerant находится марка хладагента, использующаяся в конкретной модели климатической техники. В нашем случае это R22.

Заправку следует осуществлять при следующих признаках:

  • Из внутреннего блока не поступает охлажденный воздух при работающем аппарате.
  • На трубках появляется наледь.

Дозаправка сплит-системы также потребуется при переустановке климатической техники и после ремонта компрессорного блока.

Определенных норм заправки бытовых сплит-систем не существует. Специалист ориентируется по показаниям манометрической станции, весов и на основании собственного опыта. Именно поэтому для заправки климатической техники необходимо приглашать только квалифицированных специалистов, которые дают гарантию на выполнение своих работ.

Многие спрашивают: сколько стоит заправка кондиционера фреоном. Стоимость заправки кондиционера редко бывает фиксированной. Цена включает в себя стоимость работ плюс стоимость хладагента. Кроме этих факторов на ценообразование играет конкуренция и доброе имя компании.

Средняя стоимость заправки кондиционера в Москве:

  • R22 заправка – 1500 руб. работа + стоимость газа, из расчета 300 руб.100 грамм газа.
  • R410А заправка – 1500 руб. работа + стоимость газа, из расчета 500 руб. 100 грамм хладагента.

В самостоятельной заправке сплит-системы хладагентом нет ничего сложного и страшного. Достаточно иметь оборудование и некоторые знания. Но следует понимать, что в результате неправильной заправки сплит-система может выйти из строя. Стоимость услуг с гарантией качества значительно ниже цены нового кондиционера, поэтому работу по заправке (дозаправке) кондиционера лучше всего доверить профессионалам.

Основные преимущества и недостатки

Современный хладагент R-410A относится к группе специфических гидрофторуглеродов. Его состав рассматривается всемирными организациями как озонобезопасный. Касательно минимального температурного скольжения — этот параметр приравнивается к 0,15 К, благодаря чему он входит в категорию однокомпонентных хладонов. Широкий спектр применения фреона R-410A обусловлен тем, что он обладает множественными преимуществами:

  • Если из-за поломки газ вышел из сосуда, то его можно легко восполнить без потери качества самого хладагента.
  • Перед производителями открываются более широкие горизонты в сфере уменьшения энергопотребления техники.
  • Нет необходимости устанавливать мощный, дорогостоящий компрессор, так как теплообменник обладает высоким уровнем удельной холодопроизводительности.
  • Существенно возросла эффективность работы систем, так как фреон R-410A обладает низкой вязкостью и хорошей теплопроводностью.

Отрицательных сторон не так уж и много, но все они должны быть учтены не только опытными мастерами, но и обычными пользователями, которые используют бытовую технику с фреоном. К основным недостаткам относятся следующие:

  • Из-за разности давления по отношению к нагнетанию и всасыванию фреона уровень КПД компрессора может быть снижен.
  • Профессионалы отмечают быстрый износ подшипников, который обусловлен высоким рабочим давлением в системе.
  • Использование фреона влияет на то, что корпус бытовой техники должен обладать повышенной герметичностью. Итоговая толщина стенок медных труб рабочей магистрали должна быть больше, нежели для привычного хладагента R22. Минимальный показатель должен находиться в пределах 0,9 мм. Стоит отметить, что большой процент содержания меди ведёт к существенному удорожанию эксплуатируемой системы.
  • В кондиционерах используется высококачественное полиэфирное масло, которое стоит гораздо дороже, нежели минеральное.
  • Этот вид хладагента является несовместимым с элементами климатического оборудования. Правило касается тех деталей, которые изготовлены из эластомеров и чувствительных к пентафторэтану, дифторметану материалов.

Какой фреон лучше – проблемы новых фреонов

Каждый применяемый в настоящее время фреон имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Как следствие совокупности факторов – новые проблемы, которые раньше не наблюдались.

Особенности фреона R-134А

С появлением на рынке нового поколения бытовой техники появились и новые проблемы. Например, увеличилось число холодильников с дефектом «засор капиллярной трубки».

Как появляется засор капиллярной трубки

Дело в том, что в холодильниках стоят капиллярные трубки небольшого внутреннего диаметра (0,7 – 0,8 мм). Если при длительной работе холодильника в экстремальных условиях тонкая капиллярная трубка может постепенно забиться, её пропускная способность уменьшится.

Фреон не сможет свободно и беспрепятственно циркулировать по контуру. Компрессор, в свою очередь, будет функционировать на пределе своих возможностей, но не сможет обеспечить оптимальную разницу давлений. Холодильный контур в таком случае потеряет производительность.

Что произойдёт, если не устранить неисправность

Причём неисправность эта проявлялась постепенно. Всё начиналось с небольшого снижения пропускной способности трубки, со временем это приводило к полному засору и выходу из строя компрессора.

В новых холодильниках засоров не бывает

Как правило, в новом только что купленном холодильнике этой проблемы нет. Первые признаки частичного засора капиллярной трубки могут проявить себя после 2-3 лет с начала эксплуатации, причём для холодильников разных производителей эти цифры могут быть другими.

Причины появления засора капиллярной трубки

Причин у этого явления множество. К таким последствиям может приводить перегрев при эксплуатации холодильника в жарком помещении, химические процессы взаимодействия синтетического масла с фреоном, а также перегрев по причине редких отключений компрессора вследствие повреждения термостата.

Этот феномен связывают со свойствами фреона R-134А. Импортные и отечественные холодильники, использующие другие виды фреона, такой особенности не имеют.

Как прочищают капиллярную трубку

Особенности фреона R-600А

Второй вид фреона, который используют в бытовых холодильниках – это R-600А. Оценим его с точки зрения потребителя.

Достоинства R-600А

  • Холодильники на R-600А работают тише, чем на R-134А.
  • Не разрушают озоновый слой и препятствуют возникновению парникового эффекта.
  • Компрессора на R-600А более экономичны и потребляют меньше электроэнергии при работе.

Изобутан взрывоопасен

Если работать с ним, необходимо придерживаться мер предосторожности.
Работы по ремонту и обслуживанию такой техники, как и сам газ, обходятся дороже.
Дороже стоят и компрессора, работающие на этом газа, а также вы больше заплатите за холодильник при покупке его в магазине.

Способы заправки кондиционера

Заправку кондиционеров фреоном рекомендуют производить не реже, чем раз в 1.5-2 года. За это время происходит естественная утечка значительной части хладагента, которую необходимо восполнить. Эксплуатация охладителей без дозаправки в течение 2 лет и более может привести к поломке устройства из-за перегрева и износа деталей, а также утечки масла.

Дозаправкой устройств кондиционирования занимаются специализированные службы. Однако если есть необходимые инструменты, эту процедуру можно провести самостоятельно.

Новичок может сделать эту процедуру двумя способами:

  • По давлению. Чтобы узнать количество фреона, нужно посмотреть в инструкцию кондиционера — там будет указан уровень давления в системе. Затем необходимо присоединить к устройству коллектор — он покажет реальный уровень давления в охладителе. Путём вычитания полученной величины из параметров, указанных в документах, несложно узнать необходимое количество вещества для дозаправки.
  • По массе. При полной заправке кондиционера, можно узнать необходимый объем по массе. Для этого также нужно обратиться к документации. При заполнении устройства фреоном, баллон с хладагентом для кондиционера ставится на точные весы. В процессе перекачивания, нужно внимательно следить за весом баллона и при восполнении недостатка вещества, сразу отключать систему.

Заправка кондиционера: алгоритм действий

Перед тем как заправить систему кондиционирования фреоном, нужно подобрать необходимые инструменты и материалы. Для этого потребуется манометр, баллон с фреоном, вакуумный насос, а также весы, по которым будет определяться объем хладагента в кондиционере.

Алгоритм действий при заправке кондиционера:

Сначала нужно отключить охладитель от электричества и определить необходимое для заправки количество фреона по весу или давлению в системе. А также нужно «продуть» трубки с помощью азота, чтобы удалить из системы лишние примеси и убедиться в герметичности системы

Это важно сделать в том случае, если существует подозрение на утечку хладагента из-за повреждения системы. Затем нужно закрыть трехходовой клапан по часовой стрелке. Чтобы определить уровень давления и совершить дозаправку, нужно присоединить к штуцеру манометрический коллектор

После этого трехходовой клапан снова открывается, к коллектору присоединяется баллон с хладагентом и перекачивается в систему

Чтобы определить уровень давления и совершить дозаправку, нужно присоединить к штуцеру манометрический коллектор. После этого трехходовой клапан снова открывается, к коллектору присоединяется баллон с хладагентом и перекачивается в систему.

Сравнительная таблица хладагентов

Ранее при производстве холодильных установок использовали аммиак, как хладагент. Однако это вещество губительно влияет на экологию и разрушает озоновый слой, а в больших количествах может создавать проблемы со здоровьем у людей. Поэтому учёные и производители начали разрабатывать другие виды охлаждающих веществ.

Современные виды хладагентов безопасны для экологии и людей. Они представляют собой различные типы фреонов. Фреон — это вещество, которое содержит фтор и насыщенные углеводороды, отвечающее за теплообмен. На сегодняшний день существует более сорока видов таких веществ.

Фреоны активно используются в бытовых и промышленных приборах, работающих на охлаждение воздуха и жидкостей:

  • В качестве хладагента в холодильнике.
  • Для охлаждения морозильной камеры.
  • Как хладагенты для сумок-холодильников.
  • Для охлаждения воздуха в кондиционере.

Таблица свойств позволяет выбрать оптимальный вид хладагента. Она отражает основные свойства фреонов: температуру кипения, теплоту парообразования, плотность.

При заправке кондиционера могут понадобиться и сравнительные таблицы фреонов. Они определяют вещества, которыми можно заменить тот или иной хладагент, если его не удалось найти в продаже. Ниже представлена упрощённая версия такой таблицы с наиболее распространёнными типами охладителей.

ХФУ — хлорфторуглероды, ГХФУ — гидрохлорфторуглероды, ГФУ — гидрофторуглероды

Фреон R134A: характеристики

В таблице представлены технические данные вещества, которые помогут сравнить хладагент с имеющимися на рынке аналогами.

Наименование показателяЧисловое значение, мера измерения
Температура кипения-26,5 градусов
Критическое давление4,06 МПа
Критическая температура101,5 градусов
Озоноразрушающий потенциал0 ODP
Молекулярный вес102,03 г/моль
Плотность жидкости126 кг/м3
Плотность газа5,28 кг м3
Растворимость в воде0,21 об/об

Благодаря этим показателям фреон R134A применяют в автомобилестроении, промышленности, при создании бытовой холодильной техники.

В состав фреона R134A входят:

  • хладон 134 — 62,9%;
  • хладон 218 – 32,6%;
  • H-бутан – 4,5%.

Источник

Зачем и можно ли менять R134a на R600a?

Со временем производительность холодильного оборудования на R134a падает. Это связано в основном с изношенностью компонентов системы. Многие холодильщики предлагают менять фреон на R600a.

Есть мнение, что после этого быстро выходит из строя компрессор. Но… давайте разберемся. Если холодильник начал плохо охлаждать, то велика вероятность что компрессор сильно изношен. Использование R600a улучшит хладопроизводительность. Но компрессор со временем сломается, но по причине износа, а не из-за перехода на новый фреон.

Еще один аргумент в пользу замены – шум. В системах под фреон R134a ставят более мощные насосы, чем на оборудование под R600a. Соответственно, уровень шума у них выше. после замены насос не так интенсивно работает, техника, соответственно, работает тише.

Стандартная тара для фреона R600a, нетто — 13,6 кг.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий