Как проверить дифференциальный автомат на работоспособность

Методика прогрузки

Автомат c16 автоматический выключатель

При прогрузке измеряются основные характеристики автоматов (номинальный ток, ток срабатывания защиты, время срабатывания защиты при ненормальных режимах) на специальной установке. Все работы по проверке работоспособности проводит специальный персонал, имеющий допуск к таким испытаниям, с удостоверением с отметкой о допуске к специальным работам по испытаниям электрооборудования.

В удостоверении должна быть указана группа по Технике Безопасности, и напряжение, при котором работник может проводить проверки (до или выше 1000в). Удостоверение должно быть подписано главным энергетиком предприятия, которое проводит проверочные работы. Методика прогрузки АВ в заводских условиях должна соответствовать ГОСТу по низковольтной аппаратуре управления и распределения.

Оборудование

Для того чтобы проверить (прогрузить) автоматический выключатель нужно собрать довольно простую схему в которую входит необходимое для испытания оборудование:

  • соединительные провода;
  • КУ — ключ управления;
  • ЛАТР — лабораторный автотрансформатор, для изменения нагрузки; трансформатор нагрузки или нагрузочный трансформатор (НТ);
  • амперметр в качестве шунта;
  • ТТ — трансформатор тока.

Схема устройства для проверки АВ:

Методика прогрузки требует частичного демонтажа аппарата, после проверки исправности — обратного монтажа. Устройство для проведения испытания может быть другого типа, главное чтобы на АВ подавался ток искусственного короткого замыкания с измерением его значения, и учетом времени срабатывания защиты автомата в электрической сети.

Существуют даже специальные комплекты для проверки АВ, например СИНУС-1600, показанный на фото:

Сам процесс

Прогрузка автоматического выключателя с электромагнитным расцепителем осуществляется для определения времени срабатывания автомата в пределах защищаемой зоны по заводским характеристикам. Для этого на устройстве для испытания выставляется ток нагрузки, который равняется максимальному амперажу для данного типа АВ и время, согласно заводским характеристикам.

Для проведения проверки теплового расцепителя на испытательной установке выставляется трехкратный ток нагрузки и максимальное время срабатывания на отключение, согласное заводским характеристикам. Обычно это время от 5 сек. до 0,5мин.

Подробно все действия по проверке автомата рассмотрены на видео:

Как прогрузить АВ первичным током

Испытания в домашних условиях

Все результаты проводимых работ заносятся в протокол. В документе отражается величина наводимого ампеража и время срабатывания автомата. Протокол прогрузки подписывается лицом, проводящим испытания. Образец заполнения протокола проверки предоставлен ниже:

Сроки испытаний

Периодичность испытаний должна быть оговорена в сопроводительных нормативных документах завода-изготовителя, но рекомендуемая проверка — раз в три года при нормальной эксплуатации автоматического выключателя при номинальном токе нагрузки. При аварийных срабатываниях или ненормальной работе АВ периодичность может быть изменена, и должна быть проведена внеплановая проверка. Все рекомендации относятся к бытовым автоматам и выключателям, установленным в производственных помещениях.

Согласно ПУЭ гл.3.2, пункт 1.8.37 прогрузка автоматических выключателей на вводных и секционных аппаратах защиты, сетях аварийного освещения, пожарной сигнализации — 2% АВ групповых сетей. Требования ПУЭ для других электроустановок 1% всех устанавливаемых автоматов.

В случае обнаружения автоматических выключателей, не соответствующих заводским характеристикам, проводится методика проверки всей партии. После проведения прогрузки на каждый аппарат должен быть поставлен штамп с логотипом лаборатории, проводящей испытание, датой проведения и словом «Испытано» или «Годен до … (дата)». Это свидетельствует о том, что автомат прошел проверку и годен к эксплуатации.

Вот по такой методике выполняется проверка автоматических выключателей напряжением до 1000 В. Как вы видите, прогрузить автомат можно даже прибором, собранным в домашних условиях, главное — знать технику безопасности и технологию испытаний. Надеемся, теперь вы знаете, что и как делать, чтобы самостоятельно проверить отключающую способность аппарата защиты.

Будет интересно прочитать:

  • Почему срабатывает УЗО в щитке
  • Как проверить работоспособность ТЭНа
  • Как пользоваться мегомметром

Прогрузка автоматов

Испытание (прогрузка) автоматических выключателей, проверка срабатывания — автоматические выключатели предназначаются для обеспечения надлежащей защиты электроприемников и распределительных сетей переменного электротока при повреждении изоляции (в результате аварий).

Для того чтобы убедиться в их работоспособности, соответствии нормам и требованиям, качественном выполнении возложенных функций проводится испытание автоматических выключателей. Прогрузка автоматических выключателей производится при соблюдении следующих условий:

  1. Вертикальное положение автоматического выключателя.
  2. Отключение испытуемого автоматического выключателя от сети.
  3. Частота сети, при которой осуществляется проверка автоматических выключателей – 50Гц (±5Гц).

Для чего производят прогрузку АВ

Важность предохранительных устройств в системах энергоснабжения (кстати, не только в них) беспрецедентна. Именно они предотвращают пожары, а также выход из строя дорогостоящих электроустановок и кабельных линий. В отличие от плавких вставок (пробки, предохранители), автоматические выключатели могут применяться даже в случае многократного возникновения короткого замыкания или превышения максимально допустимого тока

Этим фактом, а также тем, что их можно просто и быстро включать либо выключать, обусловлена их актуальность распространенность. К тому же они, по большей части, ремонтопригодны

В отличие от плавких вставок (пробки, предохранители), автоматические выключатели могут применяться даже в случае многократного возникновения короткого замыкания или превышения максимально допустимого тока. Этим фактом, а также тем, что их можно просто и быстро включать либо выключать, обусловлена их актуальность распространенность. К тому же они, по большей части, ремонтопригодны.

Для уверенности в надежной работе автомата необходимо производить его прогрузку. Такое испытание автоматических выключателей проводится с целью определения их соответствия заявленным производителем характеристикам, что, в итоге, благотворно скажется на качестве защиты сети.

Как устроен и работает автоматический выключатель

Основным элементом любого автомата является расцепитель, размещенный в его корпусе, который, в свою очередь снабжен рычагом для включения/отключения устройства. Также внутри корпуса предусмотрены дугогасительные камеры с искрогасительными пластинами, предотвращающие искрение контактов и, соответственно, возникновение возгорания.

Автоматы выпускаются с возможностью коммутации от 1 до 4 линий одним выключателем.

По способу срабатывания различают следующие типы расцепителей:

  • электромагнитные;
  • тепловые;
  • электронные, могут также выпускаться в виде блока защиты, управляемым микропроцессором.

Электромагнитный представляет собой катушку с сердечником (электромагнит), который жестко связан с механизмом разрыва линии. При превышении тока отсечки это устройство разрывает цепь. Преимущество мгновенного срабатывания в этом случае нивелируется тем, что ток должен значительно превышать допустимое значение, в два раза минимум.

Принцип действия теплового расцепителя основан на изменении формы биметаллической пластины во время ее нагрева, проходящим через нее электрическим током. Именно она связана с механизмом расцепления контактов. Отличается достаточно высокой инертностью, как до срабатывания, так и во время повторного включения, ведь набор и потеря температуры – характеристики протяженные во времени.

Электронный вариант наиболее сложен и, соответственно, дорог. Поэтому его применение подразумевает коммутацию весьма высоких напряжений и токов. Но именно он позволяет добиться оптимальной время-токовой характеристики, соответствующей необходимым требованиям.

Стоит отметить, что, вне зависимости от типа устройства, прогрузка автоматических выключателей – процесс нужный и даже необходимый, учитывая возможный ущерб от ненадлежащей работы аппарата.

Методика испытаний при прогрузке АВ

Для проведения проверки ключевых характеристик выключателей используются специальные испытательные устройства для прогрузки автоматов. Их ассортимент достаточно широко представлен на рынке приборами как отечественного, так и иностранного производства. Их конструкция практически ничем не отличается и включает в себя три трансформатора (трансформатор тока, нагрузочный и ЛАТР). Контроль тока осуществляется входящим в цепь аппарата амперметром, а время сработки индицируется на дисплее.

Методика проверка и испытание автоматических выключателей

Общие положения.

Данная методика предназначена для производства измерений времени срабатывания аппаратов защиты с тепловыми, электро­магнитными и полупроводниковыми расцепителями с целью проверки выполнения требова­ний пункта 413 ГОСТ Р50571.3-94, обеспечивающего безопасность косвенного прикосновения к нетоковедущим металлическим частям оборудования в момент замыкания фазного проводника.

Время отключения для распределительных цепей не должно превышать 5 с, если сопротивление защитного заземления меньше:

(50/U0)*Z0

где Uo — номинальное фазное напряжение, Zo — сопротивление цепи фаза-нуль, т.е. достаточно мало, чтобы обеспечить безопасное напряжение прикосновения на металлических час­тях оборудования, и 0,4 с для цепей, питающих передвижное и пере­носное оборудование и для распределительных цепей, в которых не выполняется вышеуказанное условие для сопротивления защитного заземления.

Объектом измерений являются автоматические выключатели, которые служат для защиты распределительных сетей переменного тока и электроприемников в аварийных случаях при повреждении изоляции. Для осуществления защитных функций автоматические выключатели имеют максимальные расцепители от токов перегрузки и токов короткого замыкания. При прохождении через автоматический выключатель токов больше номинальных не менее 20%, последний должен отключаться. Защита от перегрузки осуществляется тепловыми или электронными устройствами. Защита от токов короткого замыкания осуществляется электромагнитными или электронными расцепителями.

Измеряемой величиной является время отключения АВ при заданной величине тока, превышающей номинальное значение тока АВ.

2.Объем и нормы испытаний

Согласно ПУЭ 7 изд. п.1.8.37, ПТЭЭП 2003 г.( приложение 1 §26) и Правил технического обслуживания устройств РЗ и А эл. сетей 0.4 — 35 кВ (РД 34.35.613-89 §58 ) Электрические аппараты до 1 кВ испытываются при вводе в эксплуатацию, а также в процессе ее в следующем объеме:

2.1.

Измерение сопротивления изоляции

Сопротивление изоляции аппаратов должно соответствовать величинам, указанным в табл. 1.8.37 ПУЭ и табл.37 ПТЭЭП, но не менее 0,5 МОм. Периодичность проверки при вводе в эксплуатацию и в процессе ее не реже1 раза в 6 лет.

2.2.

Испытательное напряжение для автоматических выключателей, магнитных пускателей и контакторов — 1кВ. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения — 1мин.

Испытательное напряжение 1000 В промышленной частоты может быть заменено измерением одноминутного значения сопротивления изоляции мегаомметром на напряжение 2500В. В этом случае измерение сопротивления изоляции мегаомметром на 500 — 1000 В по п.1.1 можно не проводить (см. п.п.28.3, приложения 3 ПТЭЭП; п.1.8.37 ПУЭ).

2.3.

Проверка действия максимальных, минимальных или независимых расцепителей автоматических выключателей (АВ).

Проверка действия (работоспособности) максимальных (тепловых, электромагнитных и комбинированных) расцепителей АВ, тепловых расцепителей магнитных пускателей (ПМ) производится первичным током от постороннего источника тока как при вводе электроустановок (или отдельного аппарата АВ или ПМ) в эксплуатацию, так и в процессе их эксплуатации в сроки, определяемые графиком ППР электрооборудования предприятия.

Плавкие вставки предохранителей должны проверяться в те же сроки, что и другие защитные аппараты. При этом проверяется их соответствие номинальным параметрам защищаемого оборудования, отсутствие трещин на корпусах предохранителей, наличие заполнителя.

Блог

В 2015-2016 годах, прокатилась настоящая волна заявок от жителей новостроек. Причина вызовов, одна – выбивал дифавтомат, на варочную.

Во всех случаях в этажном щите стояли дешевые китайские диф. автоматы. Проблема быстро решалась заменой электронного АД12 из Китая, на электромеханический дифавтомат от нормального производителя. Меня выручал Eaton PFL6 на 32А. (На 2021 год выгоднее покупать серию PFL7, именно эту серию я сейчас использую для сборки щитов).

На самом деле причин отработки дифференциальных устройств не так много:

  1. Неправильное подключение. При подключении возможна ошибка – перепутан заземляющий провод с нулевым. Это легко исправить, но только если ошибка допущена при подключении самого оборудования (варочной панели, духового шкафа, электрической розетки и т.д) или при подключении диф. автомата. Если ошибку допустил электромонтажник при расключении проводов в распределительной коробке, то тут могут возникнуть трудности. Электрику придется повозиться, чтобы прозвонить все линии и исправить данную проблему.
  2. Неправильный подбор диф. устройства. Основной параметр всех дифференциальных аппаратов это – ток утечки. Наиболее распространённые номиналы: 10мА, 30мА, 100мА и 300мА. Кто-то в погоне за максимальной безопасностью, может забыть, что подключаемые приборы к электрическим линиям могут обладать небольшой, а в некоторых случаях довольно ощутимой утечкой тока. Поэтому в некоторых случаях, при неправильном выборе диф. устройства, могут возникнуть ложные срабатывания.
  3. Неисправность диф. реле. Здесь все просто. Чтобы узнать исправное устройство или нет, надо поменять его на другое. Только не меняйте шило на мыло. Ставьте хороший проверенный вариант (любой электромеханический ДИФ, от европейского производителя).
  4. Неисправность электрического оборудования. Порой виновники срабатывания дифавтоматов являются подключаемые приборы. Например, у стиральной машины может пробить ТЭН на корпус, но при этом тока для отработки по КЗ недостаточно, а ДИФ уже чувствует это утечку и срабатывает. В этом случае можно проверить прибор, подключив его к другой электрической линии. Если отработка будет и на другой линии, то очень велика вероятность, что подключаемый прибор неисправен.
  5. Реальная утечка тока на линии. Тут может быть все, что угодно, но самый распространённый вариант — это механическое повреждение кабеля. Найти, где нарушена изоляция очень тяжело, и иногда, чтобы устранить проблему может понадобиться перекладывать кабель.

В трёх случаях, где мне приходилось менять дифавтомат, был установлен данный экземпляр (см. фото). Увы, не подскажу реальную причину отработки, так как проблема была решена заменой на Eaton. Замерить утечку тока, на тот момент, у меня не было возможности, поэтому выяснить реально ли он бракованный или просто слишком чувствительный, мне не удалось. Максимум что могу сделать, это показать, что у китайского дифавтомата внутри.

Как видно устройство состоит из двух частей: автоматического выключателя и дифференциального блока.

Так выглядет автомат внутри:

А это уже дифференциальная часть:

Данную тему пришлось затронуть, так как периодически мне продолжают звонить с подобными проблемами, а у меня не всегда есть время вырваться на такие заказы (большая загрузка работой). Поэтому если у Вас вдруг возникла похожая ситуация и начал выбивать дифавтомат, то для начала посмотрите, что у вас установлено в электрическом щите. И если там вы увидите «китайщину», то в большинстве случаев поможет её замена на более солидный бренд.

blog comments powered by DISQUS back to top

Симптомы неисправностей

Исправная автоматическая коробка передач должна менять ступени без ощущаемых ударов. Динамика автомобиля должна быть соизмерима увеличению оборотов двигателя

При покупке поддержанного автомобиля с АКПП обращайте внимание на следующие симптомы:

  • удары либо так называемые пинки при переключениях. Возникать могут как в обездвиженном состоянии, когда вы меняете положения селектора КПП перед началом движения, так и в движении во время разгона или замедления;
  • шумная работа, появление вибраций, что может свидетельствовать об общей усталости сочленений планетарной передачи КПП гидротрансформаторного типа. В случае с DSG вибрации, проявляющиеся при начале движения, будут свидетельствовать об износе сцепления;
  • несоответствие оборотов двигателя разгонной динамике автомобиля. Иными словами, когда двигатель интенсивно развивает обороты, но автомобиль разгоняется «вяло». Это будет свидетельствовать о проскальзывании фрикционных пакетов АКПП. Если мы говорим о DSG, то налицо износ двухдискового сцепления. В обоих случаях симптомы говорят о наличии серьезной неисправности;
  • запоздалое переключение передач либо отсутствие перехода на некоторые ступени. Если автомат не включает некоторые передачи, можно говорить о дорогостоящем ремонте.

Проверка АКПП

Начнем с того, как проверить КПП гидротрансформаторного типа (принцип работы и устройство АКПП). Существует всего несколько методов проверки автоматических коробок.

Начинать всегда следует с визуального осмотра. Наличие маслянистых запотеваний будет свидетельствовать об износе сальников. Также вас должен насторожить факт отмытой коробки, если остальное подкапотное пространство покрыто давними загрязнениями. Это будет свидетельствовать о ремонте либо замене АКПП. Если владелец не отрицает замену, поинтересуйтесь причиной замены и состоянием установленной коробки. Практически во всех случаях владельцы покупают контрактные коробки либо устанавливают восстановленные АКПП (так называемый ребилд). Говорить о том, какой способ ремонта лучше – сложно, так все зависит от состояния новой коробки в каждом отдельном случае.

Миф о необслуживаемых АКПП

Существует два типа АКПП:

  • обслуживаемые;
  • необслуживаемые.

В первом случае в корпусе коробке будет присутствовать щуп для контроля уровня жидкости АКПП. При покупке машины обязательно нужно проверить уровень жидкости, а также ее состояние. Жидкость ни в коем случае не должна пахнуть горелым. Это будет свидетельствовать о проскальзывании фрикционных пакетов, что происходит вследствие недостаточного давление жидкости в системе. Вследствие нехватки смазки происходит перегрев и износ фрикционных и стальных дисков, что приводит к перегреву не только самых пакетов, но и гидроблока.

Состояние масла АКПП – очень важный показатель работоспособности коробки. Несмотря на то что многие производители говорят о необслуживаемости своих КПП, жидкость и фильтр все равно необходимо периодически менять. Отработавшая свое ATF жидкость засоряет каналы гидроблока, а также фильтрующий элемент. Это приводит к залипанию соленоидов и масляному голоданию в некоторых режимах работы.

Масло в АКПП рекомендуется менять каждые 60-70 тыс. км. Касается эта рекомендация и DSG 6 с мокрым сцеплением. В случае с DSG 7 коробка имеет сухое сцепление и во многом масло работает, как и в обычной механике. Но смену масла также желательно проводить на 100 тыс. км пробега.

Компьютерная диагностика

Все автоматический и роботизированные КПП, в том числе и DSG, не обходятся без электронных систем управления. Поэтому в случае некоторых неисправностей на панели приборов загорается соответствующий индикатор неисправности. Если вы желаете полноценно проверить автоматическую коробку передач, DSG обязательно воспользуйтесь компьютерной диагностикой. Некоторые неисправности АКПП, связанные с электрическими цепями, могут иметь ситуативный характер, поэтому никак не проявить себя при проверке и покупке автомобиля. Но информация о возникновении ошибок записывается в память ЭБУ. Проверить наличие ошибок можно специальным диагностическим оборудованием.

Компьютерную диагностику можно считать обязательной, если вы покупаете автомобиль с дорогостоящей роботизированной КПП, к которым относится ДСГ. Программно специалист может определить степень износа двухдискового сцепления, что может сохранить вам немало средств после покупки автомобиля.

Испытываем коробку-автомат.

Работа коробки передач проверяется на месте и в движении.

На месте тестируется так:

  • Выжмите тормоз.
  • Любая скорость должна включаться сразу же, запаздывание возможно, но не дольше секунды. Недопустимы резкие толчки и скрипы.
  • Проведите селектор по всем передачам. Если вас не напрягли никакие подозрительные звуки и долгие паузы, то агрегат исправен.

Перед испытанием в режиме движения лучше всего выбрать пустой и ровный участок дороги. Итак, ваши действия:

Обычное начало движения и набор скорости (все переходы скорости в норме строго плавные и тихие.);
Быстрый разгон и торможение (начало движения должно быть хорошим, без промедлений, уделите внимание разгону до 100 км/ч. Сбавьте ход до 50 км/ч, тормозите. Торможение также должно быть быстрым, без лишних «усилий» со стороны автомобиля);

Торможение также должно быть быстрым, без лишних «усилий» со стороны автомобиля);

Некоторые рекомендации

  • Не забывайте о колесах: специальные большие шины, приспособленные к бездорожью – повод задуматься об исправности коробки.
  • Если двигатель машины «слаб» с завода, то не следует ждать быстрого увеличения скорости.
  • При нажатии педали газа будьте аккуратны, так как автоматизированная система реагирования на подачу топлива очень нежная и хрупкая.

При совершении покупки любой техники, которая уже имела хозяев, нужно быть максимально осторожным и тщательно изучать все ее агрегаты

Что говорить о важности диагностики автоматизированного переключателя скоростей, который считается очень сложным устройством

Подбор авто в нашей компании избавит Вас от ненужных затрат в будущем, если Вы случайно приобретёте авто с убитой АКПП. Проверяйте исправность коробки автомат перед покупкой авто, будьте бдительны и опасайтесь мошенников. Или обратитесь к нам. Удачной покупки!

Что нужно знать о приборе, чтобы прозванивать провода

Если вы планируете прозвонить проводку в квартире, нужно знать о мультиметрах несколько принципиально важных фактов. В первую очередь стоит отметить, что проверить провод можно самым простым прибором. Вполне подойдёт недорогая китайская модель с минимальными возможностями.

Но при этом удобнее всего использовать устройство, в котором есть сама функция прозвонки. Для того чтобы установить ручку прибора в соответствующее положение, необходимо повернуть её в направлении значка диода (как вариант, дополнительно может быть нанесено изображение звуковой волны). Это означает, что при проверке целостности провода при замыкании контактов прозвучит звуковой сигнал.

Но наличие звукового сопровождения совершенно необязательно для прозвонки проводов мультиметром. О том, что цепь разорвана, будет свидетельствовать единица на дисплее, показывающая, что уровень сопротивления между щупами выше, чем предел измерений. Если же на исследуемом участке повреждений нет, на экран будет выведено значение сопротивления, которое в идеале должно стремиться к нулю (при условии работы в бытовых сетях небольшой протяжённости).

Как проверить исправность дифавтомата

Дифференциальные автоматы – компактное инновационное решение рынка коммутационных аппаратов.

Они очень удобны, компактны, а также объединяют в себе целый ряд защитных механизмов: 1) Тепловой – защита от перегрева во время длительных превышений номинальных нагрузок. 2) Токовый – защита от пиковых скачков максимальной силы (коротких замыканий). 3) УЗО – защита пользователя в момент пиковых нагрузок, нарушения механической целостности изоляции и гуляющих токов.

При применении устройства в бытовом использовании, необходимо знать алгоритм проверки его работоспособности. Потому, в данной статье, мы рассмотрим, какие методы проверки исправности дифавтомата существуют, и как ими пользоваться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий